Откатчики. Грустный мюзикл.
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT-Weeklyall CIOIT Contact
IT-Expert IT-World.ru IT-World.ru
ВходРегистрация
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Откатчики. Грустный мюзикл.

Для бизнесаКоммуникации

Откатчики. Грустный мюзикл.

| 10.02.2017

Первое знакомство с ними состоялось более 20 лет назад. В фирму, где я работал менеджером по продаже компьютеров (дело было в Харькове), зашли двое, и старший сказал: «Мы представители херсонского завода, и нас интересует компьютерное оборудование». «Отлично!» – воскликнул я. «Не спешите, – осадил меня старший. – А еще мы представители кооператива при херсонском заводе. И нас интересует процент…» Хотите верьте, хотите нет, но, сев за статью, я моментально вспомнил его необычную внешность, редкую фамилию, хорошо поставленный театральный голос и всё-всё-всё. Пробил по Интернету: так и есть – живет в Херсоне по ул. Рабочей, на заслуженной пенсии. Мы с вами даже знаем, каким образом заслуженной…

Следующая встреча была уже фарсом. Из двоих пришедших один остался за дверью – смотреть в щелочку, а второй, подмигнув мне заговорщицки, спросил: «Скажите, а если я приведу к вам заказчика, вы заплатите мне комиссионные?» «Нет! – соврал я с металлом в голосе, – Это у нас не принято». «Да-а-а, – покивал он головой секунд 20. – Заходи, Вася, ничего тут у нас не выйдет!»

Да уж, куда ему до херсонца!

После того как я переехал в Россию, видовое разнообразие откатчиков расширилось. Хотя особо забавные и одиозные случаи все равно подкидывает родная Украина. Вы знаете, что такое «пилить в два конца»? О, это великая наука, я вам сейчас расскажу. Компьютерный бизнес еще ничего себе устроен, тут можно (иногда) продавать просто так. Не то в продаже промоборудования, лакокрасочных материалов, цемента-бетона-угля и так далее. Там без процента с вами просто не станут разговаривать. Вопрос не стоит – да или нет. Вопрос – сколько? И тут у талантливого менеджера по продажам появляется возможность маневра. Нужно всеми правдами и неправдами уговорить заказчика на процент чуть ниже обычного. Или уговорить начальника, что по этой конкретной сделке надо заложить выше среднего, клиент требует. Ну или и то, и другое – почему не использовать талант убеждения, раз именно в этом и состоит твоя работа. И тогда изворотливый менеджер получит еще и процент от процента, не считая стандартного процента с продажи в своей фирме. Вы еще не запутались? Следите за руками!

Знакомый директор фирмы по продаже компьютерных комплектующих как-то раз именно на этом и погорел. Желая развить новое бизнес-направление, он посадил рядом с отделом комплектующих отдел, торгующий канцтоварами. И попал впросак. Этот бизнес, как и упоминавшиеся выше лаки-краски, был откатным на 100%. Далее началось «перекрестное опыление», постепенно и отдел комплектующих стал таким же. Пришлось разогнать оба. А что вы хотели, кто в здравом уме откажется от денег? Тем более в два конца!

Из этой же сферы – чудное слово «цельнотянутый». Этот изначально материаловедческий термин применяется в том случае, когда в ответ на оплату не поставляется вообще ничего. Ни-че-го! Если речь шла об услугах – подписывается фиктивный акт: работы выполнены, претензий нет. Если о поставке оборудования – им объявляется любой списанный хлам, пылившийся до того много лет на складе. Деньги освоены, дело сделано, забудьте. Этот случай настолько нетривиален, что не поддается даже математическому обсчету: как понять процент прибыли при такой схеме? Он попросту бесконечен, ибо затраты нулевые, а деление на ноль… После этого вы хотите, чтобы кого-то в этой стране привлекал бизнес с рентабельностью даже в 50%?

img

Следующий откатчик подстерег меня там, где я совсем не ждал. Приехав в солиднейший автосалон покупать машину, я сел напротив молодого симпатичного менеджера в ожидании оформления документов. «Владимир Владимирович, – вдруг сказал он вкрадчивым голосом, – а не хотите всего за 10 тысяч рублей сверху купить такую же машину, но с полным приводом?» «Интересное предложение!» – ответил я. «Нужно будет подъехать на Ленинградский проспект, – сказал он шепотом, – дом такой-то…» Я посмотрел на него повнимательнее. Фирменный костюм, явно ходит в спортивный зал. Получает хороший оклад плюс процент от каждой сделки. Из жизненных принципов, видимо, только один: «Я предпочитаю пять долларов трем долларам». Поймав на таком своего сотрудника, я, наверно, просто одел бы ему на голову монитор (не современный, тонкий и почти невесомый, а старый, с ЭЛТ). Кстати, на Ленинградском проспекте меня вполне могли ждать не только продавцы конкурирующего автосалона, но просто пара крепких парней в подворотне.

Конечно, попадались и клоуны. Выдвигая, например, одновременно требования самой низкой цены в Москве и хорошего заложенного в нее процента. Первое – чтобы быть чистым перед начальством, второе – а с чего бы тогда ему напрягаться. Присланный молодой человек с кешем как-то раз добрых полчаса бился со мной за скидку, которую я принципиально не давал: цену утвердил со мной по телефону его начальник, выделил бабло и быстроногий гонец помчал за товаром. Но не тут-то было, надо же поучаствовать в процессе и отжать что-нибудь для себя!

«Наш шеф – очень систематичный человек, – говорил мне сотрудник ИТ-отдела немаленькой агрофирмы тоном профессора, читающего неофитам основы квантовой хромодинамики. – С каждого компьютера, принтера, а также картриджа, кабеля и всего остального, что будет закупаться через вашу фирму, должен будет отщепляться определенный процент. Нет, никто не станет за ним ездить после каждой сделки. Но раз в месяц или квартал мы обязательно встретимся и подведем итог».

Славный малый, приехавший покорять Москву в начале 2000-х то ли из Кирова, то ли из Пензы, получил первое самостоятельное задание – закупить мощный UPS. Он тут же напросился на встречу и попросил откат в полторы тысячи. «Рублей?» – уточнил я. «Да, рублей!» – ответил он с достоинством. Удивленный такой непритязательностью, я согласно кивнул. Далее была долгая бюрократическая процедура (устроился он в очень немаленький банк), и наконец UPS был поставлен. Устав ждать обещанного, он набрал телефон и срывающимся голосом выдал: «У нас претензии к поставленному вами оборудованию. Ждите официального письма!» А, полторы тысячи! Зачислили ему на телефон. Тут же еще звонок, теперь радостный. Все нормально!! Претензии сняты… 

Рассказывал эту историю как анекдот разным своим приятелям-бизнесменам, пока один из них не обратил внимание на очевидный, в общем-то, момент. Дело не только в мировосприятии конкретного молодого человека. И не в царящей вокруг атмосфере. Дело в людях, которые работают прямо рядом с ним, непосредственные начальники и выше, которые занимаются этим КАЖДЫЙ ДЕНЬ, не стесняясь своих подчиненных. Отсюда и правильные фразы в телефоне. Только там речь идет, конечно, не о полутора тысячах и, конечно же, не рублей. У славного малого, как вы понимаете, блестящее будущее в нашей стране. А то, что начинает он с мелочей, – нестрашно, Генри Форд тоже в юности продавал газеты на улице. Дорогу осилит идущий.

Название статьи я спародировал с нового мюзикла «Растратчики». Думаю, что тема откатов способна дать талантливому сценаристу не меньше материала и ярких персонажей. В отличие от всех героев настоящей статьи, готов поделиться фактурой совершенно бесплатно. О проценте с отката (тьфу ты, с проката!) договоримся.

Журнал IT-Expert    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

мероприятия

| 16.03.2017
Международный ИКТ-Форум в Москве: бесплатная регистрация!

Москва, AZIMUT Отель Олимпик Москва

| 26.03.2017
Авторский мастер-класс Михаила Галейченко «Бизнес с планшета»

Москва, отель «Бета» (Измайловское шоссе, д.71 корп.2Б)

Также смотрите

Сэкономить на покупке почтового клиента можно как минимум вдвое, но нужно четко сформулировать требования к нему.

Журнал IT-Expert: № 01/2017

Фоторепортажи

Календарь мероприятий

<<<Февраль, 2017>>>
Пн6132027
Вт7142128
Ср181522
Чт291623
Пт3101724
Сб4111825
Вс5121926

Прошедшие мероприятия
Текущие мероприятия
Будущие мероприятия