Диспансеризация
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT-Weeklyall CIOIT Contact
IT-Expert IT-World.ru IT-World.ru
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Диспансеризация

Для бизнесаМенеджмент

Диспансеризация

Максим Плакса | 14.06.2017
Что такое SAM-проект? Да, речь идет именно о проекте, выполнение которого лучше всего поручить профессионалам. Достаточно сложная процедура, не всегда бесплатная, но необходимая так же, как периодическая диспансеризация. В конце концов, даже знание о том, что все в порядке, является весьма ценным. Собственно говоря, в случае с SAM речь идет о здоровье компании. И не только ИТ, но и финансовом.

Считаем деньги
Вот пример, касающийся самого распространенного ПО, офисного. Практика Softline, а это едва ли не ведущий поставщик SAM-услуг в России, показывает, что чаще всего заказчики делают выбор в пользу набора из Microsoft Office, Microsoft Exchange Server и Skype for Business, что легко объяснимо: тут и офисный пакет, и почтовый сервер, и средство для обмена сообщениями. А дальше происходит необъяснимое: вместо облачного пакета Office 365, который объединяет функциональность этих решений, приобретаются отдельные «вечные» лицензии on-premise. Результат – заказчик платит на 10-16% больше, чем мог бы.
Но и этот труднообъяснимый с позиции экономической логики поступок не самый вопиющий. Часто ПО закупается и вовсе бессистемно, на основе умозрительных оценок и фрагментарных данных, или… утилизируется вместе со старым компьютером.
Сталкиваются специалисты и с таким явлением, как перелицензирование, то есть присутствием в распоряжении предприятия большего, чем нужно для решения производственных задач, количества лицензий. И речь идет не только о количестве, но и о качестве лицензий, тех случаях, когда приобретаются излишне функциональные версии ПО.
Источник всех этих ошибок – отсутствие в штате специалиста, обладающего достаточными знаниями и ответственного за использование в организации ПО и его лицензирование.

Задача для специалистов
Процедура SAM не так проста, как может показаться на первый взгляд. Дело и в сложности лицензирования (особенно ПО от Microsoft, разобраться в котором могут только хорошо подготовленные специалисты), и множестве аспектов практического использования софта, особенно специализированного. Кроме того, перед компанией могут стоять самые разные задачи. Поэтому, говоря о SAM, нужно вести речь об услуге, которую стоит поручить профессионалам.
Позволю себе пространную цитату, которая говорит о необходимости SAM-проекта весьма красноречиво. «SAM не является в чистом виде ИТ-сервисом. Скорее это услуга, использование или неиспользова­ние которой часто влияет на бизнес в целом. И чем более зрелым себя считает предприятие, тем сильнее это влияние. SAM позволяет по-иному взглянуть на будущее ИТ и сделать правильные инвестиции в ИТ-инфраструктуру, опираясь на лучшие мировые практики и используя опыт про­фессиональных консультантов, – считает директор департамента бизнес-консалтинга группы компаний Softline Владимир Разуваев. – Безусловно, SAM очень важен для ИТ-подразделения: благодаря учету программных активов ДИТы получают объективный срез состояния ИТ-инфраструктуры на предприятии в целом. С другой стороны, SAM так или иначе затра­гивает интересы практически каж­дого бизнес-заказчика в рамках предприятия – то, что в эпоху циф­ровой трансформации принято называть СхО. Если в компании реализуется проект, связанный с учетом программных активов, в него вовлекаются финансисты (бюджетирование), юристы (право­вой аспект использования ПО), топ-менеджеры (инвестиции в ПО, которые необходимы для дальней­шего роста бизнеса)».

Как осуществляется SAM-проект
Реализация SAM-проекта, как и любого другого, осуществляется в несколько этапов. В ходе каждого из них решается определенный круг задач, и от того, насколько полным и качественным будет это решение, зависит успешность всего проекта.
Первый этап – планирование, в процессе которого происходит знакомство с инфраструктурой предприятия, формулирование целей проекта и определение задач, которые предстоит решить. В ходе этого этапа определяются и ответственные лица со стороны заказчика и исполнителя, а также дальнейшие шаги: встречи, обмен информацией, порядок взаимодействия и т. п.
На второй стадии проекта настает время применения специальных инструментов. Интервьюируются ключевые лица компании, но главное – выбирается специализированное решение (такие разработки есть у Microsoft и некоторых поставщиков софта, есть и тиражные решения), которое сканирует инфраструктуру и собирает данные об установленном и используемом ПО. При этом обращается внимание и на специфические сведения в случае, если проект преследует конкретную цель, к примеру анализируется состояние кибербезопасности.
Третья стадия – время аналитиков, которые изучают собранные данные, дают заключение об уровне зрелости инфраструктуры и ее соответствии бизнес-процессам компании. Одновременно текущая картина сравнивается с лучшими практиками и моделями использования ПО, применяемыми в аналогичных компаниях.
Завершающая стадия проекта – демонстрация результатов заказчику в отчетах и презентациях и, наконец, самое вкусное – передача рекомендаций по лицензированию, докупке ПО или отказу от неиспользуемого, изменению инфраструктуры и т. п.
В результате компания-заказчик получает и исчерпывающую характеристику текущего положения дел в своей ИТ-инфраструктуре, и рекомендации по ее оптимизации, то есть дорожную карту развития своих ИТ.

Зачем это нужно
Вместо того чтобы заниматься пространными рассуждениями о том, что ИТ любой компании нуждаются в развитии, продемонстрируем результаты исследования, которое провели специалисты компании Softline. Оно касалось затрат на закупку недостающих лицензий российскими предприятиями пяти отраслей: строительства, ретейла, промышленности, ТЭК и образования. Всего таких заказчиков было учтено более сотни.
В целом среднее российское предприятие должно потратить 72 тыс. рублей на каждый сервер и около 4,5 тыс. рублей на каждый десктоп. Столько потребуется, чтобы довести уровень лицензионного соответствия по базовому десктопному и серверному ПО до европейских показателей.
В наиболее выгодном положении находится ретейл: здесь нужно потратить дополнительно 35 тыс. рублей на сервер и 4 тыс. на десктоп.
img
А хуже всего с точки зрения SAM дела обстоят в промышленном производстве: на долицензирование здесь придется потратить 88,5 тыс. рублей на каждый сервер и 4 тыс. на каждый десктоп.
img
Эти суммы велики для любого предприятия, и SAM-проект поможет найти пути сокращения таких издержек. Только перенос части ПО в облака поможет сэкономить 10-15%. А есть еще такие пути повышения производительности, как отказ от ненужного ПО, устаревших версий и т. п.

Цели SAM
С основной целью SAM-проекта мы определились: она достигается благодаря осуществлению проекта базового типа. Но существуют и специализированные SAM-проекты, направленные на решение специальных задач. Всего их выделяют семь: среди них есть нацеленные на решение задач, связанных с кибербезопасностью, переходом компании в облака, оптимизацией и распределением рабочих нагрузок на базы данных, управлением мобильными устройствами сотрудников, оптимизацией использования виртуальных сред и, наконец, связанные с анализом ПО, обслуживающим непроизводственные среды. Естественно, для каждого из таких проектов потребуется решение специализированных задач.

Для кого
Один из самых важных и насущных вопросов – какой компании стоит задумываться о том, чтобы осуществить SAM-проект. Однозначного ответа здесь нет. В Microsoft, к примеру, считают, что нижнего порога не существует и проходить процедуру SAM необходимо любой компании, причем делать это периодически. Специалисты Softline более конкретны: по их мнению, SAM необходим для компаний, чья ИТ-инфраструктура насчитывает сотню компьютеров и более. 

Теги: софт

Журнал IT-Expert

Об авторе

Максим Плакса

Максим Плакса

Окончил Историко-архивный институт, преподавал и защитил диссертацию, но в 1997-м изменил исторической науке с ИТ-журналистикой. С тех пор ни разу об этом не пожалел, тем более что считает информатику и источниковедение близкими дисциплинами. Работал в журналах «ИнфоБизнес» и iBusiness.Ru, сотрудничал во многих других изданиях. Больше всего тяготеет к проблематике софтверного бизнеса, но не чужд и других направлений. С удовольствием ведет разговор о мобильности, облаках, инновациях и инфраструктурных проектах.

мероприятия

Также смотрите

О возможном запрете VPN-сервисов и других инструментов, которые могут быть использованы для обхода блокировок, говорят давно. Насколько это реально?
Сегодня формируется ниша потребления космических услуг. Те, кто сумеет войти в нее первым, могут стать такими же успешными, как eBay и Airbnb.

Журнал IT-Expert: № 05/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Календарь мероприятий

<<<Июнь, 2017>>>
Пн5121926
Вт6132027
Ср7142128
Чт18152229
Пт29162330
Сб3101724
Вс4111825

Прошедшие мероприятия
Текущие мероприятия
Будущие мероприятия