Уберизация в России: не только такси
Авторы Наши партнёры Наши проекты: IT-Weeklyall CIOIT Contact
IT-Expert IT-World.ru IT-World.ru
Вход
X

Логин

Пароль

Запомнить

Забыли свой пароль?

Уберизация в России: не только такси

Для бизнесаМаркетинг

Уберизация в России: не только такси

Игорь Новиков | 04.05.2017

Феномен Uber перевернул представление о развитии услуг во всем мире. Прежде считалось, что необходима строгая специализация, что сервисная сфера – не место для любителей. Но мир стал более технологичным, и экспертиза из одних областей стала постепенно перетекать в смежные. В результате оказалось, что простые любители готовы оказывать услуги не хуже, а подчас даже лучше, чем профессиональные компании. Оставалось найти стимул и создать организационную форму, чтобы направить их энергию в цивилизованное русло.

И это сделала именно Uber, предложившая миру организационную модель ведения бизнеса, открывающую возможность реализовать умения и экспертизу «частников». Опираясь на нее, можно сделать похожий бизнес в самых разных областях. Более того, Uber дала реальный пример успешной организации нового бизнеса –  просто на одной идее «используй свой автомобиль в свободное от работы время» запустила формат ведения бизнеса, принятый сегодня в 58 странах и оцениваемый в 50 млрд долларов.

Примеров реализации модели Uber вполне достаточно и в России. И они вполне доступны для тех, кто готов начать свое дело на одной из платформ.

Модель уберизации бизнеса

Идея Uber достаточна проста. Это не только замена сервиса такси на организованный частный извоз. Если коротко, чтобы построить такой бизнес, следует:

• выбрать услугу, пользующуюся спросом;

• увидеть возможность ее развития через добавление таких ИТ- направлений, как мобильность, Интернет, гаджеты, искусственный интеллект и т. д.;

• оценить экономическую выгоду, которую получит клиент услуги на новой, более технологичной стадии;

• доказать, что суммарные издержки на ее поддержку станут ниже;

• стандартизировать свою модель, чтобы ее можно было тиражировать на множество компаний-последователей.

Всё, новую убер-платформу можно запускать в работу!

Уберизация в России

То, что Uber пришел в нашу страну и активно развивается, – очевидно. Но эта модель нашла применение и во множестве других компаний. Чаще всего они выстроены как «бизнес через Интернет».

GoDesigner

Поиск оригинальных дизайнерских решений всегда был тайной за семью печатями. Этим занимались известные агентства с их планами работ на год вперед, крупными бюджетами, солидными заказчиками. Пробиться со своим решением на рынок малым компаниям было непросто. Попасть в «правильное» агентство молодым дизайнером тоже нелегко. Но появился GoDesigner, который предоставил решение для этой задачи –  площадку, где любые компании могут разместить свои заказы на новый дизайн, а квалифицированные специалисты – предлагать им сотни и тысячи дизайнерских решений. Побеждает тот, кого выберет заказчик.

img

Перед публикацией конкурса заказчик оплачивает все дальнейшие расходы, в том числе комиссию платежной системы за внесение и вывод средств, а также вознаграждение дизайнеру-победителю.

Российский проект GoDesigner был создан как аналог американского 99designs. Там для вывода вознаграждения можно было использовать сервис платежных систем PayPal, Moneybookers или AlertPay, а также службу денежных переводов Western Union.

Достоинство российской версии – многочисленные визуальные подсказки, которые заказчик может предложить в процессе обсуждения проекта с дизайнерами, решившими принять участие в конкурсе.

Вывод средств осуществляется через банковскую карту или платежную систему WebMoney.

Курьерская служба «До точки»

Служба доставки «До точки» – это проект, который создан, чтобы улучшить комфортность жизни или повысить эффективность бизнеса каждого клиента. Решаемая им задача проста: организация доставки товаров. Это могут быть покупки в интернет-магазине, продукты, важные документы, любые ценности – все, что требует быстрой и надежной доставки без лишних затрат личного времени.

img

Раньше и до сих пор этим сервисом занимались крупные службы, например государственная компания «Почта России». Но, предложив возможность реализовать функцию доставки быстрей, можно реализовать идею уберизации», решили организаторы этого сервиса. Теперь большинство отправлений могут быть доставлены в течение одного-двух часов с момента оформления заказа или строго к назначенному времени. А чтобы максимально оптимизировать энергозатраты, проект «До точки» добавил к услуге классической доставки ряд дополнений: кассовое сопровождение, услуги call-центра и персонального менеджера, складское хранение и промоушен.

Курьеры – самый ценный актив компании, залог ее развития и успешной работы. Они реализуют модель Uber, а также применение специального мобильного приложения на Android.

СМИ2

СМИ2 – социальный новостной портал, позволяющий реализовать идею уберизации в новостной журналистике.

Традиционная журналистика – это крупные информационные агентства, публикующие материалы с учетом их значимости, по мнению профессионального сообщества. Но новости публикуются для людей, а их мнение, их интерес не всегда удовлетворен при такой форме подачи материала.

img

Идея «уберизации» в данном случае – предложить читателям большое количество свежих новостей, разделив их по категориям. Читатели могут общаться между собой, делиться ссылками, распространяя новости через свои сообщения и в социальных сетях.

Проект СМИ2 в России сформировался на аналогичной идее, реализованной в 2004 году как эксперимент в рамках онлайн-проекта Digg. Его главной фишкой стала возможность читателей самим оценивать публикации. Это позволило порталу не только стать основным источником информации для своих читателей, но и дать им возможность быстро получать наиболее интересные и свежие новости, чего подчас не могли предоставить традиционные каналы.

В российской версии читатели также имеют возможность не только предлагать новостной контент, но и обсуждать его, давать оценки. Наиболее популярные материалы попадают в топ, и благодаря этому их могут быстро найти другие читатели портала.

Коммерческий интерес формируется за счет передачи части дохода, получаемого от размещения рекламы, тем авторам, чьи новости заслужили наибольшую популярность. Чем больше читателей, тем выше доход. Идея той же уберизации, немного видоизмененная, но не менее живучая.

«С миру по нитке»

Если нужно создать проект или стать его спонсором, то теперь сделать это может любой желающий вне зависимости от страны проживания. Существует несколько площадок, но многие выбирают «С миру по нитке», аналог популярного американского проекта Indiegogo.

img

Специализация площадки «С миру по нитке» – проекты из сфер музыки, кино и благотворительности. Как и у ее родоначальника, здесь можно также собирать деньги на запуск стартапа любого типа, любые проекты в сферах образования и бизнеса.

Чтобы стать наиболее универсальной площадкой в России, здесь каждый предлагаемый проект проверяют на подлинность, а средства, поступающие на его реализацию, отслеживаются, чтобы избежать недобросовестных заказчиков. Заказчик может вывести средства только при условии, что его проект набрал необходимую сумму; в противном случае деньги возвращаются спонсорам.

YouDo

YouDo – это российская компания, позволяющая каждому заказчику, крупному или малому, найти исполнителя для своего проекта. Вроде модель бизнеса самая общая, но специфика YouDo состоит в том, что заказчиком может выступать кто угодно, вплоть до обычного человека, а проект может быть любого уровня и направления.

img

С запуском сервиса сформировался список основных направлений проектов: грузоперевозки, уборка, оказание бытовых услуг, ремонт, курьерская доставка. Одновременно сформировалась и выгода, которую получает клиент: с YouDo он может рассчитывать на экономию на услугах до 70%.

Алгоритм работы сервиса достаточно прост. Любой желающий может создать задание, пользуясь мобильным приложением, доступным для всех популярных мобильных платформ. Далее происходит переход в режим ожидания, пока новое задание увидят другие пользователи сервиса, готовые выступить в качестве исполнителей. Они предлагают свои услуги и цены, предоставляя заказчику выбрать лучшее. Обязательных критериев выбора нет, каждый заказчик решает самостоятельно.

Работоспособность сервиса, доверие к нему основаны на том, что все исполнители YouDo предварительно проходят процедуру верификации, а затем, в процессе их участия в различных проектах, компания – организатор сервиса проверяет отзывы, разбирается с жалобами и контролирует качество их работы.

Преимущества YouDo не только в выгодных ценах – ведь у частных исполнителей нет расходов на офис, рекламу, зарплату секретарю и других затрат, которые сервисные компании обычно включают в стоимость своих услуг. Второе основное преимущество – экономия времени: на YouDo можно найти подходящего исполнителя за несколько минут, а многие исполнители готовы приступить к работе в тот же день, а иногда и в тот же час.

Есть ли незанятые ниши для уберизации?

Уберизация вышла на поток. По всему миру работают уже тысячи компаний, которые освоили новую бизнес-модель и захватили свою нишу на рынке. Все уже разделено?

Секрет модели уберизации в том, что этот процесс не статичен. Принцип состоит еще и в том, что вкусы и интересы клиентов и заказчиков постоянно меняются. Поэтому прежняя модель бизнеса, когда можно было царствовать десятилетиями, сменилась новой – динамичной и крайне конкурентной. Компании, ставшие на путь Uber, должны постоянно расти и совершенствоваться, чтобы быть впереди конкурентов. Ведь повторить найденную нишу может каждый.

Лучше всего показать на примере, как это происходит в реальной жизни.

MOOTUS

Mootus – это платформа, предназначенная для решения юридических вопросов с помощью интеллектуального потенциала профессионального сообщества. Она ориентирована на студентов юридических школ. Принять участие в обсуждении и решении задач могут как начинающие, так и опытные юристы.

Идея организации лежит в заинтересованности граждан в получении такого рода услуг, ведь сложностей, с которыми приходится сталкиваться при получении юридической помощи, становится все больше. Искать юриста с конкретной специализацией непросто и дорого. Mootus – это возможность переложить поиск на технологии социальных сетей и Интернета.

Сервис был открыт в 2013 году и показал быстрый рост. Однако модель оказалась недостаточно совершенной, и в 2016 году организаторы решили его закрыть. Ниша, открытая ими, теперь свободна. Сможет ли кто-нибудь повторить их успех, но вырастить более жизнеспособный бизнес? Модель Uber хороша тем, что интрига будущего успеха доступна всем.

Горячие темы:

Журнал IT-Expert

Об авторе

Игорь Новиков


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме
Другие материалы рубрики

Также смотрите

Учет и отчетность – вот два кита, на которых зиждется финансовое благополучие солидной организации со стабильной деловой репутацией.
Сейчас мы построим модель общества, основанную на простом принципе распределения благ. И посмотрим, как она стыкуется с нашей действительностью.

Журнал IT-Expert: № 04/2017

Последние новости

Фоторепортажи

Календарь мероприятий

<<<Май, 2017>>>
Пн18152229
Вт29162330
Ср310172431
Чт4111825
Пт5121926
Сб6132027
Вс7142128

Прошедшие мероприятия
Текущие мероприятия
Будущие мероприятия