Блокчейн: от хайпа к практическому интересу

Логотип компании
Блокчейн: от хайпа к практическому интересу
Возможности, предоставляемые блокчейном, интересуют любой крупный бизнес, а также государственный сектор, который по масштабам проектов можно сравнить с очень крупным бизнесом.

Технология распределенного реестра, или, как ее еще называют, блокчейн, впервые была описана больше десяти лет назад. Уже в первые годы ее существования эксперты и многочисленные энтузиасты заявляли, что она коренным образом изменит мир, сформирует экономику взаимного доверия, позволит компаниям и простым людям осуществлять финансовые транзакции без посредников и за считаные доли секунды исключит любые возможности по фальсификации в ходе электронных выборов и референдумов, позволит пользователям управлять своим «цифровым следом» в Интернете, поможет творцам контента, в первую очередь музыкантам и кинематографистам, получать достойное вознаграждение за свои произведения, сведя на нет любое пиратство и исключив третьих лиц, зарабатывающих на этом. Наконец, блокчейн откроет безграничные возможности для развития новых видов бизнеса наподобие всемирно известного сервиса Uber.

По прошествии достаточного количества лет мы можем видеть, что пока на базе блокчейна лучше всего развиваются криптовалюты: биткойн и другие. Тем не менее период хайпа блокчейн уже прошел, интерес заказчиков к нему постепенно переходит из теоретической плоскости в практическую, многие крупные компании внедряют распределенный реестр для автоматизации ключевых бизнес-процессов, об этом можно узнать из новостей чуть ли не ежедневно. Однако мейнстримом, то есть массовой технологией, блокчейн пока не стал. Чтобы разобраться в плюсах, который он может принести заказчикам, но и не забыть о сложностях и подводных камнях, мы решили поговорить с экспертами, представителями отечественных и зарубежных ИТ-компаний, работающих с блокчейн-проектами.

Рынок распробовал блокчейн

Одним из первых пилотных проектов по осуществлению банковской транзакции с помощью блокчейна был реализован Сбербанком в 2017 году, о чем нам рассказал Артем Носенко, ведущий системный архитектор по сервисам IBM Cloud в России и СНГ. С тех пор блокчейн-проекты в этом регионе стали более зрелыми и прикладными. Они охватывают не только банковскую сферу, но и металлургическую промышленность, гражданскую авиацию и другие отрасли, как подчеркнул эксперт. Сама же технология теперь предоставляется заказчикам поверх контейнеризации.

Артем Носенко (IBM Cloud)

Артем Носенко (IBM Cloud)

Интерес к блокчейну по всему миру стал прикладным, технологию рассматривают с точки зрения возможности обеспечения большей прозрачности и отслеживаемости при выполнении различных операций.

Тенденцию перехода от прототипов и пилотов к зрелым и тиражируемым проектам, которые эксплуатируются бизнесом в повседневной деятельности, отмечает Михаил Чеканов, директор по развитию компании «Промышленные Криптосистемы» (ГК «ИнфоТеКС»). Эксперт рассказал о таких процессах, как управление заправкой воздушных судов и управление финансовыми активами. В случае с ЦФА эта тема интересует не только банки и биржи, но и реальный сектор промышленности. «В целом можно сказать, что российский рынок корпоративных и государственных блокчейн-проектов достаточно активен. Многие ключевые проекты, начавшиеся еще несколько лет назад, продолжают развиваться, появляются новые. Практически в каждом крупном российском банке сейчас есть блокчейн-практика. Отдельно стоит отметить появление масштабных государственных блокчейн-проектов, таких как Цифровой рубль, Национальная система дистанционного электронного голосования и других. Но в сравнении с некоторыми зарубежными рынками (Западная Европа, ОАЭ, Китай, Южная Корея и другие страны) наши компании внедряют и экспериментируют с технологиями распределенных реестров все еще гораздо меньше», — утверждает Артем Калихов, директор по продукту компании Waves Enterprise.

«Тренды, заданные еще в 2019 году, остаются актуальными в России: блокчейн в финтехе (в основном в факторинге), блокчейн в голосовании и, наконец, блокчейн в транспорте и логистике», — говорит Дмитрий Плахов, независимый эксперт, основатель Ассоциации блокчейн-разработчиков Санкт-Петербурга. — Крупнейшие госкорпорации имеют сегодня собственные отраслевые решения на базе распределенного реестра, хоть это и противоречит идее, которую вкладывали в свое детище много лет назад отцы биткоина: равенство всех участников в одной общей одноранговой вычислительной сети. Однако сегодня принято различать публичный (как правило, он является базой для криптовалют) и приватный (или корпоративный) блокчейн. Последний стал занимать внимание большего числа разработчиков в 2020–2021 годах ввиду интенсивного развития проектов цифровизации, в которые вовлечены многие крупные российские компании». Неожиданный прорыв, по мнению эксперта, в текущем году совершили несколько отечественных компаний в области создания и использования платформ для выпуска цифровых финансовых активов, а также всех удивил выход Государственного Эрмитажа на рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT). «Этот тип цифровых активов был технически реализован еще несколько лет назад в нескольких популярных блокчейн-сетях, но только в этом году энтузиастам удалось заинтересовать представителей творческих профессий и коллекционеров таким инновационным способом защитить экспозиции и продажи произведений», — поясняет он.

Дмитрий Плахов (основатель Ассоциации блокчейн-разработчиков Санкт-Петербурга)

Дмитрий Плахов (основатель Ассоциации блокчейн-разработчиков Санкт-Петербурга)

Сегодня бизнес и госструктуры уже понимают, что экономический эффект от внедрения технологии является кумулятивным и отложенным. Он не проявляется на следующий день после начала эксплуатации. Российский предприниматель, если не вернул все вложенные деньги в день открытия своего ресторана, считает его безуспешным. Эта наша национальная особенность пока ограничивает круг проектов с использованием распределенного реестра.

Будущее за децентрализацией

Блокчейн подразумевает минимизацию контактов между участниками сделки и децентрализацию, исключение из сделки любых посредников. Весь мир вот уже два года живет в условиях пандемии и всевозможных ограничений, связанных с ней. Тем не менее эксперты не заметили какого-то особого всплеска интереса к блокчейн-проектам в связи с коронавирусной пандемией. «Пандемия, к сожалению, никакого существенного влияния на развитие технологии не оказала. Гораздо большее значение имеет правильное и своевременное принятие необходимого регулирования в отношении юридической значимости смарт-контрактов и использования блокчейна в самых различных отраслях. Особенное значение имеет законодательство в области защиты данных, в том числе персональных, и законодательство, облегчающее использование блокчейн-технологий для расчетов — например, между внутригрупповые обороты между структурами одного холдинга», — утверждает Дмитрий Коршунов, директор департамента экономики и инвестиций компании Ctrl2GO.

Дмитрий Коршунов (Ctrl2GO)

Дмитрий Коршунов (Ctrl2GO)

Несмотря на то что ментальная связь блокчейн-технологий и криптовалют до сих пор очень сильна, все больше людей понимают различия между технологией и одним из кейсов ее применения.

«Интересно, что на глобальном рынке пандемия стала драйвером спроса на децентрализованные системы идентификации, в частности на решения по проверке прививочных сертификатов разных стран. В России внедрили централизованное решение, но для обеспечения межгосударственного обмена данными потребуется перейти на децентрализованную архитектуру в связи с отсутствием единой точки доверия и технической возможности построить одну систему на весь мир», — добавляет Михаил Чеканов («Промышленные Криптосистемы»). «Пандемия ускорила потребность в устойчивых цепочках поставок, учетных данных в области цифрового здравоохранения и распределенных экосистемах — то есть всех основных прикладных сферах корпоративного блокчейна, — отмечает Артем Носенко (IBM). — Потому что данная технология позволяет повысить уровень доверия участников взаимодействия, а это особенно важно при операциях без прямого физического контакта. Объединив возможности систем искусственного интеллекта и блокчейна, получаем дополнительные преимущества в автоматизации за счет обучаемости».

Изменение интереса

Возможности, предоставляемые блокчейном, интересуют любой крупный бизнес, а также государственный сектор, который по масштабам проектов можно сравнить с очень крупным бизнесом. Во время пандемии возросла потребность в цифровых проектах как общефедерального, так и регионального значения, где требуется распределенная проверка подлинности и другие операции, с которыми справляются блокчейн-решения. «Интерес бизнеса возвращается к хайповым уровням. Бизнес увидел реальные кейсы, реализованные пионерами, и большой потенциал для себя (знаю один визионерский кейс на стыке блокчейна и ESG, который точно выстрелит через несколько лет). С другой стороны, интерес госструктур к блокчейну как будто никогда сильно не ослабевал ввиду большой инерции госмашины, которую однажды направили в сторону блокчейнов. Реальный «выхлоп» в данном случае есть, прежде всего, в финансовой сфере», — считает Антон Епишев, руководитель направления Industry X компании Accenture в России.

Антон Епишев (Accenture)

Антон Епишев (Accenture)

Блокчейн пока недооценен во всех областях: технология явно еще не «взяла» всё, что ей причитается. Основная причина — уже есть «централизованные» решения и проще (и дешевле) продолжать пользоваться ими, чем строить по-настоящему децентарилизованные системы.

Скептически настроен Ян Столяр, генеральный директор компании ServerX, хотя и он признает, что в будущем блокчейн проявит себя в бизнес-сегменте в полную силу. «По мере выхода блокчейна из зоны хайпа и модной технологии становится понятно, что в большинстве своем блокчейн-проекты плохо подготовлены для промышленного применения. Нет документации, недостаточно тестирование, сложно нанимать разработчиков. При этом собственно блокчейн-разработчики избалованы, и нанимать их в штат или требовать корпоративных стандартов разработки сложно. В основном для корпорации работа с блокчейном — это в будущем, в надежде на то, что технология проявит себя. Хотя, конечно, есть и позитивные примеры, вроде проектов закупки авиабилетов. Здесь четко проявляется одна из позитивных сторон блокчейна — возможность работы в среде, где все контрагенты не являются доверенными», — комментирует эксперт.

Ян Столяр (ServerX)

Ян Столяр (ServerX)

Взгляд бизнеса на блокчейн стал более трезвым. Становится понятно, что блокчейн — это просто еще один тип базы данных, со своими плюсами и минусами. Ряд масштабных проектов, которые были озвучены, до сих пор не имеют экономического смысла.

«Технология призвана обеспечивать так называемую доверенную среду, где каждый участник и его операции верифицированы несколькими независимыми узлами сети. В такой среде контрагенты, объединенные одним сквозным бизнес-процессом, могут оперативно передавать данные, документы, ценности, проводить взаиморасчеты, не заботясь о формальностях, все бремя которых ложится на заранее согласованные смарт-контракты — предельно детерминированные договоры между участниками, изложенные в программном коде. Таким образом сотрудники компаний избавляются от избыточных коммуникаций, время их взаимодействия сокращается, необходимость очной встречи часто исчезает. Во время пандемии подобные системы очень востребованы», — объясняет Дмитрий Плахов (Ассоциация блокчейн-разработчиков Санкт-Петербурга).

Не панацея, а важный элемент цифровизации

Способны ли технологии блокчейн кардинально изменить ландшафт и структуру экономики уже сегодня? Есть ли для этого запрос со стороны государства? «До тех пор пока технология не посягает на базовые устои, например на монетарную политику государства, вряд ли возможны кардинальные изменения, — считает Дмитрий Коршунов (Ctrl2GO). — Цифровая трансформация не может сильно зависеть от какой-то одной технологии, это набор качественных изменений не только на технологическом уровне, но и на уровне организационном, процессном и, конечно же, ментальном. Технологии распределенного реестра действительно расширили возможности автоматизации и цифровизации в ряде отраслей. Если же говорить о влиянии государства и регуляторов, то главное — не переусердствовать в стремлении контролировать развитие технологий».

По мнению Артема Калихова (Waves Enterprise), основное преимущество технологии блокчейн заключается в возможности создания прозрачной и доверенной инфраструктуры, не требующей дополнительных издержек в виде контроля процессов со стороны доверенных сторон. «Востребованность этого преимущества возникает в системах, объединяющих различных участников с разным уровнем доверия друг к другу. И это достаточно частая конфигурация для государственных и отраслевых экосистем. Так, одним из самых значительных российских проектов является блокчейн-платформа Федеральной налоговой службы. В рамках функции выдачи субсидий для малого и среднего бизнеса платформа объединила с помощью блокчейн-сети трех регуляторов и более 70 банков. Этот проект можно по праву считать образцовым примером государственной цифровой трансформации в период пандемии», — говорит он.

Артем Калихов (Waves Enterprise)

Артем Калихов (Waves Enterprise)

В России блокчейн-технологии находят применение в первую очередь в финтехе. При этом даже там еще есть весьма перспективные сегменты для блокчейн-решений — например, синдицированные кредиты. Если сравнивать наш рынок с зарубежным, то хочется видеть больше проектов, связанных с управлением цепочками поставок, — блокчейн подходит для этой задачи идеально. Кроме того, зарубежная сфера зеленой энергетики, в отличие от нашей, также активно проводит пилотные блокчейн-проекты.

«Блокчейн уже является элементом, гармонично вписывающимся в эту картину, — напоминает Дмитрий Плахов (Ассоциация блокчейн-разработчиков Санкт-Петербурга). — По поручению Правительства РФ Минцифры были разработаны дорожные карты по развитию таких технологий, как блокчейн, «Интернет вещей», квантовые коммуникации, и другие. Каждые полгода исполнители синхронизируются, корректируя список мероприятий и бюджет. Блокчейн является одной из сквозных технологий, приобретающих силу лишь в синергии с остальными. Проще говоря, без достаточного количества «умных датчиков» (IoT), например, невозможно формализовать отношения между транспортными компаниями, готовыми использовать блокчейн».

Сложности объективные и ментальные

Что касается факторов, препятствующих широкому внедрению блокчейн-решений в бизнесе и госсекторе, здесь наблюдается определенный парадокс. «Преимущества технологии одновременно являются и негативными обстоятельствами. Сравнительно низкая скорость работы и отсутствие возможности отозвать или модифицировать персональные данные или данные из категории коммерческой или банковской тайны. Парадоксально, но именно второй момент одновременно является главным преимуществом блокчейна. Заказчики, с одной стороны, хотят, чтобы данные дублировались на нескольких узлах и были неизменяемыми, а с другой — опасаются за сохранность и защищенность своих данных, хранящихся на чужих узлах», — констатирует Дмитрий Плахов (Ассоциация блокчейн-разработчиков Санкт-Петербурга). «Я думаю, как таковых недостатков у технологии нет. Возможно, существует непонимание кейсов применения технологии и попытки поэкспериментировать с блокчейном там, где он объективно не нужен или избыточен. Прежде чем дать страт проекту с блокчейн-технологией, стоит задать себе вопрос, почему в решении вашего кейса не подходит использование некоего удостоверяющего центра, почему нельзя делегировать принятие решение или контроль туда? Так ли необходим распределенный реестр и зачем вам децентрализация в конкретном бизнес-процессе? Что касается популярности, она только вредит целевому использованию технологии», — полагает Дмитрий Коршунов (Ctrl2GO). В свою очередь Артем Калихов (Waves Enterprise) четко разделяет объективные и субъективные факторы. «Многие ИТ-специалисты (например, сотрудники служб информационной безопасности) указывают на проблемы технологии, но, как правило, это связано с ее неполным пониманием, а также с попытками применять блокчейн-инфраструктуру там, где это не надо. Из объективных недостатков стоит отметить общую дороговизну блокчейн-инфраструктуры и разработки на ней. Также на рынке ощущается заметная нехватка блокчейн-специалистов, рынок труда в нашей индустрии крайне ограничен», — заключает он.

Михаил Чеканов (ГК «ИнфоТеКС»)

Михаил Чеканов (ГК «ИнфоТеКС»)

Технологии блокчейн могут вывести процесс управления компаниями и их капиталом на новый уровень благодаря скорости принятия решений. Наше законодательство и решения в области дистанционной электронной подписи в сочетании с распределенными реестрам позволяют перевести управление компанией в режим реального времени. Корпоративные процедуры, такие как собрания совета директоров, акционеров, других участников, могут не растягиваться на недели и месяцы — сейчас технологии позволяют осуществлять все процессы моментально.

Михаил Чеканов («Промышленные Криптосистемы») главным препятствием считает сложность внедрения технологии блокчейн. «Блокчейн требует высокого уровня компетенций в корпоративных и финансовых ИТ-системах, веб-технологиях и, безусловно, в области информационной безопасности и криптографии, так как все построено на инфраструктуре открытых ключей и криптографических функциях», — говорит он. Разработчики и поставщики решений, по словам эксперта, активно работают над снижением сложности решений для бизнес-заказчиков и уменьшением общей стоимости владения за счет максимальной стандартизации и автоматизации рутинных операций в процессе эксплуатации. В этом контексте все большее количество участников рынка переходят к модели BaaS (блокчейн как сервис), в которой клиенту достаточно арендовать узел блокчейн-сети, активировать на нем нужное приложение и подключить к нему своих потребителей, будь то корпоративная учетная система или мобильный терминал сотрудника.

Опубликовано 29.11.2021

Похожие статьи