Как делать инновации по формуле Х+Y?

Логотип компании
02.07.2020Автор
Как делать инновации по формуле Х+Y?
Напомним, «Иксы» – те кто родился в период с 1964 по 1984, «Игреки» – с 1985 по 2002, Хоумлэндеры (Z) – c 2003 по настоящее время. Помимо этих есть еще «Поколение победителей» (1903-1923), «Молчаливое поколение» (1924-1943) и «Бейби-бумеры» (1944-1984)...

Названия поколений современных homo sapiens - X, Y и Z - давно уже стали общеупотребимыми. При этом, точно также, как и в случае со знаками зодиака, далеко не все знают точно – кто к какому поколению относится, почему именно к этому, и как одна из трех букв отражается на характере и профессиональных качествах человека.

Напомним, «Иксы» – те кто родился в период с 1964 по 1984, «Игреки» – с 1985 по 2002, Хоумлендеры (Z) – c 2003 по настоящее время. Помимо этих есть еще «Поколение победителей» (1903-1923), «Молчаливое поколение» (1924-1943) и «Беби-бумеры» (1944-1963).

Для людей вопрос о принадлежности к кругу X, Y или иному - скорее из области некоммерческого интереса. А вот для компаний, особенно тех, которые занимаются инновациями, он имеет вполне обоснованный экономический подтекст. Дело в том, что над созданием новых технологий сегодня трудятся в основном так называемые «люди X» (не путать с супергероями-мутантами) и «люди Y», но к ним уже потихоньку подключаются «люди Z». И выясняется, что отношение к работе, ее эффективности и целесообразности, к коллегам, начальству и даже к самим инновациям у разных поколений отличается радикально.

Чтобы понять это и научиться эффективно управлять не только работающим уже сегодня персоналом, но и тем, который придет через пять-десять лет, IT-компании проводят тематические вебинары, с участием ведущих специалистов в области изучения поколений. На июньском мероприятии IBM Think Practicum экспертом выступила Евгения Шамис, соавтор бизнес-бестселлера “В семье не без Миллениума. Что делать поколению, которое меняет мир”, генеральный директор компании Sherpa S Pro, основатель и координатор исследовательского центра «Rugenerations – российская школа Теории поколений».

По мнению экспертов, при работе с людьми, как с представителями разных поколений, для начала необходимо осознать, что ни одно поколение не лучше и не хуже другого. Оно просто другое. И стало таким, поскольку базовые жизненные принципы его представителей формировались в период того или иного глобального экономического цикла. Считается, что именно эти циклы оказывают ключевое влияние на формирование жизненных принципов для большинства, для тех кто относится к среднему классу в большинстве стран (за исключением, может быть Северной Кореи и еще нескольких закрытых до сих пор государств). Та позиция, с которой человек смотрит на мир закладываются до достижения им 12-ти летнего возраста. У кого-то этот период пришелся на экономический рост, у кого-то на стабильный период, застой, спад или кризис. Для каждого периода (экономического цикла) есть свои важнейшие особенности – ключевые события и информационные сообщения в регионе и в мире, подходы к воспитанию и то, что являлось дефицитом в данный период.

При этом на Х, Y и Z эксперты поделили людей, не исходя из курсов валют, сообщений СМИ и динамики мирового ВВП. Мировоззрение поколений определяли (и продолжают уточнять) в ходе многочисленных опросов-тестирований в группах. Именно они позволили достаточно точно установить временные промежутки для каждого поколения. Чем же эти люди отличаются, допустим, с точки зрения работодателя?

Например, поколение X (его еще называют поколением профессионалов), не приучено заниматься самопиаром. Его представители склонны считать, что те, кто должен и так оценят их достижения, а остальным - незачем о них рассказывать. При этом «Иксы» подсознательно требуют постоянного подтверждения профессионализма (не на словах, разумеется) от своих коллег и, особенно – от руководителей. Им важно, чтобы руководитель каждый раз наглядно показывал своими решениями, что может справляться с задачами эффективнее рядовых сотрудников. При этом люди Х особо не избалованы выбором. Их сформировали принципы стабильности, в том числе и во власти, когда все идет своим чередом. Что-то нравится, что-то нет, но начальников, вроде бы как, не выбирают. Но логика «Иксов» подсказываем им, что во главе должен стоять самый большой профессионал и они ей стараются следовать.

Миллениумы, они же «Игреки», не понимают, как можно считаться настоящим профессионалом и не быть при этом личностью признанной, публичной. Способность самореализоваться не только в делах, но и в их грамотном описании, причем с акцентом на своих собственных достижениях для «Игрека», в отличие от «Икса», является вполне органичной. С другой стороны, Миллениумы всегда мысленно стоят перед выбором – насколько инновационна та или иная идея, технология, решение? Достойно ли все это того самого нового тысячелетия, в которое мы попали? Такое же отношение у «Игреков» и к начальству. Тот ли это человек, с которым можно шагнуть в будущее? Не устарел ли его подход? А главное – понимает ли он тебя? И вот здесь – еще одно из различий между поколениями «Х» и «Y».

Для «Иксов» понимание в команде – это понимание прежде всего рабочих моментов. Для «Игреков» – это совпадение вне рабочих, жизненных интересов, возможность комфортно обсудить сторонние, не относящиеся к делу темы. Доверие «Игрека» возникает к человеку, который понимает тебя не только на работе, но и по жизни. «Иксы» же скорее доверятся тому, кто с их точки зрения наиболее точно и профессионально проделает нужную работу, не допустит ошибок, сделает все максимально качественно и быстро.

Наверное, можно привести такую аналогию, что «Иксам» подсознательно будет комфортнее, если садясь в самолет, они будут знать, что им управляет пилот с огромным опытом управления такими бортами, при этом не так важно, что у него на уме, и чем он там занимается помимо работы. Если он так долго трудится пилотом и налетал тысячи часов, значит точно профессионал. А «Игрекам» будет спокойнее, если они оценят самолет, как летающий гаджет нового поколения, который соответствует последним стандартам. Точно также и пилот – должен быть «своим» по духу, «не устаревшим» и «без ненужных заморочек», соответствующим классу новейшего самолета, тогда он будет признан «Игреком» вполне надежным.

Возможно, это не идеальный пример, но он, отчасти, объясняет, как позиции разных поколений влияют на отношение людей к самим себе, к ситуациям и идеям, к коллегам и начальникам.

Евгения Шамис уверена, что ключ к успешной работе компаний, в том числе «айтишных», где трудятся представители разных поколений, также как и ключ к гармоничной семейной и общественной жизни – в способности поколений договариваться и правильно понимать позиции друг друга. Другое дело, что достичь полного взаимопонимания очень сложно, наверное, даже невозможно, поскольку, используя одни и те же слова те же люди «Х» или «Y» подразумевают под ними разные вещи. Поэтому, чтобы добиться синергии от разных поколений важно уметь ценить тот самый различный опыт друг друга, сформированный внешней средой, грубо называемой мировыми экономическими циклами.

Тем не менее у разных поколений много неразделимого общего, от которого нам никуда, по сути, не деться. Начиная от семьи, компаний, где мы работаем и заканчивая теми устройствами, технологиями и инновациями, которые изобретаются одним поколением, чтобы на них выросло уже другое.