Новые IT-профессии в агропроме

Логотип компании
Новые IT-профессии в агропроме
Компания «ЦентрПрограммСистем» – якорный резидент и координатор проекта «АгроНТИ» со стороны бизнеса. Эта экспериментальная площадка по внедрению геоинформационных технологий в сельское хозяйство за два с половиной года своей работы показала высокую экономическую эффективность...

Компания «ЦентрПрограммСистем» – якорный резидент и координатор проекта «АгроНТИ» со стороны бизнеса. Эта экспериментальная площадка по внедрению геоинформационных технологий в сельское хозяйство за два с половиной года своей работы показала высокую экономическую эффективность.

Мы не понаслышке знаем о жестком дефиците кадров в этой сфере. В прошлом году при поддержке Фонда содействия инновациям мы провели первый конкурс «АгроНТИ для сельских школьников». В этом году он охватил практически всю страну было подано больше 18 тыс. заявок. Жюри отбирает интересующихся и активных ребят из сел – участие в конкурсе дает им доступ к новейшим технологиям.

У нас есть направления «АгроРоботы», «АгроКоптеры», «АгроМетео», «АгроКосмос» и «АгроЗащита» – все они очень востребованы. На специальном полигоне, созданном сотрудниками питерского ЦНИИ робототехники и кибернетики, дети учатся управлять квадрокоптерами, агророботами, анализировать и использовать данные метеостанций, космической съемки и т. д. Для чего это нужно? Я уверен, что уже скоро в сельском хозяйстве появятся такие профессии, как цифровой агроаналитик, цифровой инженер аграрной отрасли, цифровой ветеринар.

Так, цифровой агроаналитик – это специалист высокого класса, обладающий не только глубокими знаниями в области агрономии, растениеводства, почвоведения, но и способный обобщать данные зондирования земли, получаемые геоинформационными системами. Он понимает, как работает та или иная сельхозтехника, как ее особенности использовать в увязке с природными и погодными условиями, учитывает логистику, оценивает риски – и выносит оптимальные решения. Агроаналитик будущего – это, образно говоря, аграрный ЦУП (центр управления полетами), который дает своему предприятию необходимую информационную основу для получения высокой урожайности и высокого качества продукта.

В свою очередь, цифровой инженер-механик – это человек, разбирающийся в сельхозтехнике, умеющий анализировать данные, с нее поступающие, способный управлять беспилотной сельхозтехникой – как летательными аппаратами, так и комбайнами – посредством специальных программ. Цифровой инженер аграрной отрасли должен понимать, что такое сквозная интеграция процессов и информационных систем, и применять эти знания на практике.

Думаю, появятся и некие интеллектуальные биржи, центры высоких технологий для сельского хозяйства, где цифровой инженер сможет контрактовать умную технику, получать необходимые услуги, отслеживать дистанционно выполнение работ (план и факт).

Не менее актуально применение цифровых технологий в животноводстве и ветеринарии. И здесь уже многое делается: например, на молочных фермах внедряются системы добровольного доения. Возможно, следующим шагом станет организация автоматической подачи предпочтительных кормов для скота.

Одна из важных задач – через цифровые технологии уйти от применения гормонов в молочном животноводстве, повысить качество молока, продлить жизнь животного. Не секрет, что в большинстве российских агрохолдингов половую охоту у коров стимулируют гормонами. Жизнь таких коров коротка: пять-шесть лет. В то же время есть специальная технология, когда в желудок коровы помещается капсула-болюс, которая передает ветеринару максимально полные данные о состоянии здоровья животного. Все это инструментарий для специалиста, которого можно назвать «цифровой ветеринар».

Чтобы все эти профессии были обеспечены кадрами, мы продвигаем идею студенческого этапа развития конкурса «АгроНТИ». Цель – создание «сквозных» междисциплинарных лабораторий в аграрных вузах. Компания «ЦентрПрограммСистем» уже предложила Белгородскому аграрному университету сделать такую лабораторию, свести три-четыре специальности (агронома, инженера, экономиста, маркетолога) в одну производственную цепочку. Ведь на производстве все процессы идут параллельно, и их отслеживанию, координации надо учить.

Подобные лаборатории решат и вопросы производственной практики. Бизнес зачастую не может ее организовать, потому что нет лишнего оборудованного рабочего места, нет возможности выделить наставника, все заняты непосредственно делом. А если такие проекты реализовывать в вузах, то к моменту окончания обучения студент сможет уже разработать и протестировать стартап, интересный агробизнесу.

Виктор Кононов,

генеральный директор компании «ЦентрПрограммСистем»,
координатор проекта Национальной технологической инициативы по внедрению
цифровых инновационных разработок в сельском хозяйстве – «АгроНТИ»

Опубликовано 20.06.2019

Похожие статьи