IT-образование: проблема не только в знаниях

Логотип компании
IT-образование: проблема не только в знаниях
Как заметил Аристотель в 322 году до н. э., «все, кто размышлял об искусстве управления человечеством, приходили к выводу, что судьба империй зависит от образования молодежи»...

Как заметил Аристотель в 322 году до н. э., «все, кто размышлял об искусстве управления человечеством, приходили к выводу, что судьба империй зависит от образования молодежи».

 

Этот древнегреческий философ, ученик Платона и учитель Александра Македонского, ничего не сказал об IT?образовании, но этот пробел с успехом заполнили участники круглого стола «Формирование кадрового резерва в области ИКТ», организованного Комитетом по информатизации и связи правительства Санкт-Петербурга и журналом IT-Manager.

В самом начале дискуссии Юрий Шойдин, член правления СоДИТ (Союз IT-директоров России), признал, что проблема подготовки IT-кадров, безусловно, существует. А Роман Панков, заместитель председателя Комитета по информации и связи, подчеркнул, что вопрос образования, в том числе ИКТ, ключевой для развития экономики Санкт-Петербурга в частности и общества XXI века в целом. При этом Илья Горбунов, начальник управления информационных технологий СПбГУ, напомнил, что восемь из десяти самых востребованных профессий нашего времени не существовали в 2004 году.

«Дело не в IT-обучении как таковом, – отметил Олег Вайнберг из BV Group. – Самое востребованное направление обучения сейчас лежит на стыке профессий. Финансы для нефинансистов, ИТ для неайтишников, маркетинг для немаркетологов»

«А кто такие айтишники, – подхватил тему Владимир Быков из IBM, – это системные администраторы? Программисты? Речь идет о знании ИТ людьми всех профессий».

Тут можно вспомнить, что еще недавно знание иностранного языка, например английского, было отдельной профессией, а сейчас низведено до бытового навыка. Олег Вайнберг высказал мнение, что программисты и сисадмины – это не IT-специалисты, а техники. «Высшее образование в ИТ – это когда человек понимает, как ходят потоки информации», – сказал он.

Андрей Терехов, заведующий кафедрой Системного программирования математико-механического факультета СПбГУ, считает, что IT-специалист – это тот, кто получил соответствующее образование. «Есть международные стандарты, – указал г-н Терехов, – первый стандарт по Computer Science появился еще в 1991 году. Мы занимались его адаптацией, потому что оказалось, что преподавать в российских вузах по международным стандартам невозможно. Пришлось создать свой стандарт – в настоящее время он принят уже 40 университетами России».

Сергей Бугрин, глава представительства компании Red Hat, отметил, что вузы занимаются подготовкой кадров, поступая при этом так, как им удобно. «В качестве базы обучения используются только простые и схематические продукты, такие как ПО Microsoft», – сказал он. Чуть позже г-н Бугрин признал, что на самом деле ситуация меняется, вузы стали смотреть на рынок и более качественно готовить специалистов, но реакция – медленная. «Молодых специалистов, необходимых нам, на рынке очень трудно найти. Приходится брать стажеров и воспитывать их», – посетовал он.

Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, уверен, что у выпускников вузов должна быть глобальная конкурентоспособность. «Снизу подпирают китайцы и индусы, за счет сложности надо уходить вверх и быть лучше американцев и японцев. Речь идет о технологической цепочке, которую собирают для решения проблемы по всему миру. И надо уметь встроиться в эту цепочку», – сказал он. А вот Дмитрий Гриневич, директор по развитию компании «Тринити», отметил, что специалистов, которые нужны, например, его компании, на рынке практически нет. «Нам нужны люди с опытом, нельзя, просто закончив вуз, стать таким специалистом. Вузы дают только базовые знания», – сказал он.

Юрий Панов, менеджер департамента по работе с государственными учреждениями компании Cisco, уверен, что при желании любой вуз может узнать, какие кадровые ресурсы требуются бизнесу, просто изучив списки вакансий в Интернете. А Александр Мороз, региональный менеджер департамента по работе с государственными учреждениями компании Cisco, напомнил о «Сетевой академии Cisco». «Материальная база в вузах часто слаба – в результате обучения специалист не готов к работе с современным оборудованием. Мы отбираем толковых выпускников вузов и доводим их для кондиции,– пояснил он. – Через пару лет, после года обучения в Европе, они выходят на достойный уровень».

Владимир Быков, директор представительства IBM в Санкт-Петербурге, рассказал, что компания каждый год берет на практику в Санкт-Петербурге двух-трех студентов. «Думаете, многие к нам просятся на практику? Никто, – сказал он. – Самая большая трудность не в том, что студенты незнакомы с новым оборудованием. Главное – это отсутствие креативности, способности работать самостоятельно, выходить за рамки стандартов. Только исполнительности недостаточно. Надо развивать проектный подход к обучению». Г-н Быков также указал на отсутствие в городе некоторых важных специалистов, в частности нет ни одного действующего юриста, который мог бы проконсультировать по cloud computing.

Олег Вайнберг подвел итог дискуссии. «Мы сейчас выступаем с позиции взрослых, которые обсуждают проблемы детей. Дети – они выбора не делают, выбор – это удел взрослых. В крупном бизнесе мне не хватало не специалистов, а взрослых людей. Ко мне приходили дети, а нужны были взрослые, которые принимали бы взрослые решения. Это важнее, чем то, что человек знает», – сказал г-н Вайнберг.

Опубликовано 13.06.2013

Похожие статьи