Лишится ли экосистема «Сбера» совместных предприятий с Mail.ru?

Логотип компании
Лишится ли экосистема «Сбера» совместных предприятий с Mail.ru?
По сведениям издания Financial Times, «Сбер» ведет переговоры о разделе имущества с Mail.ru Group. Состоится ли оно – пока неизвестно.

По сведениям издания Financial Times, которое ссылается на информированные источники, пожелавшие сохранить анонимность, «Сбер» (до недавнего времени – Сбербанк РФ) ведет переговоры о разделе имущества с Mail.ru Group. Состоится ли оно – пока неизвестно.

Создание своего СП «О2О Холдинг», в которое вошли приложение такси Citymobil, приложение для заказа из ресторанов Delivery Club, компания SberFood, каршеринг YouDrive, сервис доставки продуктов из магазинов «СберМаркет», автоматы с едой DC Daily и сервис доставки готовых блюд Performance Group, Сбербанк РФ и Mail.ru анонсировали летом 2019 г. На его базе партнеры намеревались создать в России ведущую платформу в области мобильности и пищевых технологий.

Сделка, на финансирование которой партнеры намеревались направить, в общей сложности, порядка 64,6 млрд рублей, была закрыта в декабре прошлого года. В СП партнеры должны были иметь равные доли по 45,005%, остальные акции предполагалось направить на вознаграждение сотрудников. В августе 2020 г., по официальным сведениям, партнеры инвестировали в «О2О Холдинг» на равных условиях 12 млрд рублей, предполагая направить их в развитие предприятий СП - картографического сервиса «2ГИС», сервиса экспресс-доставки продуктов «Самокат», проекта «Кухня на районе» и т.д.

Как комментировал пресс-секретарь Mail.ru Сергей Лучин, Сбербанк и Mail.ru строят две независимые экосистемы и могут конкурировать в некоторых областях, но это не помешает им «работать вместе, чтобы на равных развивать наши пищевые технологии и транспортные активы».

Однако, судя по сведениям инсайдеров, и это СП может уже в ближайшем будущем постичь участь двух крупных совместных проектов, созданных Сбербанком РФ и интернет-порталом «Яндекс» - «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Деньги». Напомним, что в начале прошедшего лета банк и интернет-портал решили свернуть стратегическое партнерство и разделить активы, поскольку, как считают эксперты, не смогли выработать общих взглядов на развитие собственных экосистем, пересекающихся во многих рыночных сегментах, и совместных проектов.

По информации Financial Times, «Сбер» и Mail.ru уже ведут переговоры о прекращении совместного предприятия, поскольку так и не смогли избавиться от управленческих и культурных разногласий, согласовать цели и задачи, а также прийти к единому мнению об основе их общей экосистемы. Например, говорят источники, Mail.ru предлагала использовать в качестве таковой собственную соцсеть ВКонтакте, а «Сбер» - свою финансовую платформу. Однако к каким-либо результатам переговоры пока не привели, и согласовать свои интересы стороны не смогли.

Но Сбербанк РФ полон решимости получить статус крупного участника технологического сектора России, пишет Financial Times, а его исполнительный директор Герман Греф заявил, что хочет построить экосистему, предлагающую потребителям все, от потоковых развлечений до онлайн-ипотеки и медицинских видео-консультаций. Так, например, вдохновленный успехом китайских суперпроектов, таких как WeChat и Alipay, считают эксперты издания, Сбербанк РФ провел масштабный ребрендинг, исключив слово «банк» из большинства своих продуктов и заменив его общим логотипом «Сбер». В течение ближайших 5-6 лет в этот проект Сбер намеревается вложить 2,2-2,5 млрд рублей (примерно $30 млн), несмотря на то, что ребрендинг активно критиковали пользователи соцсетей, отметив, что новый логотип Сбербанка неотличим от десятков других.

Кроме того, как заявил Герман Греф в СМИ, в будущем Сбер планирует расширить свою экосистему в области e-commerce – это приоритетное направление развития.

«Мы не скрываем, что для нас это направление очень интересное. Это основная часть нерешенной нами пока задачи, поэтому на это будут направлены наши усилия», - заявил он. Однако намечающаяся сделка по присоединению к экосистеме онлайн-ритейлера ретейлера Ozon, сведения о которой обсуждались в начале лета текущего года, так и не состоялась.

Правда, и у IT-компании «Яндекс» также недавно сорвалась сделка по покупке Тинькофф банка, которая могла бы стать крупнейшей на несырьевом рынке, и которая могла бы сделать IT-компанию не только самым заметным конкурентом Сбербанка РФ, но и одной из крупнейших фигур в отечественном сегменте финансовых технологий

Аналогичные амбиции – охватить услугами и сервисами 95 млн активных пользователей интернета в России- имеются у банка ВТБ и конгломерата АФК «Система», сообщает издание.