Xsolla: сокращение «на хайпе» и нелюдимый трудяга в углу

Логотип компании
Xsolla: сокращение «на хайпе» и нелюдимый трудяга в углу
Искусственный интеллект, базируясь на анализе больших данных, решил, что надо увольнять тех, кто меньше всех общается в корпоративных чатах. Реакция рынка и специалистов.

Генеральный директор IT-компании Xsolla Александр Агапитов попал в эпицентр скандала, разгоревшегося после сокращения штата сотрудников. Их увольняли уведомлениями роботизированной рассылки, а поводом послужил анализ их активности в едином информационном центре компании с помощью инструментов big data. Эксперты уверены – Xsolla нарушила права сотрудников, хотя сам основатель компании считает, что решение, принимаемое алгоритмом, непредвзято и беспристрастно.

Xsolla, несколько лет назад известная как 2pay — сервис приема платежей в онлайн-играх, со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе (США) и представительствами в Перми и Сеуле (Республика Корея).

Разгоревшийся вокруг компании скандал начался с некоторой утечки данных. В первых числах августа в Сети появился и распространился скрин-шот письма, которое написал лично Александр Агапитов. Его получили 147 самых низкооплачиваемых сотрудников Xsolla - программисты, PR-менеджеры, маркетологи, инженеры отдела качества и т.д. Их профнепригодность якобы определили с помощью инструментов из «внутренней Википедии» Xsolla - системы Confluence и менеджера задач. Они показали, что работники были «невовлеченными» и «малопродуктивными», не так часто, как это было нужно, взаимодействовали или встречались с коллегами. А глава компании в СМИ заявил, что основная причина сокращения штатов – медленный (меньше 40%) рост выручки компании и сокращение фонда оплаты труда.

«…это не для вас»

В самом увольнении, пусть оно даже носит массовый характер (почти 30% штата), не было бы ничего удивительного, если бы не несколько важных деталей, из-за которых оно мгновенно приняло характер хайпа.

Первая – это тон письма и последующие комментарии руководителя компании.

«…для вас это может быть шоком, но я искреннее верю, Xsolla не для вас.…мы найдём вам хорошее место, где вы будете получать ещё больше, а работать ещё меньше», - цитируют СМИ и пользователи цитату из рассылки.

«Въ…те или у….те!», - в сильном раздражении пишет глава Xsolla у себя на странице в Facebook.

Такой подход не понравился никому.

«Если бы я работал в Xsolla и мне не пришло такое письмо, я бы сам уволился. Это какой-то треш. Оценивать работу по активностям в почте и чате»,

«Это говорит больше о том, что увольняли не из-за активности какой то, а просто увольняли. То есть была неудачная попытка сохранить лицо…. и написали «искусственный интеллект решил что вы нам не подходите»,

«Будет очень смешно, если выяснится, что большую часть работы на самом деле делал угрюмый парень в углу, который противился попыткам вовлечь его общение, и поэтому уволен».

«В то время как большинство IT-компаний думают, где взять людей, которые хотя бы не мычат на собеседовании, эти решили уволить кучу людей. Мне кажется, у них какие-то проблемы с менеджментом проектов, и они не «вывозят» раздутый ради понтов штат»,

«Самое смешное, что оставшиеся будут «работать», создавая не продукт, а активность в жире, почте и чатиках», - делятся своим мнением пользователи в Сети.

«Удар по репутации компании, плевок в сторону бренда», — цитируют СМИ Дарью Баркову, сооснователя рекрутингового агентства Unicorn Search.

Когда тебя уволил робот

Эксперты рынка труда, в свою очередь, не только раскритиковали бизнесмена за агрессивный тон письма, но и нашли массу нарушений в сфере российского законодательства. К примеру, как считает видный специалист в сфере найма сотрудников, основатель компании «Лаборатория карьеры» Алена Владимирская, измерение продуктивности работы сотрудников временем, проведенным в сети, является неэффективным, а замена ревью результатов работы на мониторинг активности сотрудника – глупым. Более того, работодатель, анализируя личные профили своих сотрудников и данные, выходящие за спектр рабочих систем, действует незаконно.

«Сразу скажу, я ничего не имею против использования big data и искусственного интеллекта в HR... Но только если big data не нарушает права, свободы сотрудников. И тут отговорка «тебя уволил робот» не пройдет — тебя не робот уволил, а, нарушая кучу всего, им прикрылся фаундер», — комментирует она в СМИ.

Елена Изотова, советник юридической фирмы «Косенков и Суворов», уверена, что в такой ситуации уволить сотрудников «по статье» очень сложно. Требуется тщательное соблюдение всех процедур: фиксация нарушений, актирование, составление приказов, сбор объяснений от работников. Уволенный сотрудник может легко восстановиться на работе даже из-за незначительного нарушения в них. Кроме того, в должностных обязанностях у всех сотрудников должно быть четко указано, что все рабочее время обязаны пользоваться онлайн-инструментами компании, а во внутренних документах компании – решение фиксировать «прогул» с помощью онлайн-анализа.

И в любом случае за защитой своих трудовых прав уволенные сотрудники могут обратиться в государственную инспекцию труда, прокуратуру и суд.

Big data: вы продаете рыбов?

Цитаты из письма Агапитова породили множество сетевых мемов:

«Вы получили это письмо, потому что моя команда биг дата проанализировала ваши активности и выяснила, что вы не продаете рыбов, а только показываете»,

«Вы получили этот твит потому что моя команда проанализировала вас, биг дата показала, что вы сладка булочка – Пасиба»,

«Вы видите этот твит, потому что команда биг дата Столото проанализировала ваши активности, и вам срочно не помешает выиграть миллион рублей. Для многих из вас это может быть шоком, но мы искренне верим, что это для вас», - реагируют пользователи.

Хайп как движитель HH-рынка

Еще один интересный момент – под «раздачу» попали не только сотрудники, выполняющие задачи, связанные с прямой деятельностью компании, но и «обслуживающий персонал» - баристы и хостес. Почему их «продуктивность» и «вовлеченность» команда big data сочла мешающей росту компании, и каких именно знаний про игровую индустрию им не хватало, не смог объяснить в беседе со СМИ и сам Агапитов.

«…любые сотрудники, в том числе и бариста, на мой взгляд, должны интересоваться планами компании, должны иметь представление, как мы работаем. Я не знаю, как бариста работает удаленно, но многие переквалифицировались в «команду заботы», отправляли какие-то фрукты, еще что-то…я не знаю деталей, что входит в обязанности бариста в Перми во время пандемии. Факт, что они не сильно оставляли след в диджитал-среде. Возможно, они нам больше не нужны в новой реальности», - цитируют его СМИ. Хотя, уверены эксперты, без работы они не останутся в любом случае. Их уже начали приглашать на работу такие крупные компании, как Dodo Pizza, NBS Apps, Timeweb, Альфа-Банк, Carrot quest, «Лента» и другие.

Похожие статьи