Тренды рынка геоинформационных технологий (III часть)

Логотип компании
Тренды рынка геоинформационных технологий (III часть)
В предыдущие несколько лет (особенно в 2017–2019) наши собеседники с большим энтузиазмом рассуждали о рынке БПЛА, отмечая его значимость и бурный рост. Сложилось впечатление, что российские вендоры занимают на этом поле достойное место. А как обстоят дела сегодня?

(Продолжение. Начало в IT News № 12/2021 и 01/2022)

Рынок БПЛА

Вячеслав АНАНЬЕВ («Дата Ист»):
Вячеслав АНАНЬЕВ («Дата Ист»):
«Судя по отсутствию большого количества предложений материалов аэрофотосъемки и лидарной съемки по приемлемой и конкурентной цене, ситуация развивается не так хорошо, как ожидали. Возможная причина – действия регуляторов или общие ограничения законодательства. Но будем надеяться, что все изменится к лучшему».

Нина МОИСЕЕВА (ГК «СКАНЭКС»):
Нина МОИСЕЕВА (ГК «СКАНЭКС»):
«Согласно данным аналитических отчетов, рынок БПЛА в России развивается более динамично, чем рынок спутниковой съемки, а также опережает его по объему выручки».

Руководитель департамента производства тематических продуктов группы компаний «СКАНЭКС» Нина МОИСЕЕВА уверена, что, используя данные БПЛА, рынок может перейти к совершенно другим масштабам картографирования и более глубокой тематической экспертизе. Данные спутниковой съемки в максимальном разрешении – 15 см на пиксел – сейчас предоставляет Maxar Technologies, но они получаются такими за счет искусственного увеличения изображения. Данные БПЛА могут быть значительно детальней. При этом в ряде ситуаций получение съемки с БПЛА может обойтись дешевле, чем со спутника, – так происходит ввиду минимальной площади заказа спутниковой съемки.

Подчеркивая, что российские вендоры действительно занимают достойное место на международном рынке, г-жа Моисеева особо выделяет ГК «Геоскан», которая занимается как производством самих БПЛА, так и разработкой программного обеспечения для фотограмметрической обработки данных. В частности, их ПО Agisoft Metashape Professional высоко оценивается на зарубежном рынке.

Помимо прочего, в октябре минувшего года в России утвердили концепцию интеграции БПЛА в единое воздушное пространство до 2030 года, согласно которой в течение организационного периода (до 2023 года) будут разработаны меры по упрощению процедур и снятию ограничений для полетов беспилотных воздушных судов. Данная инициатива безусловно будет способствовать развитию сегмента БПЛА, уверена г-жа Моисеева.

Милана ЭЛЕРДОВА («ТЕРРА ТЕХ»):
Милана ЭЛЕРДОВА («ТЕРРА ТЕХ»):
«Российские вендоры действительно добились больших успехов в части систем и средств обработки данных БПЛА. Фактором сдерживания остается нормативная база, необходимость получения различного рода разрешений».

Андрей ПИРОГОВ (АО «РАКУРС»):
Андрей ПИРОГОВ (АО «РАКУРС»):
«БПЛА стал рабочим отраслевым инструментом. Происходит закономерное развитие этого типа носителя для различных сенсоров ДЗЗ. Например, всё больше и больше устанавливается лазерных сканеров, газоанализаторов, мультиспектральных камер».

Руководитель группы маркетинга АО «РАКУРС» Андрей ПИРОГОВ отмечает, что наиболее массовые БПЛА отлично подходят под локальные задачи, где зачастую требуется получение специфической информации. Выполнять их стало легче, в том числе благодаря некоторым регуляторным послаблениям, например разрешению полетов на высоте до 150 м в пределах прямой видимости без предварительных согласований. «Это маленький, но важный шаг в сторону снятия серьезных барьеров, которые сегодня мешают более активному внедрению БПЛА», – резюмирует г-н Пирогов. В частности, речь идет о секретности получаемых материалов, лицензировании авиационных работ и создании авиационной техники, а также подготовке внешних пилотов, использовании единого воздушного пространства. По мнению г-на Пирогова, эти вопросы решаются не так быстро, как хотелось бы. Не менее актуальна тема экспорта аппаратов, на что влияет не только экспортное законодательство, но и геополитика, добавил он.

Георгий ПОТАПОВ, генеральный директор компании «ГЕОАЛЕРТ»:
Георгий ПОТАПОВ, генеральный директор компании «ГЕОАЛЕРТ»:
«С позиции разработчиков сервисов с добавленной стоимостью могу сказать, что этот рынок не работает как цепочка и непонятно, когда так заработает. Причины – нормативные барьеры, формальная секретность аэросъемки и отсутствие технологических решений доступа к банкам данных БПЛА».

Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА (АО «Кадастрсъемка»):
Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА (АО «Кадастрсъемка»):
«С увеличением грузоподъемности аппаратов и их полетного времени применение дронов станет более эффективным методом сбора данных ДЗЗ. Несомненно, будущее за БПЛА. Тем не менее технологии получения данных ДЗЗ с использованием пилотируемой авиации останутся востребованными на рынке».

Начальник отдела цифровой картографии АО «Кадастрсъемка» Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА отмечает, что на сегодняшний день данные БПЛА занимают заметную нишу общего рынка данных ДЗЗ: технология аэрофотосъемки с БПЛА эффективно применяется для оперативного обновления локальных участков местности с развитой инфраструктурой. Тем не менее, исследовав многолетний опыт обеспечения данными ДЗЗ органов власти и местного самоуправления, крупных промышленных и добывающих предприятий, а также ряда других сфер, аналитики компании пришли к выводу, что наиболее эффективным методом сбора данных об объектах местности, обеспечивающим требования к созданию современной картографический основы на территории крупных городов и месторождений, протяженных линейных объектов, являются воздушное лазерное сканирование (ВЛС) и цифровая аэрофотосъемка (ЦАФС) с пилотируемых летательных аппаратов. Так, оперативность получения и обработки данных, их высокая детальность и информативность (включая получение цифровой модели рельефа под сплошным пологом растительности), минимальный объем наземных полевых измерений, возможность производства работ на труднодоступных территориях (в том числе оперативной доставки специалистов для обеспечения наземного сопровождения летно-съемочных работ), а также управления полетом при неблагоприятных метеоусловиях позволяют ВЛС и ЦАФС с пилотируемых летательных аппаратов оставаться более конкурентноспособными, чем БПЛА.

Госзаказ

Одним из основных заказчиков решений в области ГИС и ДЗЗ был и остается госсектор. А как меняется его доля на рынке ГИТ в России?

Вячеслав АНАНЬЕВ («Дата Ист»):
Вячеслав АНАНЬЕВ («Дата Ист»):
«Сложившаяся ситуация на рынке сохранится и в ближайшие годы. Сегмент “розничного” использования ГИТ продолжит расти, но крупные проектные разработки будут по-прежнему исходить от госкорпораций или ОГВ».

Генеральный директор компании «Дата Ист» Вячеслав АНАНЬЕВ полагает, что ситуация с сегментацией рынка не столь однозначна. В частности, привычные для многих сервисы Yandex Maps, Google Maps, 2GIS формируют огромный потребительский сегмент не только в плане пользования их навигационными приложениями или при вызове такси. Кроме того, подписка на картографические сервисы и размещение тематических карт на базе API MapBox, ArcGIS online, HereToGo и того же «Яндекса» также формирует большую долю негосударственных заказов. «Однако касательно ГИС корпоративного уровня, если отнести лидеров нашей нефтегазовой отрасли к госсектору, то соотношение госзаказчиков с коммерческими составляет примерно 80:20», – комментирует г-н Ананьев.

Нина МОИСЕЕВА (ГК «СКАНЭКС»):
Нина МОИСЕЕВА (ГК «СКАНЭКС»):
«Госсектор действительно остается основным заказчиком  ГИС и ДЗЗ, особенно когда речь идет о разработке интеграционных технологических решений.

«А наибольшая доля выручки от сделок с коммерческими заказчиками приходит, конечно, от крупного бизнеса, – уточняет Нина МОИСЕЕВА (ГК «СКАНЭКС»). – Если же говорить об СМБ-клиентах, то в период пандемии их доля уменьшилась. Ведь в большинстве случаев использование технологий ГИС и ДЗЗ для них скорее консалтинговая и аналитическая услуга, в связи с чем многие от нее отказываются с целью экономии. Но существует и обратная ситуация: в сфере ГИС не все компании заключают договора с заказчиками из СМБ-сектора, так как это зачастую менее выгодно в силу высоких издержек производства».

Доля госсектора, скорее всего, продолжит увеличиваться, в частности в связи с вступлением в силу 1 января 2022 года проекта «Национальная система пространственных данных», предполагающего создание единой цифровой платформы геопространственного обеспечения и обеспечение ее связи со всеми муниципальными и региональными информационными системами, заключает г-жа Моисеева.

Андрей ПИРОГОВ (АО «РАКУРС»):
Андрей ПИРОГОВ (АО «РАКУРС»):
«Мало кто из участников рынка скрывает, что госсектор дает до 60-80% оборота их компаний. Что, безусловно, не очень хорошо, но такова экономика страны на данный момент».

Руководитель группы маркетинга АО «РАКУРС» Андрей ПИРОГОВ полагает, что изменить зависимость от госсектора поможет выход на зарубежные рынки. Как только эпидемия COVID пойдет на спад, будет проведен ряд выездных мероприятий, в ходе которых российские вендоры продемонстрируют свои возможности, обменяются опытом с зарубежными коллегами, проверят свои бизнес-гипотезы и продукты на иностранных рынках. Запрос на такие формы активности имеется и организационно прорабатывается, подчеркивает он.

Милана ЭЛЕРДОВА (АО «ТЕРРА ТЕХ»):
Милана ЭЛЕРДОВА (АО «ТЕРРА ТЕХ»):
«В части технологий, связанных с космическим мониторингом, потребители со стороны госсектора традиционно занимали доминирующее положение. Сегодня мы видим снижение этой доли, но совсем незначительное».

Генеральный директор АО «ТЕРРА ТЕХ» Милана ЭЛЕРДОВА поясняет, что прежде всего заказчиками геосервисов и услуг ДЗЗ становятся крупные коммерческие компании, госкорпорации и холдинги. Но наблюдается рост заказов и со стороны физических лиц, которые отмечают роль космической съемки в качестве доказательной базы в судебных спорах. «Но в целом в России на долю государственных заказчиков прямо или косвенно по-прежнему приходится порядка 80% рынка ГИТ», – резюмирует г-жа Элердова.

Геннадий РАДИОНОВ, технический директор компании «Дата+»:
Геннадий РАДИОНОВ, технический директор компании «Дата+»:
«Бюджеты государственных проектов, как и раньше, существенно больше коммерческих, но доступ к ним ограничен, ярких результатов пока нет и перспективы туманные».

Денис САВИЦКИЙ (Esri CIS):
Денис САВИЦКИЙ (Esri CIS):
«Все чаще можно наблюдать, как ГИС-проекты для госсектора выполняются компаниями с государственным участием.  Пойдет это отрасли на пользу или во вред, покажет время».

По словам директора по продажам компании Esri CIS Дениса САВИЦКОГО, на данный момент внедрением новейших разработок интересуются по большей части коммерческие компании. Они же максимально гибки в адаптации своих целей к изменяющейся обстановке. Если же от качественных измерений переходить к количественным, то бюджеты проектов госсектора превосходят коммерческие, констатирует он.

Наталья ГЛЕБОВА (Esri CIS):
Наталья ГЛЕБОВА (Esri CIS):
«К сожалению, из-за политики импортозамещения госсектор в области ГИС сильно откатывается назад».

Директор департамента подготовки продаж компании Esri CIS Наталья ГЛЕБОВА считает, что ГИС – слишком узкая область, чтобы можно было сделать универсальный продукт для локального рынка. Согласно ее наблюдениям, одна из явных тенденций сегодня – более простые проекты в государственном секторе выполняются за бóльшие деньги, нежели в коммерческом.

Георгий ПОТАПОВ (ООО «ГЕОАЛЕРТ»):
Георгий ПОТАПОВ (ООО «ГЕОАЛЕРТ»):
«Соотношение доли госсектора и коммерческих компаний –     99:1. Примерно как доля России на мировом рынке. Надеюсь, наши российские и иностранные коммерческие заказчики помогут изменить эти пропорции».

Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА (АО «Кадастрсъемка»):
Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА (АО «Кадастрсъемка»):
«Участие коммерческих подрядных организаций на рынке ГИС и ДЗЗ, в том числе в госсекторе, включая обеспечение нужд Росреестра и Рослесхоза, создаст здоровую конкуренцию, что будет способствовать сокращению сроков предоставления данных и обеспечит развитие отрасли в целом».  

Екатерина ПЕРФИЛЬЕВА (АО «Кадастрсъемка») отмечает, что потребности госсектора в области ГИС и ДЗЗ по большей части закрываются государственными предприятиями, однако в силу ряда причин обеспечение их такими данными происходит с некоторой задержкой, в результате чего до потребителя конечной продукции они доходят не совсем в актуальном состоянии. Вопрос необходимости съемки в моменте и другие проблемы и пути их решения обсуждались представителями органов власти, местного самоуправления, государственных и частных компаний на международной научно-технической конференции «Цифровая реальность: космические и пространственные данные, технологии обработки», организованной в сентябре 2021 года представителями как государственного, так и частного секторов.

Опубликовано 12.02.2022

Похожие статьи