Технологический «кирпич»: почему Россия не будет «объезжать» санкции по иранскому пути

Логотип компании
Технологический «кирпич»: почему Россия не будет «объезжать» санкции по иранскому пути
Вендоры очень быстро поймут, почему их оборудование, поставляемое, скажем, в Казахстан, «ломается» в промышленных масштабах и что всё это значит.

Исход ведущих западных ИТ-вендоров продолжается: Cisco и IBM в конце июня прекратили обновление лицензий на свои решения, установленные в России.

Софт преткновения

Патриархи мирового рынка ИТ-инфраструктуры доказали: параллельный импорт играет очень ограниченную роль для преодоления ситуации с дефицитом аппаратного и программного обеспечения в нашей стране. Продвинутое «железо» со сложной программной составляющей заместить путем различных схем параллельных поставок будет весьма затруднительно.

Сегодня на уровне аппаратной части решения различных производителей отличаются друг от друга минимально: одинаковые архитектуры, процессоры, вычислительный потенциал. Все ноу-хау, наличие которых на борту и делает решения привлекательными для бизнеса, обеспечивают уникальный программный слой.

Своими заявлениями о прекращении поддержки вендоры по большому счету просто превращают в «кирпичи» решения, установленные в ИТ-ландшафтах российских заказчиков. Компании и организации вынуждены либо срочно переезжать на альтернативные продукты, либо искать пути «реанимации» для продления жизненного цикла оборудования.

Коммутаторы высокого уровня, различные СХД с продвинутым функционалом, серверные решения, программно-определяемые АТС – сегодня во всём этом многообразии ИТ-решений именно софт является самым главным элементом. Без последних обновлений и поддержки вендора бизнес теряет доступ к тому, за что, собственно, и заплачена высокая рыночная цена продукта.

Обходные пути

Нередко можно услышать (особенно от компаний, задействованых в различных параллельных схемах поставок ИТ-оборудования), что исход вендоров на официальном уровне не такая уж проблема. Сторонники этого мнения ссылаются на несколько аргументов.

Первый: у них в штате работают специалисты, которые собаку съели на поддержке того или иного ИТ-продукта, и отсутствие официальной лицензии в этом свете не является критичным препятствием для интеграции и эксплуатации оборудования.

Второй — так называемый «иранский сценарий». Эта страна живет под санкциями десятилетия и научилась обходить их в области ИТ путем создания альтернативных цепочек поставок из соседних стран. Необходимое оборудование заказывается в условной Турции и поставляется туда по абсолютно легальной схеме. Далее через какое-то время оно списывается с указанием в качестве причины некой «поломки» и отправляется в Иран. Там силами специалистов в этой области и ресурсов разработанной национальной базы программных патчей с разной степенью успешности удается адаптировать такое «железо» для выполнения насущных технологических задач.

И, казалось бы, чем мы хуже?

Даже не думайте!

Причины, по которым в нашем случае всё это не будет работать должным образом, для меня довольно очевидны. Первый сценарий утопичен: масштабы задач российского бизнеса в области цифровизации слишком велики. В России просто нет и уже не будет должным образом подготовленных специалистов по всему спектру «окирпиченного» оборудования.

Конечно, есть определенное количество людей, разбирающихся в настройке и поддержке практически всех ключевых решений. Они являются профессионалами по определенным линейкам и даже конкретным продуктам. Но их общее количество все равно жестко ограниченно. На всю Россию их компетенций, а также временного ресурса попросту не хватит.

Да и, сколько бы их не было, это не снимает проблему с обновлениями и патчами. Проприетарный характер программного слоя на таком оборудовании ставит непреодолимый барьер для интеграции, обслуживания и, самое главное, развития функциональности «серых» ИТ-решений в рамках ландшафта компаний. Разработать эффективные патчи, а тем более полноценные обновления без доступа к исходному коду – невозможно.

Второй сценарий, «иранский путь», также недостижим. Во-первых, его обнуляют те же масштабы национальных ИТ-потребностей: с Ираном Россию в этом плане не сравнить. Вендоры очень быстро поймут, почему их оборудование, поставляемое, скажем, в Казахстан, «ломается» в промышленных масштабах и что всё это значит.

А далее ничто не помешает на уровне программного слоя добавить инструменты блокировки полезного функционала при попытке взлома или предоставления доступа к нему только при успешном подтверждении запуска из разрешенной географической локации. Никакие, даже самые хитры патчи и схемы обхода здесь просто не помогут, что бы ни говорили сегодня адепты параллельного импорта. С учетом того, что речь идет о сетевой инфраструктуре и СХД, которые являются базой любого ИТ-ландшафта, закладывать информационный фундамент предприятия на такой зыбкой основе никто в здравом уме не станет.

Третий путь

Что будет дальше – не знает никто, но по факту любые схемы смягчения санкционного удара по ИТ, которые включат в себя ставку на привычные западные решения, оставляют последнее слово за вендорами. Если по какой-то причине они предпочтут смотреть на возможные пути обхода сквозь пальцы, тогда возможны варианты. Но в противном случае (а, скорее всего, он наиболее вероятен), шансов создать на их продуктах рабочую и надежную ИТ-инфраструктуру у нас практически нет.

К примеру, что касается Cisco и IBM, то на сетевых решениях первой построена львиная доля всех телеком-сетей в компаниях и организациях, а продукция второй традиционно была популярной в госсекторе. На фоне резкого отказа в лицензиях решение одно: переходить на российское оборудование. Причем нужно не просто планировать потенциальную покупку когда-то в будущем, а начинать поиск необходимых решений прямо сейчас. Это обусловлено как необходимостью «забронировать» объем производственных мощностей под свои потребности, так и возможностью получить максимально релевантное решения под задачи компании.

По понятным причинам функциональность российских аналогов не всегда полностью повторяет привычные возможности западных ИТ-продуктов. Поэтому именно в диалоге с вендорами у компаний открывается возможность поучаствовать в разработке максимально отвечающих их задачам решений. К счастью, государство обращает внимание на такие потребности рынка и готово компенсировать нашим вендорам до 80% затрат на разработку нового функционала существующих решений. Это хороший стимул для всех сторон процесса и та самая возможность в исторической перспективе, которой грех было бы не воспользоваться.

Слово за бизнесом

Во многом развитие ситуации в ближайшее время будет определять заказчик: вендоры готовы, но необходимо движение именно со стороны компаний-пользователей. Необходимо продемонстрировать готовность бизнеса к серьезному «диалогу» с конкретными программами развития на основе ИТ-решений, с заказами и финансированием проектов.

Вендоры готовы помогать заказчикам в плане миграции вплоть до поддержки зарубежного «железа» в обновляемом ландшафте для сохранения непрерывности бизнес-процессов и инвестиций в инфраструктуру. Медлить нельзя: одна из следующих потенциальных угроз – отказ в поддержке софта для виртуализации ИТ-инфраструктуры компании VMware, продукты которой используются на 80% общего объема ИТ-ландшафта в стране.

Опубликовано 10.08.2022

Похожие статьи