Перспективы рынка BI-решений в России (II часть)

Логотип компании
Перспективы рынка BI-решений в России (II часть)
В связи с известными событиями состояние многих сфер деятельности в 2020 году вызывает серьезные опасения, однако ситуация на рынке BI-решений особенная. Дело в том, что спрос на решения, позволяющие прогнозировать будущее, только возрос, что и сказалось на динамике развития обсуждаемого нами рынка.

(Продолжение. Начало в IT News №10/2020)

Динамика и состояние рынка

В связи с известными событиями состояние многих сфер деятельности в 2020 году вызывает серьезные опасения, однако ситуация на рынке BI-решений особенная. Дело в том, что спрос на решения, позволяющие прогнозировать будущее, только возрос, что и сказалось на динамике развития обсуждаемого нами рынка.

Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика»):

Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика»):

«Аналитика будет одной из немногих отраслей ИТ, которые не просядут в этом году».

Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика») отмечает, что рост рынка BI-решений будет обеспечиваться в том числе за счет новых игроков, которые, помимо традиционных задач, связанных с регулярной отчетностью и дашбордами, будут предлагать алгоритмы машинного обучения для предиктивной аналитики. Темпы роста в этом сегменте в следующие два-три года могут достигнуть 30%, полагает он.

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):

«В значительной части компаний (вероятно, у подавляющего большинства) все еще совершенно не развиты инструменты автоматизированной аналитики и отчетности, они живут в Excel».

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution) говорит, что внедрение BI-решений в отечественных компаниях происходит очень неравномерно: многие совсем не используют подобного ПО в своей практике, однако некоторые, наоборот, существенно продвинулись в данной сфере. В основном это крупный бизнес – банки, международные компании, имеющие свободные средства для развития и находящиеся под сильным конкурентным давлением, что вынуждает их активно внедрять новые технологии. Современные инструменты в области бизнес-аналитики позволяют эффективно оптимизировать бизнес-процессы: очевидно, что те, кто их успешно освоит, получат существенные конкурентные преимущества. Российский же рынок BI-решений находится в самом начале периода бурного роста, считает г-н Смеречук.

Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт»):

Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт»):

«Российский рынок BI-решений сейчас на подъеме: и бизнес, и госорганы запускают новые BI-проекты, усложняется функциональность и растет масштаб внедряемых систем».

Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт») подчеркивает общий вектор на цифровизацию и импортозамещение: динамика этих процессов с каждым годом нарастает, что оказывает и будет оказывать позитивное влияние на отечественный рынок.

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»):

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг»):

«Рынок внедрений систем бизнес-аналитики растет. За последние пару лет появилось много новых вендоров, а традиционные системные интеграторы начинают заниматься BI».

Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг») отмечает, что заказчики, которые уже закрыли наиболее актуальные вопросы автоматизации, теперь формируют спрос на более сложные продукты. Растет интерес к решениям, обеспечивающим как качество самих данных, так и качественное управление ими, появляются кейсы по использованию продвинутых возможностей классических BI-систем. Можно смело утверждать, что рынок становится более зрелым, констатирует г-жа Вронская.

Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг»):

Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг»):

«Динамика российского BI-рынка показывает достаточно быстрое развитие – около 30% в год».

Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг») отмечает на нашем рынке превалирующие проекты по внедрению легких BI-решений, которые имеют более высокий time-to-market, что перекликается с наличием у платформ функции предоставления пользователям возможности создания ad-hoc-отчетов и в целом self-service аналитики. Если говорить о вендорах, то к этой области можно отнести Tableau, Qlik, Oracle и Microsoft. Помимо прочего, важно учитывать, что динамика отличается по отраслям, резюмирует он.

Максим ОЗЕРОВ (Navicon):

Максим ОЗЕРОВ (Navicon):

«Заказчики переходят от простого внедрения решений «под ключ» силами интеграторов к развитию своих центров компетенций».
  

Директор проектов Pharma&FMCG компании Navicon Максим ОЗЕРОВ считает, что на активно развивающемся рынке BI в России можно выделить два основных тренда. Во-первых, это создание компаниями собственных центров компетенций. Navicon помогает своим клиентам использовать лучшие практики для организации центров компетенций не только в области BI, но и в целом в сфере Data Management. «Мы проводим обучения, регулярные митапы по обмену опытом, рассказываем об успешных кейсах на мероприятиях», - рассказывает г-н Озеров. Во-вторых, BI-задачи становятся кросс-функциональными, а решения – более комплексными. Стандартные хранилища и визуальные дашборды дополняются компонентами машинного обучения и триггерной аналитики. В частности, в последних проектах Navicon для представителей ретейла активно использовались как стандартные технологии построения хранилищ данных, так и ML-модели для клиентской аналитики, а также инструменты Big Data для обработки больших массивов информации по чекам, поясняет г-н Озеров.


Вендоры и их продукция


Светлана ВРОНСКАЯ (ГК «КОРУС Консалтинг») отмечает, что специалисты ее компании обладают глубокой экспертизой в создании систем бизнес-аналитики на платформах Qlik и Microsoft, реализуют проекты на BI-стеке от SAP и Oracle, развивают практику Tableau и наблюдают за отечественными разработками, в частности от компании «Форсайт». Помимо BI-систем, для реализации стоящих задач активно используются системы для управления данными (data governance & data management) от компаний Informatica и «ЮниДата». «Дополнительно мы развиваем собственное решение для анализа данных, созданное на технологиях open source», – добавляет г-жа Вронская.

А как отмечает Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт»), отечественному бизнесу и государственным структурам необходим софт, созданный в России с учетом всех требований безопасности и политики импортозамещения. «На данный момент наш портфолио представлен следующими продуктами: “Форсайт. Аналитическая платформа”, “Форсайт. Бюджетирование”, “Форсайт. Управление инвестициями”, “Форсайт. Сводная отчетность”, – перечисляет она.– Все эти решения легко интегрируются в IT-инфраструктуру заказчика, совместимы с решениями класса open-source, СУБД Postgres Pro, Arenadata DB, ОС ALT Linux, Astra Linux».

Стоит добавить, что программные комплексы на базе продуктов «Форсайта» используют в «Транснефти», «Ростелекоме», а также в федеральных и региональных органах власти и целом ряде других организаций.

Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг») говорит, что ключевым партнером их компании остается Oracle. «Техносерв Консалтинг» также работает с продуктами Qlik, Tableau и платформой Microsoft Power BI, добавляет он.

Как поясняет Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика»), на счету его компании разработка двух российских продуктов – платформы для работы с большими объемами данных Polymatica Analytics и конструктора информационных панелей Polymatica Dashboards. Вместе они образуют решение класса BI, позволяющее работать в интерактивном режиме как с данными на атомарном уровне, так и с агрегатами в виде настроенных и обновляемых информационных панелей. «Наши продукты создаются в соответствии с мировыми трендами, среди которых простота интерфейса для бизнес-пользователей. Мы сами для себя определили его как “не сложнее Excel”. Есть встроенные алгоритмы продвинутой аналитики и возможность автоматизации аналитических процессов», – добавляет он.

В свою очередь, Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution) отмечает, что в настоящее время его компания не продвигает на рынок какие-либо BI-решения и в данном обзоре комментирует ситуацию в отрасли с точки зрения потребителя BI.

Максим ОЗЕРОВ (Navicon) говорит, что его компания активно внедряет решения на базе технологий Microsoft (в том числе Azure), Tableau, Qlik и ThoughtSpot. В последнее время все чаще встречаются кейсы объединения продуктов нескольких вендоров в одном проекте. Например, построение хранилища и аналитических моделей на базе Microsoft Azure и использование дополнительных инструментов ad-hoc анализа на базе Tableau, уточняет он.


Драйверы и препятствия


Мы постарались выяснить, какие факторы оказывают наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на российский рынок BI-решений в последние пару лет. Что именно поддерживает рынок на плаву, а что, наоборот, сдерживает его рост?

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):

Андрей СМЕРЕЧУК (OCS Distribution):

«Ключевым драйвером развития BI-решений выступает стремление компаний повысить свою информированность и скорость принятия решений, улучшить деятельность за счет освобождения сотрудников от рутины регулярной отчетности».
 

По мнению Андрея СМЕРЕЧУКА (OCS Distribution), невысокая информированность большинства компаний о преимуществах BI, а также сложность подхода к внедрению создают барьеры для реализации проектов по автоматизации отчетности. Кроме того, действительно полноценный эффект цифровой трансформации достигается только комплексом мероприятий по управлению данными и бизнес-процессами, где BI-составляющая выступает частью системы информационного обеспечения деятельности предприятия. К тому же такие проекты пока все еще очень дороги для внедрения. «В то же время простые подходы к реализации BI-решений с быстрым результатом мало освещаются и рекламируются», – заключает г-н Смеречук.

Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг»):

Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг»):

«Серьезным драйвером для рынка являются государственные программы по цифровой экономике, которые значительно стимулируют использование BI-решений в госсекторе».
  

Среди факторов, сдерживающих развитие рынка, Антон СПИРИН («Техносерв Консалтинг») выделяет необходимость соответствовать большому количеству требований в области ИБ – как отраслевых (например, стандарт безопасности данных индустрии платежных карт – PCI DSS), так и межотраслевых (федеральный закон о защите персональных данных). В частности, поэтому компаниям, использующим персональные данные граждан, приходится создавать в своих хранилищах специальные ограничения по уровню доступа к ним в зависимости от уровня защищенности.

Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт»):

Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт»):

«Основным драйвером развития российского рынка BI-решений в течение двух последних лет было импортозамещение».
 

Юлия КУДРЯВЦЕВА («Форсайт») отмечает, что наша страна уже прошла несколько этапов в развитии импортозамещения. На первых шагах компании знакомились с российским софтом для аналитики данных, а затем стартовали пилотные проекты, показав высокий уровень функциональности отечественных систем. «Сейчас российский софт внедряется в рамках полномасштабных проектов, и по их итогам мы ожидаем нового скачка в развитии рынка отечественных BI-систем», – поясняет она.

В «Форсайте» уверены, что российские разработчики в этот период делали все возможное, чтобы заказчики получили мощные решения: развивались технологические партнерства, обеспечивалась совместимость отечественных продуктов. «К примеру, мы совместно с партнерами – российскими компаниями Postgres Professional и Arenadata – обеспечили совместимость решения «Форсайт. Аналитическая платформа» с отечественными СУБД Postgres Pro и Arenadata DB», – отмечает г-жа Кудрявцева. Подобная интеграция позволяет заказчикам учесть все требования импортозамещения и внедрить комплексное решение.

Стоит заметить, что отечественные решения внедряют и в тех бизнес-структурах, где такой шаг не обусловлен требованиями законодательства. В этом случае речь идет об осознанном выборе компании, который совершается в целях роста бизнеса и с полным пониманием преимуществ российского ПО. Как говорит г-жа Кудрявцева, за последние годы отмечен целый ряд таких внедрений.

Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика»):

Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика»):

«Среди преград в этой деятельности можно обозначить фундаментальную проблему с качеством данных».
  

Несмотря на популярность высказывания «данные – это новая нефть», Сергей КУЛИКОВСКИЙ («Полиматика») отмечает, что сами по себе данные не очень интересны – куда важнее их применение, которое при правильном подходе влечет рост прибыли и/или снижение издержек. Иными словами, по мнению г-на Куликовского, аналитические платформы можно назвать нефтеперерабатывающими заводами, а качество получаемого ими продукта зависит в том числе от возможностей используемого решения. «Таким образом, драйверами рынка сейчас выступают: 1) растущий объем данных; 2) зрелость заказчиков, которые не только по конференциям знают о преимуществах data-driven-подхода, но и сами сделали несколько пилотов; 3) снижение стоимости эксплуатации за счет упрощения работы с BI», – заключает он. При этом большинство компаний уделяют мало внимания фундаментальной работе с данными. Даже среди самых зрелых, хорошо понимающих, как и для чего стоит применять data-driven-подход, только треть (по данным IDC) закончили создание сквозной модели данных, обеспечивающей извлечение информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Максим ОЗЕРОВ (Navicon):

Максим ОЗЕРОВ (Navicon):

«У российских компаний, по-прежнему, остается предубеждение относительно облачного варианта развертывания. Из-за этого они не используют многие фишки современных решений».
  

Максим ОЗЕРОВ (Navicon) подчеркивает, что решения вендоров активно развиваются в сторону сервисной модели в облачной инфраструктуре, однако далеко не все потенциальные заказчики готовы к этим изменениям. Лидерами роста с точки зрения принятия новых технологий становятся либо российские подразделения международных компаний, либо средние по размеру локальные игроки. Что касается драйверов, то, по мнению г-на Озерова, появление в последние годы полнофункциональных BI-решений с весьма демократичным ценником (например, Power BI от Microsoft) дало возможность развивать BI-компетенции в компаниях любого размера.

 

(Окончание следует)

Опубликовано 05.11.2020

Похожие статьи