Рынок 3D-печати на фоне пандемии (III часть)

Логотип компании
Рынок 3D-печати на фоне пандемии (III часть)
3D-ручки как отдельный сегмент продукции появились достаточно давно, однако складывается впечатление, что это направление живет своей, отдельной от отрасли жизнью...

(Продолжение. Начало в IT News № 05/2021, №6/2021)

Будущее сегмента 3D-ручек

3D-ручки как отдельный сегмент продукции появились достаточно давно, однако складывается впечатление, что это направление живет своей, отдельной от отрасли жизнью. Когда-то довольно востребованные, эти устройства сегодня, по некоторым субъективным оценкам, переживают очередной виток развития в силу высокой доступности и повышенного интереса к технологиям 3D-печати в целом. Стоимость у них самая низкая на рынке, поэтому именно с них часть людей начинает свое первое знакомство с 3D-технологиями. Однако в воздухе продолжает висеть вопрос: стоит ли ждать от этого направления чего-то большего или оно уже достигло пика развития и через какое-то время будет окончательно вытеснено с рынка более зрелыми решениями?

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):

«В 2014 году наша компания первой начала оптовые поставки 3D-ручек в России, и на пике продаж, в 2017-18 гг., они составляли порядка 30% нашего оборота».

Основатель и генеральный директор компании «Цветной Мир» Александр КОРНВЕЙЦ поясняет, что в 2019 году пик популярности 3D-ручек пошел на спад, как и бизнес, связанный с ними. Дело в том, что эти устройства были просто модной игрушкой (вроде спиннера), а когда мода них прошла, дети (для них в основном эти ручки и приобретались) переключили свой интерес на другие гаджеты.

Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):

Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):

«Как производители оборудования, мы для себя никаких перспектив по этому направлению не видим. Здесь ключевой плюс – цена, а конкурировать ценой с китайскими товарами бесперспективное занятие».

Генеральный директор компании IMPRINTA Артем СОЛОМНИКОВ считает 3D-ручки полезным развлечением для детей как дома, так и в школе – сегодня они более доступны, продаются и в магазинах электроники, и в маркетплейсах. В то же время никаких существенных изменений в самом устройстве за последние годы не произошло: сложно придумать, как улучшить или упростить и без того простое устройство, да и необходимости в этом нет, уверен он.

Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):

Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):

«Распространение 3D-ручек связано с возможностью недорого попробовать новые технологии – это начальный уровень знакомства с одной из них».

Коммерческий директор компании PICASO 3D Андрей ТЫРСА говорит, что его компания никогда не рассматривала сегмент 3D-ручек всерьез, то есть именно с точки зрения разработки и производства. Скорее всего, как только 3D-принтеры найдут распространение среди широких слоев населения, популярность 3D-ручек пойдет на спад. Все-таки это больше образовательный инструмент, не способный заменить настоящий 3D-принтер. «Иными словами, этот сегмент как перспективный мы для себя не рассматриваем», – резюмирует г-н Тырса.

3D-печать в крупной промышленности

Дальнейший успех развития рынка 3D-печати во многом зависит от того, насколько глубоко эти технологии будут приняты в массовом промышленном производстве и крупном бизнесе. По данному вопросу каждый год приходится слышать довольно противоречивые мнения. Кто-то утверждает, что 3D-печать вот-вот перевернет основы промышленности, а кто-то не готов списывать со счетов традиционные технологии. Вот что по этому поводу думают участники нашего обзора.

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):

«Процесс внедрения 3D-печати в традиционные промышленные сферы идет пока медленно. Тем нее менее мы видим, что такие компании, как «Сибур», «Росатом», «Ростех», «НЛМК», активно внедряют аддитивные технологии в свои производственные цепочки, а значит, эта тенденция будет нарастать».

Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):

Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):

«Мы наблюдаем постоянное, из года в год, линейное увеличение спроса в промышленном сегменте, крупном бизнесе и  государственном секторе. Нельзя назвать этот рост экспоненциально резким, но он стабилен».

Основатель ГК Top 3D Group Василий КИСЕЛЕВ отмечает, что 3D-печать постепенно завоевывает свою нишу: все больше компаний видят ценность этого направления для собственных производственных целей. В первую очередь для печати функциональных изделий, а не только прототипирования.

Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):

Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):

«В течение первого квартала текущего года мы отмечаем наиболее высокий спрос на 3D-технологии за все время нашей работы. Большинство крупных компаний в той или иной сфере уже задействовали аддитивное производство».

Генеральный директор компании «3Д Вижн» Илья ВИНОГРАДОВ утверждает, что интеграция аддитивных технологий с каждым годом становится более масштабной: даже несмотря на разработку и внедрение компаниями собственного оборудования, которое, к сожалению, производится очень низкими темпами, рынок с будет только расти. Отечественные производители обращают внимание на опыт зарубежных коллег и все активнее используют возможности аддитивных технологий. Растет их применение и в малом и среднем бизнесе за счет тенденции к собственным разработкам в противовес закупкам иностранного оборудования. Особенно это заметно в медицинской отрасли, подчеркивает г-н Виноградов.

Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):

Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):

«Все больше предприятий рассматривают, как 3D-печать может быть внедрена в их производство».

Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA) приводит слова одного из пользователей продукции его компании: «3D-принтер может быть применен в любом производстве, но многие об этом даже не задумываются, ведь и так все работает». Однако 3D-печать может снизить расходы производства. Зачастую с ее помощью можно изготавливать детали и оснастку для оборудования вместо приобретения уже готовых, а иногда даже полностью реализовать один из технологических процессов.

Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):

Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):

«Промышленность и производственные компании распробовали аддитивные технологии, поняли границы их применения».

Андрей ТЫРСА (PICASO 3D) отмечает, что многие компании активно изучают 3D-технологии: рассматривают различные материалы в зависимости от своих задач, исследуют напечатанные с их помощью детали. Кроме того, продолжают создаваться новые технологические цепочки, идет процесс внедрения аддитивных технологий в привычные процессы. «Сейчас рынок на стадии роста и далек от насыщения – еще много областей, которые могут успешно использовать аддитивные технологии в своей работе», – уверен г-н Тырса.

Алексей ВОРОНКОВ (HP Inc.):

Алексей ВОРОНКОВ (HP Inc.):

«По мнению 55% респондентов исследования HP Digital Manufacturing Trends, в ближайшие пять лет индустрия здравоохранения станет одним из лидеров по числу инноваций в аддитивном производстве».

Вице-президент и генеральный директор в регионе Восточная Европа HP Inc. Алексей ВОРОНКОВ говорит, что медицина одной из первых отраслей оценила и начала использовать возможности 3D-печати. Кроме того, уже в нынешнем году wellness-индустрия c годовым оборотом в $50 млрд продолжит динамично внедрять 3D-технологии, производя изделия на основе биомеханического анализа данных клиентов. «Нет ничего более индивидуального, чем тело человека, поэтому производство такой персонифицированной продукции, как, например, обувь или протезы, имеет огромный потенциал», – считает он. Не менее активен интерес к промышленной 3D-печати со стороны автопроизводителей. Так, в марте HP Inc. объявила о совместных проектах с Nissan и Ford, а ранее было анонсировано сотрудничество с Volkswagen, Jaguar Land Rover и BMW.

Мария БОРИСОВА (SIU System):

Мария БОРИСОВА (SIU System):

«Практически в каждой компании-лидере в той или иной отрасли промышленности установлены 3D-принтеры, а у некоторых даже созданы целые центры инноваций по этому направлению».

Исполнительный директор SIU System Мария БОРИСОВА напоминает, что аддитивные технологии позволяют быстро произвести изделия сложной геометрии, сэкономив материал и оптимизировав количество составляющих. Все больше специалистов понимают это, поэтому число запросов растет. Однако сегодня появился ряд ограничений на приобретение иностранного оборудования. «В связи с этим мы рекомендуем отталкиваться от задач и приобретать лучшее, что существует в мире и укладывается в бюджет. Это обеспечит отрыв от конкурентов», – говорит г-жа Борисова.

На данный момент в центре инноваций SIU System представлено более пятнадцати разных с точки зрения используемой 3D-технологии промышленных принтеров, работающих круглосуточно. При выборе 3D-оборудования важно помнить, что для производства высокого уровня должны сложиться воедино четыре фактора: качественное оборудование, качественный материал, оптимальное программное обеспечение и грамотно обученный персонал. Только тогда возможно достичь идеальной повторяемости печатаемых изделий.

Опубликовано 20.07.2021

Похожие статьи