IoT в такси

Логотип компании
IoT в такси
Среди беспилотных автомобилей довольно ярким направлением стало реализация принципов «Интернета вещей» в такси как в одном из видов общественного транспорта. В ряде стран такие такси только тестируются, но кое-где дело уже идет к практическому применению...

Беспилотными автомобилями сегодня никого не удивишь. Многие крупные автопроизводители ведут их разработку. Tesla Motors, BMW, Ford Motor, Volvo Cars и некоторые другие пообещали появление на дороге своих полностью самоуправляемых автомобилей в течение ближайших нескольких лет.

Россия находится в числе стран, в которых разрабатывают подключенные и самоуправляемые автомобили. В 2017 году только КАМАЗ направил на развитие беспилотных грузовиков около 400 млн. руб., хотя были в РФ и другие предприятия, работающие и инвестирующие в этой сфере.

Среди беспилотных автомобилей отдельным довольно ярким направлением стало реализация принципов «Интернета вещей» (IoT) в такси как в одном из видов общественного транспорта. В ряде стран такие такси только тестируются, но кое-где дело уже идет к практическому применению. Вот несколько сообщений из-за рубежа по материалам РБК и iot.ru.

***

С 25 августа 2016 года сингапурская компания nuTonomy запустила первое в мире беспилотное такси. В Сингапуре стали доступны для поездок шесть машин с беспилотным управлением. В высокотехнологичный автопарк вошли электрокары Renault Zoe и Mitsubishi i-MiEV. Первое время сервис будет доступен лишь на территории сингапурского делового центра. К концу года число машин с беспилотным управлением перевозчик обещает увеличить до 12.

***

Сервис такси Uber 14 сентября 2016 года запустил в Питтсбурге, штат Пенсильвания, четыре беспилотных такси. В салоне каждого из них находятся водитель и инженер, которые при необходимости могут взять управление на себя. Uber использует для перевозки пассажиров самоуправляемые автомобили модели Ford Fusion с гибридным двигателем. К концу года компания обещает, что на дорогах Питтсбурга будут курсировать уже десятки беспилотных автомобилей.

C той поры прошло немало времени, география испытаний и проектов расширяется, число марок беспилотных авто растет, количество задействованных в тестировании предприятий множится, но широкомасштабного внедрения беспилотных такси в повседневную жизнь пока не происходит и сообщения на эту тему в наши дни очень напоминают материалы, которые публиковалось год или два года тому назад.

***

Японские компании Hinomaru Traffic и ZMP в августе 2018 года начали в Токио испытания беспилотного такси с пассажирами. В период тестирования такси будет бесплатно возить пассажиров, выполняя четыре рейса в день между деловыми районами Отемати и Роппонги. В дальнейшем компании планируют расширить маршруты пробного сервиса.

***

Американская компания Waymo, входящая в холдинг Alphabet, утверждала, что в декабре 2018-го может первой в мире запустить сервис такси с беспилотными автомобилями. В зону обслуживания сервиса войдут пригороды Финикса (штат Аризона), ее общая площадь не превысит 260 кв. км.

Что касается России, то понятие беспилотного таксомотора многие эксперты связывают главным образом с сервисом ”Яндекс.Такси”, который уже более двух лет занимается их разработкой. Пока испытания машин проходят в двух городах, но очень скоро их широкомасштабное тестирование начнется на дорогах общего пользования.

КАМАЗ шагает впереди

Несмотря на существующие пессимистические оценки российского автопрома, в Татарии на автозаводе КАМАЗ, работающему под эгидой ”Ростеха”, уже около пяти лет ведется разработка беспилотного автомобиля, а в регионе создается экосистема для его существования – испытательный полигон, производство компонентов, подготовка персонала и т.д.

Напомним, что в июне 2013 года в преддверии Петербургского международного экономического форума "Ростех" сообщил о проекте создания "умного" грузовика КАМАЗ. Речь шла о разработке интеллектуальной автомобильной системы совместно с компанией Intel.

По словам разработчиков, в такой машине должны были появиться Интернет, навигация, голосовое управление и даже алкотестер. Грузовик должен был включать в себя модули связи 3G, 4G LTE, Wi-Fi и др., а также модули навигации (GPS и ГЛОНАСС) с информацией о ситуации на дорогах и возможностью оптимизировать маршрут. Но никаких сведений об успешном завершении этого проекта, именовавшегося Russian Hill, разыскать не удалось.

Но дело “умного” авто на этом не закончилось и в начале 2015 года КАМАЗ вместе с компанией Cognitive Technologies запустили новый проект по созданию беспилотника. По данным ”Ростеха”, потенциальный объем вложений в проект с учетом сторонних инвесторов оценивался на тот момент в 12 млрд. рублей.

В июне 2015 года первый беспилотный КАМАЗ прошел испытания на трассе полигона в подмосковном Ногинске. На серийный КАМАЗ-5350 установили радары, лидар (активный оптический сенсор, испускающий лазерные лучи в сторону цели во время езды), видеокамеры, системы связи и бортовые компьютеры.

Во время испытаний грузовик отработал около десяти вариантов перемещения. К августу 2015 года этот КАМАЗ “научился” управлять педалями газа и тормоза, а также рулем и коробкой передач. Предполагается, что автомобиль сможет без участия человека контролировать ситуацию на дороге, распознавая дорожные знаки, светофоры, других участников движения, пешеходов и даже перебегающих дорогу собак.

“Технически сегодня уже вопросов особых нет, – подчеркнул Сергей Когогин, гендиректор КАМАЗа в 2016 году. – Одна из серьезных проблем – это степень ответственности, нормативная база”.

Сейчас по беспилотникам КАМАЗ активно взаимодействует с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). “Самый главный момент в беспилотном транспорте – переход к отсутствию человека в кабине, – сказал Сергей Когогин. – Мы уже два года показываем образец, который создали совместно с ФГУП НАМИ – это наш проект «шатл», есть грузовые автомобили. В «шаттле» даже места водителя нет”.

Надо отметить, что этот ”шатл” представляет собой микроавтобус, который движется по заранее установленной или программируемой траектории и является своего рода прообразом маршрутного такси. Кроме того, в середине 2018 года КАМАЗ продемонстрировал еще одно самоуправляемое пассажирское транспортное средство – беспилотный электробус.

“Этим летом мы с директором НАМИ Сергеем Гайсиным ходили смотреть беспилотное шасси, – продолжил гендиректор КАМАЗа. – Я ему сказал – твоя задача найти вариант для размещения водителя на этом шасси. Он возмутился, а я ответил, что в обозримом будущем не вижу создания нормативной базы для того, чтобы выпускать полностью беспилотный транспорт на дороги общего пользования”. Поэтому, не смотря на высокий уровень автоматизации, человек там должен быть.

На ЧМ-2018 сотрудники КАМАЗа хотели сделать в Казани демо-площадку для подвоза людей беспилотником до стадиона. Но до стадиона везти людей им не разрешили.

“Сделали кольцо, где беспилотник смог ездить, но ограничили скорость десятью км в час, – поделился опытом г-н Когогин. – Конечно, можно идти так, как это делает «Яндекс». Но все равно там человек сидит. Это потому, что законы не дают нам сегодня вывезти на дороги такой беспилотный транспорт“.

Не смотря на заметные успехи в области разработки беспилотников и развития экосистемы IoT на транспорте, будет ли на базе КАМАЗа создаваться грузовое такси или маршрутное такси пока не известно. Зато ”Яндекс” – имеет на этот счет далеко идущие планы.

Яндекс испытывает беспилотные такси

В мае 2017 года в испытаниях компании “Яндекс.Такси” приняли участие два беспилотных автомобиля, представлявшие собой рабочие прототипы, способные самостоятельно передвигаться по заданному маршруту, определять и объезжать препятствия, в том числе другие автомобили и людей.

Один из прототипов был сделан на базе Toyota Prius, второй – был основан на Kia Soul. В них был установлен программно-аппаратный комплекс, реализующий IoT: датчики, собирающие информацию о самом автомобиле и окружающей обстановке, и ПО, обрабатывающее данные с датчиков и определяющее, как именно должна двигаться машина.

Первые испытания машин проводились в Москве на закрытой территории. Прототипы успешно справились с задачами. В сентябре 2017 года компания продемонстрировала беспилотник Toyota Prius Владимиру Путину.

В качестве следующего шага была обозначена проверка в условиях, приближенных к реальным на дорогах общего пользования. Это потребовало дополнительной подготовки и было запланировано на 2018 год. Хронология испытаний хорошо отражена на сайтах iot.ru и tadviser.ru.

В 2018 году “Яндекс” испытывала свои беспилотные такси в Сколково и Иннополисе. 1 ноября 2018 года через два месяца после запуска тестовой зоны беспилотных автомобилей в Иннаполисе беспилотник “Яндекс.Такси” совершил свою тысячную поездку. Чаще всего жители города пользовались беспилотным транспортом, чтобы доехать в университет и технопарк. Ежедневно автомобиль совершает в среднем 20 поездок, продолжительность каждой – в пределах 10 минут. Надо полагать, что максимальная скорость беспилотника здесь тоже невелика.

Беспилотное такси протестировал даже президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Соглашение о развитии беспилотного транспорта в республике подписали генеральный директор “Яндекса” в России Елена Бунина и заместитель премьер-министра Татарстана – министр информатизации и связи Роман Шайнутдинов. Пользоваться беспилотным автомобилем “Яндекс.Такси” могут все взрослые жители города, которые дали согласие на участие в тестировании.

В октябре 2018 года “Яндекс” подписал также соглашение о создании тестовой зоны для передвижения автомобиля на территории Сколково. Там беспилотное такси можно будет вызвать прямо в приложении “Яндекс.Такси”.

Самоуправляемый автомобиль строго соблюдает правила дорожного движения, определяет и объезжает препятствия, пропускает пешеходов и при необходимости экстренно тормозит. При этом в “Яндексе” понимают, что беспилотники — непривычное явление на дорогах, поэтому в салоне автомобиля всегда будет находиться инженер-испытатель, следящий за его движением.

В числе других достижений “Яндекса” – перегон Москва – Казань и зимние испытания в Москве. Беспилотный автомобиль сервиса ”Яндекс.Такси” самостоятельно преодолел расстояние почти в 800 км между Москвой и столицей Татарстана за 11 часов. В автомобиле все время находился опытный водитель, который наблюдал за поведением беспилотника. Однако свыше 90% пути машина проехала сама.

Это были первые испытания в условиях настоящей междугородной трассы в разных погодных условиях — под палящим солнцем и под дождем. На протяжении поездки менялось качество дороги и разметки, а трасса то сужалась, то расширялась. Машина ехала как в темное, так и в светлое время суток.

В феврале 2018 года, после снегопада в Москве, прошло серьезное зимнее испытание беспилотного автомобиля “Яндекс.Такси”. В водительском кресле беспилотника, который передвигался по заснеженным улицам столицы, находился водитель-испытатель, однако поездка проходила полностью в автоматическом режиме. Испытания проходили в районе Хамовники, где расположен главный офис “Яндекса”.

Что касается технологической базы, то ее автопилот “Яндекса” создан на базе собственных технологий таких как компьютерная картография, навигация в реальном времени, компьютерное зрение и распознавание объектов. Все эти разработки долгое время использовались в других сервисах компании.

В условиях сложного городского трафика ее автопилот сможет самостоятельно принимать решения, за это отвечают фирменные алгоритмы, искусственный интеллект и машинное обучение.

Что касается железа, то ”Яндекс” использует в проекте как свои наработки, так и распространенную продукцию известных производителей. Нынешний прототип построен на базе хэтчбека Toyota Prius, оборудованного графическим процессором NVIDIA GTX и оптическим дальномером LiDAR компании Velodyne.

Беспилотное такси в приоритете

Рынок такси России за последние годы сильно вырос и в настоящее время представляет собой один из наиболее динамичных секторов экономики в РФ.

По данным аналитического центра при правительстве России, его объем в 2015 году составил 441 млрд. руб., в 2016-м он вырос до 503 млрд. руб., а в 2018-м достиг уровня 575 млрд. руб. Таким образом, темпы роста составляют 12-14% в год.

Крупнейшим игроком этого рынка является ”Яндекс.Такси”. Ценовая война этой фирмы с Uber привела к слиянию двух предприятий. Их ближайшим конкурентом в 2018 году стала компания ”Ситимобил”, которая оттеснила Gett со второго места на третье. Новыми соинвесторами ООО ”Ситимобил” стали Mail.ru Group и ”МегаФон”.

В 2018 году оборот ”Ситимобил” по собственным оценкам компании вырос в три раза. Имея таких высокотехнологичных инвесторов и нацеливаясь на полноценную конкуренцию с ”Яндексом”, не исключено, что ”Ситимобил” в ближайшее время может присоединиться к числу компаний, испытывающих собственное беспилотное такси. Между тем наступает время широкомасштабных решений реализации «Интернета вещей» на автомобильном транспорте. Минпромторг РФ подготовил проект постановления правительства РФ о тестировании беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Об этом сообщается в новостной ленте на сайте НАМИ. Эксперимент по опытной эксплуатации беспилотников предлагается провести на автомобильных дорогах общего пользования Москвы и Татарстана с 1 марта 2019 года по 1 марта 2022 года.

В числе участников эксперимента – МВД РФ; Минпромторг РФ; правительство Москвы, МАДИ, рабочая группа по разработке и реализации дорожной карты "Автонет", научный центр НАМИ, владельцы автоматизированных транспортных средств ("Яндекс", группа "ГАЗ", ПАО "КАМАЗ") и ряд других организаций.

С 1 декабря у производителей беспилотников появилась возможность подать заявку в ФГУП НАМИ, который занимается сертификацией транспортных средств. Перед этим производитель (владелец) обязан застраховать каждый из своих беспилотников, участвующих в эксперименте, на 10 млн. руб.

Если беспилотный автомобиль пройдет сертификацию, то НАМИ выдаст заключение о допуске на дороги. Далее документы подаются в МВД, где машина регистрируется и на неё выдается особый техпаспорт на ТС, и только после этого беспилотник может тестироваться в городских условиях. В Москве тестировать беспилотники будут по всему городу, в том числе, на Третьем транспортном кольце и на МКАДе.

На основе данных эксперимента предполагается сформировать требования к таким беспилотникам. В ходе совещания с вице-премьерами глава правительства Дмитрий Медведев отметил необходимость "обкатать и нормативное регулирование, и технологические регламенты".

"Нужно как минимум дать определения, необходимые для того, чтобы этот транспорт развивался, включая то, что является автоматизированной схемой вождения, кто является собственником высокоавтоматизированного транспортного средства, потому что отсюда вытекают юридические последствия, связанные с несением ответственности за возможный ущерб, который может быть причинен, и так далее", – пояснил премьер.

В свою очередь, вице-премьер Максим Акимов отметил, что Россия – одна из немногих стран, которая обладает целым рядом технологий, необходимых для работы беспилотного транспорта: искусственный интеллект, навигационные технологии, техническое зрение.

"Но все эти технологии, безусловно, будут деградировать, если не получить опыт реальной эксплуатации в городских условиях, – сказал Максим Акимов. – В США принят Self Drive Act, такое законодательство сейчас интенсивно формируется в европейских странах, в 2017 году соответствующий акт был принят в Китае".

Тестирование беспилотных автомобилей на улицах Москвы начнется в начале 2019 года, рассказал Ярослав Федосеев, пресс-секретарь Национальной технологической инициативы “Автонет”, которая выступает техническим консультантом проекта тестирования беспилотников в Москве и в Татарстане.

В каждой машине будет находиться пилот-испытатель, который в случае необходимости возьмет управление на себя. Нужно собрать максимум информации о поведении искусственного интеллекта в разных условиях городского трафика.

“Яндекс” планирует выпустить на улицы около 200 машин – в Москве и Татарстане, продолжил он. “Нужно будет еще рассмотреть возможности коммерческого использования беспилотника, – заключил г-н Федосеев. – В частности, возможность запуска беспилотных такси – это приоритет”.

Опубликовано 23.01.2019

Похожие статьи