Андрей Гук: «Наиболее остро сейчас стоят вопросы обеспечения непрерывности бизнеса, ИТ-безопасности и миграции на российские облачные платформы»

Логотип компании
Телеком-рынок стагнирует не первый год. На этом фоне операторы связи стремятся диверсифицировать свой портфель, дополняя его ИТ-сервисами. Насколько перспективен этот путь и что именно могут предложить своим корпоративным клиентам в текущих условиях телекоммуникационные компании, редактор журнала IT News Сергей Торопов обсудил с генеральным директором компании «ОБИТ» Андреем Гуком.

Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на рынке связи? Насколько сильное влияние на него оказала пандемия и недавние события?

Не секрет, что телеком в узком, традиционном понимании постепенно теряет свою актуальность для бизнеса. Так, во втором квартале 2021 года рынок проводного Интернета показал рост всего 1% по числу подключений и чуть более 2% в деньгах (по данным «ТМТ Консалтинг»). Значит, чтобы развиваться, надо находить новые ниши. Какие? Это подсказывает сама ситуация на рынке. Так, все сильнее ощущается запрос бизнеса на комплексные услуги: необходимы партнеры, способные взять на себя системную поддержку телеком- и ИТ-сервисов или даже всей инфраструктуры. Поворот в сторону ИТ-направления – общая тенденция, характерная для телеком-компаний, и она будет только усиливаться. Так, к 2024 году «ОБИТ» планирует увеличить долю цифровых сервисов в структуре выручки на порядок. При этом мы рассчитываем, что свыше 60% объема продаж цифровых услуг будет приходиться на долю решений на базе облачных технологий.

Что касается текущей макроэкономической ситуации, она, конечно, внесла серьезные коррективы в привычные паттерны работы, а также поменяла приоритеты наших клиентов. На первый план вышли задачи обеспечения непрерывности бизнеса, ИТ-безопасности, защиты от DDoS-атак, оперативной миграции на российские облачные сервисы и платформы.

Как это изменило ваш бизнес?

Принципиально – никак. Все 20 лет своей деятельности «ОБИТ» ориентировался на потребности своих клиентов. Говоря простым языком, мы всегда шли «от клиента», и этот подход никогда нас не подводил. Мы слушаем и слышим бизнес и на этом основании принимаем решения о внутреннем развитии и расширении портфеля. Новая реальность диктует новые потребности, в связи с этим мы, конечно, вносим коррективы в наш продуктовый портфель – дополняем его наиболее актуальными для бизнеса решениями, отказываемся от менее востребованных. Как и в прошлый кризис, когда все столкнулись с необходимостью срочно подстраиваться под условия пандемии, мы ищем пути и возможности, чтобы помочь нашим клиентам адаптироваться к текущей обстановке и выстоять.

Какие услуги вы считаете перспективными для развития вашего бизнеса?

Поддержку, обслуживание и развитие ИТ-решений. Причем масштаб этих проектов может варьироваться – от локального внедрения ПО для оптимизации какого-то бизнес-процесса до запуска полноценной экосистемы и даже цифровизации компании.

Еще одно важное направление – техподдержка зарубежного телеком- и ИТ-оборудования, которую сами поставщики перестали предоставлять с недавнего времени. Спрос на эти услуги вырос в разы только за март. Мы также отмечаем значительное повышение спроса на надежные каналы передачи данных, необходимых для сохранения бизнес-коммуникаций и жизнеспособности компаний в целом. Здесь наша сильная сторона – гибкость и готовность находить индивидуальные решения под запросы клиента – приобретает особую актуальность.

В этом году ваша компания отмечает 20-летие. Назовите наиболее значимые, на ваш взгляд, события, с которыми вы подошли к этой дате?

Во-первых, состоялся официальный старт стратегической трансформации бизнеса «ОБИТ». Компания преобразуется в ИТ-партнера. Необходимость этих перемен назрела гораздо раньше, и на самом деле мы находимся в этом переходном состоянии уже несколько последних лет, но именно в 2021 году сформулировали свою цель как стратегическую и разработали пошаговый план ее достижения. Он затрагивает все уровни нашего бизнеса. Среди ключевых задач: увеличение доли московского рынка, продвижение «отвязанных» от сети услуг, а также реализация проектов по интеграции и поддержке программных продуктов совместно с ведущими разработчиками и поставщиками решений. По факту мы уже трансформировались в универсального поставщика комплексных решений, предоставляя ИТ-услуги для большого количества своих клиентов. Теперь мы хотим еще более усилить свои позиции в этой нише.

Второе – мы заключили соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Naumen, российским разработчиком программного обеспечения. В рамках соглашения мы берем на себя интеграцию, техподдержку и развитие продуктов Naumen для контакт-центров. Пока условия партнерства распространяются на омниканальную коммуникационную платформу Naumen Contact Center – лидера по числу инсталляций в сегменте профессиональных контакт-центров (по данным консалтингового агентства iKS-Consulting за 2020 год) и no-code-платформу Naumen Erudite, которая позволяет создавать голосовых и чат-ботов для обслуживания клиентов. Но мы намерены осваивать и другие продукты партнера.

Чем отличаются ваши отношения с клиентами в зависимости от роли, в которой вы выступаете – провайдера или ИТ-партнера?

В первую очередь – комплексным подходом и большей зоной ответственности. Кроме того, роль ИТ-партнера подразумевает более сложные, редкие и нестандартные компетенции, готовность вместе с клиентом решать его бизнес-задачи, а не просто предоставлять услугу.

Какие услуги вы им предлагаете, какие инструменты используете, чтобы выиграть конкуренцию за них с другими компаниями?

«ОБИТ» всегда обходил конкурентов уровнем сервиса: у нас всегда был индивидуальный подход, мы гибко реагировали на потребности и запросы наших клиентов. И это не просто слова. То, на что в компаниях с более тяжелой бюрократической составляющей уходит от двух недель до месяца, мы решаем, в зависимости от технической сложности вопроса, максимум за неделю. Но сейчас, как я упоминал, просто телеком-услуги, даже очень высокого качества, уже не нужны. Поэтому мы дополняем их ИТ-решениями – берем на себя комплекс функций по поддержке, обслуживанию и развитию ИТ-продуктов, которые наши клиенты интегрируют в свою ИТ-инфраструктуру.

Другой блок наших компетенций – оптимизация ИТ-инфраструктуры под ключ. Это особенно актуально для рынка коммерческой недвижимости, где сети связи в большинстве случаев находятся в довольно плачевном состоянии. Мы выполнили более 300 проектов для своих клиентов – собственников крупных БЦ, ТЦ, апарт-отелей и коворкингов, которые включали аудит и модернизацию телеком- и ИТ-инфраструктуры с демонтажом неиспользуемых сетей. В большинстве из них мы продолжаем выступать в качестве инфраструктурного партнера – обеспечиваем бесперебойное функционирование сервисов связи, оказываем техподдержку, следим за соблюдением регламентов и нормативных требований по эксплуатации. Примечательный факт - расходы ресурсов УК в результате нашей оптимизации сокращаются в среднем в два раза в зависимости от площади объекта.

Вы говорили о комплексных услугах в партнерстве с вендорами. Расскажите поподробнее – какие именно услуги и с какими вендорами?

«ОБИТ» – официальный партнер «1С», Yandex.Cloud, IT-Global, Naumen. О партнерстве с Naumen мы объявили в конце прошлого года, но фактически наше сотрудничество в сфере поддержки платформ для контакт-центров длится уже несколько лет. В 2018 году мы выполнили интеграцию решения Naumen с системой телефонии одного из наших ключевых клиентов – СТД «Петрович» – и обеспечиваем бесперебойную работу контакт-центра на новой платформе как оператор связи и провайдер телекоммуникационных услуг. Кроме того, мы взяли на себя кастомизацию продуктов Naumen под бизнес-задачи и специфику деятельности клиента, а также внедрение индивидуальных требований с привлечением собственного ресурса в части продуктового развития: интеграцию с мессенджерами, разработку статистических форм и метрик, инструменты сбора данных. Сегодня мы сотрудничаем уже с целым рядом крупных заказчиков по этому направлению. Особенно знаковый для нас фактор – что все они пришли к нам по рекомендации других клиентов.

А какие собственные решения «ОБИТ» пользуются спросом? Какова история их создания?

В начале прошлого года мы выпустили на рынок продукт на базе собственной разработки – виртуальную АТС. Он предназначен для малого и среднего бизнеса, однако платформа, на которой он построен, используется как основа для модернизации и оптимизации телеком-систем крупных клиентов – тех, кто по соображениям ИБ, например, не готов выводить свою инфраструктуру связи вовне. И мы уже реализуем масштабные проекты для наших заказчиков из финансового сектора: например, по интеграции платформы телефонии в их корпоративные системы в рамках цифровизации бизнеса.

Означает ли ваша роль ИТ-партнера, что отныне сфера интересов «ОБИТ» лежит в области крупного бизнеса?

На самом деле так было всегда. «ОБИТ» ориентировался в первую очередь на крупных и средних игроков – те компании, для которых качество, надежность и бесперебойность сервисов не просто приоритет, а критически важное условие непрерывности бизнеса. Нам всегда были интересны масштабные, сложные и амбициозные задачи – и сейчас время как раз таких вызовов. Мы готовы их принять и помочь своим клиентам пройти этот период, не отказываясь от стратегических планов и развития.

Опубликовано 13.05.2022

Похожие статьи