Опуститесь на землю, друзья

Логотип компании
Опуститесь на землю, друзья
Я с равным пиететом относился бы к человеку, проводящему интернет-кабель в вашу квартиру, и к водителю маленького грузовичка, который доставляет в ближайшую продуктовую лавку свежий хлеб и овощи.

Вам, вероятно, попадалась эта картинка. Карта США с изображением наиболее популярной профессии в каждом из штатов. Если не попадалась, то скажите навскидку – какая на первом месте? Финансовый брокер? Программист? Нет. Водитель-дальнобойщик. Та самая специальность, которой первой прочат падение на волне грядущей роботизации.

 

Опуститесь на землю, друзья. Рис. 1

Эта картинка (вернее, то, что я и близко не представлял правильного ответа) заставила меня задуматься, насколько информационные технологии на самом деле преобразили мир. Без налета маркетинговой шелухи, всяческого хайпа и прочих будущих сингулярностей.

«Индия подготовила два миллиона программистов». И это при почти полуторамиллиардном населении? А сколько народу продает на улицах индийских городов разные местные кушанья, чтобы кормить шестую часть населения Земли? И чем занимаются в своей массе китайцы – кроме того миллиона с чем-то счастливцев, которые собирают на заводах FoxConn львиную долю всей мировой электроники? Ладно, добавим к ним еще несколько раз по столько, занятых на местных ИТ-гигантах вроде Huawei и Lenovo, – и все равно получается капля в море.

Опуститесь на землю, друзья. Рис. 2

Вас тоже достали предложения по перевозке/пересылке грузов, которые сыпятся в почтовый ящик каждый божий день, или это я один такой невезучий? На самом деле это архиважная, как говорил классик, статья развития страны, а тем более такой огромной, как наша. И когда недавняя отправка из Москвы в Братск полутора центнеров оборудования обошлась нашей фирме в 4000 (четыре тысячи) рублей, я понимаю, что конкуренция сделала свое дело и связующий страну компонент, кровеносная система всякой бизнес-активности существует и развита очень неплохо, несмотря на одну их двух традиционных русских бед. Да – банковская система. Да – сети связи, Интернет и телефония, которые в России развиты очень неплохо и на мировом фоне. И даже с некоторым перехлестом: например, недавно «Ростелеком» отказался проводить Интернет в поселки и деревни с менее чем 200 жителями – а в планах было даже это. Но пока мы с вами, живые люди, не оказались помещены внутрь компьютера, чтобы получать по Интернету не только знания и развлечения в виде всякого цифрового контента, но и хлеб насущный, материальная сторона жизни будет более важна, чем все прочие, продвинутые и передовые.

Заиграться в перепроизводство перспективных специалистов можно на любом этапе и при любой формации. Помнится, как в середине 80-х две сверхдержавы – СССР и США – имели примерно равное население (даже с неким преимуществом в пользу СССР: 276 млн против 240 млн соответственно). А вот специалистов технического профиля СССР выпускал в год практически ВТРОЕ больше США. В результате, если помните советские реалии, большая часть студентов и даже выпускников-инженеров регулярно ездила в колхозы на помощь в уборке урожая, ну а потом этот и другие перекосы в экономике сделали свое дело.

Один из компонентов нынешнего могущества США –  великолепная сеть дорог, автомобильных и железных, дающая экономическую связность немаленькой (четыре часовых пояса) стране размером с полконтинента. Одной из причин гражданской войны Севера с Югом были затруднения по экономическому обмену этих территорий (!), но уже к концу XIX века в строительстве железных дорог был достигнут такой прогресс, что даже на сегодняшний день общая их длина ВДВОЕ превосходит по этому показателю Россию и Китай, которые, естественно, находятся на втором и третьем месте. Уже в XX веке строительство автомобильных дорог (знаменитых Interstate в первую очередь) было одним из драйверов выведения США из Великой депрессии.

Опуститесь на землю, друзья. Рис. 3

Об американских дорогах

«Пора уже исполнить обещание написать об американских дорогах отдельную главу. Они стоят этого. Может быть, они стоят даже большего – целой вдохновенной книги.

Мы не впервые очутились на автомобильной дороге. Теперь мы уже привыкли, притерпелись к этому блестящему дорожному устройству, но первое впечатление было незабываемым. Мы ехали по белой железобетонной плите толщиной в одиннадцать дюймов. Эта идеально ровная поверхность была слегка шероховата и обладала огромным коэффициентом сцепления. Дождь не делал ее скользкой. Мы катились по ней с такой легкостью и бесшумностью, с какой дождевая капля пролетает по стеклу. Дорога на всем своем протяжении была разграфлена белыми толстыми полосами. По ней в обоих направлениях могли идти сразу четыре машины. Практически эти дороги, подобно дорогам Древнего Рима, построены на вечные времена.

Нам предложили сесть в только что сошедшую с конвейера машину. Каждая машина делает два-три испытательных круга по специальной заводской дороге. Это в некотором роде образец очень плохой дороги. Можно объехать все Штаты и не найти такой».

Илья Ильф, Евгений Петров. «Одноэтажная Америка». 1936 г.)

 

А данные по дальнобоям, с которых мы начали статью, подтверждают и сегодняшнюю значимость дорог. Так что я с равным пиететом относился бы к человеку, проводящему интернет-кабель в вашу квартиру, и к водителю маленького грузовичка, который доставляет в ближайшую продуктовую лавку свежий хлеб и овощи. А вы? Давайте обсудим отношение к профессиям в Facebook.

Опубликовано 07.11.2017