Наблюдения ‘2017 и ожидания ‘2018

Логотип компании
29.12.2017
Наблюдения ‘2017 и ожидания ‘2018
2018 год будет очень интересным. Хочется поскорее узнать, окажется ли искусственный разум настолько разумен, как обещают маркетологи, или настолько уныл, как предрекают скептики.

«Оплата только наличными, – предупредила продавщица в магазине, –  у нас сегодня катастрофа, ничего не работает». Как оказалось, то была проблема с фискальными накопителями, которая выставила весь российский ретейл на сотни миллиардов рублей.

Признаться, в тот момент мне стало не по себе: ведь всего несколько месяцев назад мы готовили номер, посвященный онлайн-кассам, и я даже заразился тем оптимизмом, который излучали эксперты. «Всем будет хорошо», – утверждали они. Не сказать, что реальность не соответствует их светлым ожиданиям, в конце концов, я не ретейлер, а проблемы индейца шерифа мало волнуют. Но если какие-то проблемы становятся глобальными, впору побеспокоиться уже окружному прокурору…

Уходящий год оказался необычным. Все двенадцать месяцев из каждого утюга разносилась благая весть про искусственный интеллект, «Интернет вещей» и цифровую революцию, которую они вот-вот устроят. Все это очень сильно напоминало события 2010-2011 гг., когда на каждой пресс-конференции все без исключения спикеры наперебой рассказывали, как правильно и современно всей душой любить облако, а вполне  логичный вопрос о судьбе сотен сисадминов, которые благодаря облакам останутся без работы, так и не нашел отклика. Прошло совсем немного лет, и теперь большинство сисадминов, подозреваю, превратились в «компьютерных мастеров рядом с вами», которые регулярно спамят мой подъезд.

Неприятные последствия есть у любой революции, но чем глобальнее перемены, тем серьезнее удар, от которого приходится оправляться их жертвам. «Интернет вещей» и искусственный интеллект пока только превращаются из слов в явление реальной жизни. Но процесс уже запущен, остановить его невозможно, а последствия пока вырисовываются не слишком четко. Вот эта размытость и беспокоит: спрогнозировать что-то сложно, тем более даже в терминологии еще не до конца все ясно и споры о дефинициях не закончены.

Наблюдения ‘2017 и ожидания ‘2018. Рис. 1

Относиться к искусственному интеллекту и его производным с оптимизмом мне не дает одно обстоятельство: я совсем не уверен, что он окажется достаточно устойчивым, дабы не свихнуться в результате общения с человеком. Вспомним, что произошло с чат-ботом Microsoft, которого весельчаки в «Твиттере» живо превратили в исчадие ада. Поэтому наступающего года я жду с нетерпением: хочется познакомиться с конкретными кейсами, показывающими переход от слов к делу. И хорошо бы такому делу, которое касается и моей повседневной жизни.

Второе наблюдение года: окончательная и безоговорочная победа BYOD. Кажется, дискуссию о том, следует или нет разрешать сотрудникам использовать собственные устройства, пора прекратить раз и навсегда. На мой взгляд, само явление гораздо шире, чем угрозы краж данных или атак через смартфоны. Инициатива в формировании ИТ-ландшафта предприятий перешла от руководителей к пользователям, и теперь поставить последних перед фактом невозможно. Прежде чем формировать политику использования цифровых устройств, придется спрашивать всех: «Чего изволите?» И это – правильно.

Наконец, наблюдение третье: рынок консьюмерских устройств, на мой взгляд, стал беднее, выбор совсем не так широк, как кажется. Многие устройства ничем ровным счетом не отличаются от соседей по магазинной полке. Разве что шильдик повеселее и форма корпуса поживее. В каждом сегменте сталкиваешься с неким усредненным продуктом, имея выбор лишь в цене, но всегда покупая только то, что маркетологи подглядели друг у друга. Ни смартфоны Samsung, ни пресловутый «айфон икс» не совершили революции, и, думается, тот ффект, вызванный десять лет назад первым iPhone, в обозримом будущем недостижим в принципе. Все самое важное теперь происходит не у нас в руках, а где-то там – в облаках и озерах данных, которые никак не выглядят и никаких тактильных ощущений не имеют в принципе.

Наблюдения ‘2017 и ожидания ‘2018. Рис. 2

Не слишком радужные в целом получились наблюдения. Зато 2018 год, я уверен, будет очень интересным. Хочется поскорее узнать и проверить: действительно ли искусственный разум настолько разумен, как обещают маркетологи, или настолько уныл, как предрекают скептики. С Новым годом, друзья!