Web 3.0: метавселенная – будущее человечества?

Логотип компании
Web 3.0: метавселенная – будущее человечества?
«Пандемия нас толкнула в метавселенную очень сильно: мы там общаемся, проводим заседания, совещания, форумы, принимаем решения. Это новые возможности, но, конечно, и новые угрозы».

Первая в нашей стране публичная дискуссия на эту тему развернулась на форуме «Российская креативная неделя – Сибирь», прошедшем в рамках Международного года креативной экономики, объявленного ООН, и года науки и технологий в России. 

Многие выступавшие на форуме считают метавселенную следующим этапом развития Интернета. Так, по словам члена экспертного совета по развитию экономики нового технологического поколения при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ Ани Асланян, в период с 2020 по 2021 год количество запросов в Google и «Яндексе» на эту тему возросло в 20 раз. «Это мировой тренд, о котором все говорят безостановочно», — подчеркнула эксперт.

Web 3.0: метавселенная – будущее человечества?. Рис. 1

Чем объясняется столь высокий интерес к метавселенным? «Пандемия нас толкнула в метавселенную очень сильно: мы там общаемся, проводим заседания, совещания, форумы, принимаем решения. Это новые возможности, но, конечно, и новые угрозы», — поделился мнением начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.

Метавселенная станет новой цифровой экономикой, уверен директор по развитию продуктов массового сегмента «Ростелекома» Артем Черменин: «Так же, как и текущая вселенная имеет многогранность — законодательство, пространство, технологии, деньги, обмен, — это все повторится, и еще снимутся многочисленные ограничения, которые имеются в нашей вселенной. Игровая индустрия, как передовая, первая шагает и открывает для других отраслей этот прекрасный мир возможности оцифровать и улучшить то, что происходит вокруг нас».

Многие компании уже сегодня создают цифровые копии своих производств, городов, чтобы оптимизировать расходы и стать конкурентоспособными в мире завтрашнего дня. «Метавселенная – это продолжение физического мира. Это желание проживать вторую жизнь, лучшую версию себя, свойственно всем без исключения. Появится огромное количество метавселенных, они будут разные. В какой-то момент будет абсолютно индивидуальная подстройка той реальности, которую человек хочет проживать помимо своей физической жизни, — пояснила руководитель коммуникаций российского офиса компании NVIDIA Ирина Шеховцова. — С точки зрения экономики к 2028 году объем рынка, связанного с созданием цифровых двойников всего на свете, составит около 86 миллиардов долларов. Уже сегодня компании используют метавселенные для решения практических задач. Так, в Siemens Energy используют нашу платформу Omniverse для того, чтобы создавать цифровые копии своих электростанций: моделировать, каким образом турбины будут взаимодействовать друг с другом, улучшить термодинамику. 10% оптимизации их расходов приводят к экономии почти 2 миллиардов долларов в год. Эта экономия возможна за счет того, что процесс был смоделирован в цифровом мире, его можно отладить. А компания Ericsson создает цифровые копии городов, чтобы понять, каким образом использовать Интернет для создания системы “умных городов”».

Вместе с тем, как уже сказано, метавселенная ставит серьезные вопросы перед человечеством. В частности, управляющий директор инвестиционного фонда Magnifier One Алексей Савченко обратил внимание на несовершенство законодательной базы. «Существует проблема регулирования права собственности всего виртуального, она не решена даже в текущем Интернете, – отметил он. – Если вы покупаете компьютерную игру или создаете контент в рамках экосистемы, которая строится, то это принадлежит не вам, а компании». Метавселенные — это явление глобальное, поясняет он, и каждый хочет построить их самостоятельно. Но если виртуальная экономика начинает взаимодействовать с реальной, появляется возможность вывода денег, и любые действия должны будут регулироваться в обоих полях. Непонятно, как будет решаться эта задача на разных территориях. «Должны быть механизмы легальной защиты вашей деятельности. В разных странах совершенно разные морально-этические представления о неприемлемом контенте. В Германии, например, в компьютерных играх нельзя использовать красную кровь, и эти ограничения будут регулироваться с точки зрения национального законодательства», ­– пояснил г-н Савченко.

Web 3.0: метавселенная – будущее человечества?. Рис. 2

Но как скоро человечество окажется в метавселенной? «Метавселенная — это набор цифровых пространств, включая иммерсивные и 3D, которые взаимосвязаны. Вы можете легко перемещаться между ними и делать то, что не могли бы делать в физическом мире, – подчеркнул руководитель по работе с цифровыми экосистемами Meta Эмин Алиев. – Наша компания помогает строить метавселенную. По нашим прогнозам, через 5–10 лет все мы начнем ощущать, что находимся внутри Интернета, а не общаемся с ним через экран».

А руководитель издательства мобильных игр «СберГеймз» Георгий Куравкин уверен, что человечество давно и успешно живет в метавселенной: «Сейчас ты можешь купить компьютер и, не выходя из дому, заказать еду, получить образование, работать. Ключевой момент метавселенной – это социум, общение. Всё, что сейчас доступно в реальном мире, можно будет купить, заказать, произвести».

В свою очередь, пессимистичный сценарий виртуального будущего человечества представил СЕО сети VR-кинотеатров «360 MAХ» Антон Жданов. «Метавселенная – это продукт капитализма уставшего от физической реальности населения. С каждым годом потребляется все больше короткого контента и пользователи тратят все меньше калорий, чтобы его осмысливать. По факту всё стремится к некой дофаминовой ванне, когда пользователи будут просто окружать себя контентом и ни о чем не думать».

Организатором форума выступили Роскультцентр и правительство Красноярского края. Дискуссия доступна для просмотра на сайте «Российской креативной недели – Сибирь».

Опубликовано 13.12.2021

Похожие статьи