На Луне могла существовать жизнь, причем дважды

На Луне могла существовать жизнь, причем дважды
Долгое время Луна состояла большей частью из океанов магмы и облаков газа. Тогда  на Луне впервые возникли условия, способные поддержать жизнь.

Ученые давно пытаются найти места за пределами нашей планеты, где могла существовать жизнь, и, согласно недавно опубликованному исследованию, возможно, искать стоит ближе, чем принято думать, рассказывает издание Business Insider.

В исследовании, опубликованном на этой неделе в журнале Astrobiology, рассказывается о том, что на спутнике Земли могли существовать условия для возникновения жизни. Более того, по мнению авторов, такие условия могли возникнуть дважды и продлиться десятки миллионов лет. Важно заметить, что ученые не утверждают, что на Луне была жизнь, а лишь заявляют, что все необходимое для зарождения жизни существовало на Луне миллиарды лет назад.

Основными признаками возможного наличия жизни на других планетах или лунах считаются жидкая вода, атмосфера, необходимая для удержания воды в стабильном состоянии на поверхности, магнитное поле, защищающее от космической и солнечной радиации и органические элементы, из которых может возникнуть жизнь. Авторы статьи утверждают, что хотя бы часть из этих условий могла существовать в одно время на Луне.

Один из авторов статьи, астробиолог из Университета Вашингтона Дирк Шульце-Макуч сообщил: «Если жидкая вода и достаточная атмосфера присутствовали на Луне в течение долгих промежутков времени, мы считаем, что лунная поверхность могла быть хотя бы временно пригодной для жизни». Однако никаких доказательств существования жизни на луне не выявили ни астронавты, ни луноходы, и даже если органические материалы когда-либо существовали на спутнике нашей планеты, неизвестно остались ли какие-либо следы.

Идея, что на Луне могла существовать жизнь, основывается на серии открытий, в большинстве своем, сделанных в последнее десятилетие, благодаря которым выяснилось, что в полярных кратерах луны, скорее всего, сохранился лёд, а в недрах есть запасы воды.

Чтобы понять выводы исследователей нужно немного углубиться в историю образования нашей планеты и её спутника. Согласно научной работе, опубликованной ранее в этом году, около 4, 5 миллиардов лет назад прото-Земля столкнулась с другим космическим объектом и распалась на облако частиц. Образовавшееся нагретое кольцо, состоящее из расплавленного, выпаренного камня и жидкости, охладилось и стало основой Луны, а затем из облака оставшихся частиц сформировалась Земля.

Долгое время Луна состояла большей частью из океанов магмы и облаков газа. Этих газов могло быть достаточно для образования атмосферы. Когда завершилось отвердение океанов магмы (около 4 миллиардов лет назад), на Луне могли существовать водоемы с жидкой водой. В этот промежуток времени, согласно исследованию ученых из Вашингтона, на Луне впервые возникли условия, способные поддержать жизнь.

Второй раз это стало возможным через 500 миллионов лет – во время интенсивной вулканической активности, около 3,5 миллиардов лет назад. Вулканы могли создать еще более плотную атмосферу. Согласно расчетам, приведенным в статье, в этот второй период жидкая вода могла просуществовать на Луне в течение 70 миллионов лет, особенно, если на спутнике было магнитное поле, защищающее от солнечного ветра.

Во время этих периодов на Земле уже могла существовать жизнь. Мы до сих пор не знаем, каким образом органика впервые попала на планету. Органические частицы могли попасть на землю с небольших метеоритов, или появиться вследствие химических превращений, происходящих в жерлах вулканов на дне океана. Ученым также пока неизвестно, как часто условия для возникновения жизни встречаются во Вселенной.

Одним из древнейших свидетельств жизни на Земле являются окаменевшие микробы – цианобактерии. Каким-то образом их предшественники – определенные органические молекулы – химические строительные блоки всего живого – слились и образовали органические материалы, из которых в свою очередь цианобактерии и появились. Никто не знает сколько времени занял этот процесс.

Таким образом, и на Луне было достаточно времени для возникновения жизни, если там были органические частицы. Даже если на Луне в это время не было органики, по словам Шульце-Макуча и его соавтора Иана Кроуфорда, метеоры отлетевшие от поверхности Земли могли приземлиться на Луну и принести с собой микроорганизмы.

Хотя идея жизни на Луне звучит очень интересно, достоверно неизвестно, совпали ли описанные в исследовании условия так, чтобы там действительно могла зародиться жизнь. Дальнейшие попытки исследований в этой области потребуют в будущем «активной программы исследований лунной поверхности», пишут авторы работы.

К сожалению, существенные свидетельства существования органики на спутнике Земли могли быть уничтожены миллиардами лет воздействия космической радиации, солнечного ветра и столкновениями с метеоритами. Миссии на Луну могли бы предоставить больше образцов разных слоев грунта и дать новые знания о периоде вулканической активности.

Дальнейшие исследования также предполагают создание на Земле камер, способных имитировать лунные условия и доказать или опровергнуть возможность существования жизни.

На данном этапе, по мнению ученых, можно предположить, что жизнь на Луне вполне могла существовать в течение двух описанных периодов. В водоемах на поверхности спутника могли активно расти и размножаться микробы до тех пор, пока она не стала сухой и мертвой, говорят авторы исследования.

Опубликовано 26.07.2018