Четыре элемента ИТ-стратегии Сбербанка

Логотип компании
Четыре элемента ИТ-стратегии Сбербанка
Руководство Сбербанка России рассказало журналистам о ключевых направлениях развития ИТ, планах и перспективах по информатизации крупнейшего России и одного из самых крупных в мире банков.
Руководство Сбербанка России рассказало журналистам о ключевых направлениях развития ИТ, планах и перспективах по информатизации крупнейшего России и одного из самых крупных в мире банков. Встреча состоялась в не так давно открытом “МегаЦОД” Сбербанка, который является крупнейшим банковским дата-центром в Восточной Европе. 

Как рассказал Никита Волков, старший вице-президент Сбербанка по производству продуктов и услуг ИТ, банк хотел бы стать более открытым по отношению к своим клиентам, демонстрируя им свои текущие направления работы и делясь планами на будущее. Он напомнил, что Сбербанк РФ является транснациональной компанией, работающей не только в России, но и в целом ряде других стран. Как любая транснациональная компания, Сбербанк намерен придерживаться единых стандартов во всех своих регионах присутствия, причем это касается не только банковских стандартов, но и ИТ. “Я считаю, что нас вполне можно назвать ИТ-компанией с банковской лицензией”, - подчеркнул старший вице-президент. 

Четыре элемента ИТ-стратегии Сбербанка . Рис. 1

Никита Волков

Никита Волков назвал четыре ключевых стратегических направления развития ИТ в Сбербанке. Первое - архитектура приложений и работа с программными комплексами. “Мы стараемся получить все программные продукты, от которых зависит в критической степени зависит работа нашего банка”, - подчеркнул он. Все приложения, от которых напрямую зависит банковская компетенция Сбербанка, разрабатываются собственными силами, то есть дочерней компанией “Сбербанк-Технологии”. В то же время общие отраслевые системы, не привязанные к банковской отрасли, приобретаются на внешнем рынке. 

Четыре элемента ИТ-стратегии Сбербанка . Рис. 2

Системы мониторинга инженерных структур "МегаЦОДа"

Второе стратегическое направление - технологическая платформа (ЦОДы, сети, железо, коммуникации). Все ключевые банковские системы, размещенные в основном “МегаЦОДе” Сбербанка, имеют георезервирование. Всего у Сбербанка имеется несколько ЦОДов, но, в отличие от основного, они не собственные, а арендуемые. В ближайшем будущем Сбербанк намерен построить еще один собственный дата-центр, местоположение которого сейчас находится в стадии утверждения. Одним из возможных вариантов может стать площадка в Сколково. К примеру, в процессинге реализована схема двойного резервирования, когда в случае отказа сразу в двух ЦОДах (это бывает во время обновления софта в течение краткого периода времени) включается дублирующий ЦОД, системы в котором работают с ограниченной функциональностью, не позволяющей, в частности, зачислить денежные средства. 

Четыре элемента ИТ-стратегии Сбербанка . Рис. 3

Ситуационный центр, отвечающий за работу банковских систем

Третьим стратегическим направлением являются инновации. “Мы не стремимся быть первыми абсолютно во всех инновационных областях, но мы ставим перед собой задачу быть вторыми”, - говорит Никита Волков, - “Если какая-то технология завоевала популярность и проявила себя на рынке, мы, пусть с опозданием в несколько месяцев, стараемся инвестировать в эту технологию и реализовать ее у себя”. 

Четвертое направление ИТ-стратегии - операционная модель. “У нас очень современная модель управления ИТ, для каждого бизнес-подразделения создана своя ИТ-служба, централизованно управляемая нами”, - рассказал старший вице-президент. На эту модель Сбербанк перешел только в 2014 году.  В результате значительно повысилось качество проектов и удовлетворенность внутренних клиентов. 

Что касается оптимизации ИТ, обусловленной кризисной ситуацией в экономике и международными санкциями, то, по словам Никиты Волкова, она коснулась нескольких проектов, которые были не отменены или заморожены, а передвинуты во времени на 2016 год. Их совокупная стоимость составляет не более 10% от общего ИТ-бюджета Сбербанка на текущий год. 

Четыре элемента ИТ-стратегии Сбербанка . Рис. 4

Один из серверных залов "МегаЦОДа"

В 2014 году в Сбербанке активно реализовывалась программа централизации ИТ, которая была начата еще в предыдущие годы. Как рассказал Андрей Хлызов, управляющий блока ИТ Сбербанка, пока данная программа распространяется на Россию, однако в будущем планируется расширить ее действие и на дочерние структуры в других странах. В первую очередь, были унифицированы и централизованы системы класса Core Banking. Ни в одном из территориальных банков не осталось собственного Core Banking. Последний локальный банк, системы которого были перенесены в “МегаЦОД” - “Северо-Восточный банк”, работающий с Якутией, Камчаткой, Чукоткой и другими регионами. К настоящему моменту все системы работают в “МегаЦОДе”, а в качестве клиента для доступа к ним используются обычные веб-браузеры. 

В 2013 году была запущена программа повышения надежности критически важных банковских систем. Она рассчитана на четыре года и на постоянной основе в работу над ней вовлечена 1000 человек. Основной целью программы является повышение надежности банковских систем до уровня 99,99%, что означает не более 52 минут простоя в год. Что касается клиентских сервисов, то они должны работать в режиме 24/7. “Те, кто пользуется Сбербанк-онлайн, знают, что ночью снять деньги со вклада нельзя. В этом году мы такую возможность реализуем”, - пообещал Андрей Хлызов -  “Мы будем обслуживать все клиентские операции в круглосуточном режиме без выходных. Все, что для этого нужно - закрыть технические перерывы с помощью дублирующих ресурсов”. 

Четыре элемента ИТ-стратегии Сбербанка . Рис. 5

Андрей Хлызов

ИТ-служба Сбербанка, по словам Андрея Хлызова, работает также и над обеспечением запаса производительности на случай непредвиденных нагрузок. В качестве одного из последних примеров он привел “черный вторник” 17 декабря, который банковские системы с успехом выдержали. Для этого в архитектуру систем вносятся изменения, с целью сделать их линейно масштабируемыми. “По подавляющему большинству систем мы этого достигли”, - заявил он. 

Говоря о текущих результатах программы надежности, Андрей Хлызов упомянул четырехкратное сокращение времени простоя критически важных систем Сбербанка, снижение плановых простоев во время технического сопровождения в 2,5 раза, а также уменьшение количества инцидентов в 2,5 раза. 

Сегодня почти  все критически важные приложения Сбербанка работают на базе платформы Oracle. По словам Андрея Хлызова в целом ряде инфраструктурных элементов ведется работа по импортозамещению. Топ-менеджер не стал углубляться в детали, однако дал понять что альтернатива западным решениям не всегда может быть обязательно российского происхождения. Также Никита Волков отметил, что сеть Сбербанка защищена настолько, что в нее не может получить доступ никто извне, в том числе и те, кто поставлял и внедрял программное обеспечение. “Это сделано специально, чтобы в случае любого развития событий, никто бы не мог внести изменения в наши системы без нашего желания и контроля”, - заявил он, - “Конечно, отказ от техподдержки резко поднимет требования к квалификации наших собственных сотрудников, но мы осознаем и понимаем этот риск”.  

Опубликовано 23.01.2015

Похожие статьи