Правила работы в кризис

Логотип компании
Правила работы в кризис
Во времена, когда самыми горячими новостями являются котировки валют и цены на нефть, пора задуматься о выборе пути в условиях кризиса. В ситуации нестабильности роль ИТ в бизнесе должна возрасти.

Во времена, когда самыми горячими новостями являются котировки валют и цены на нефть, пора задуматься о выборе пути в условиях кризиса. В ситуации нестабильности роль ИТ в бизнесе должна возрасти.

От CIO потребуется не только реализовывать пожелания бизнеса, а стать его частью. Поэтому было бы ошибкой думать, что у ИТ может быть свой уникальный путь. Основные шаги CIO такие же, как и для любого другого руководителя: сокращение издержек, поиск новых направлений развития. К счастью, оба пути взаимосвязаны. Начав двигаться по одному, вы непременно перейдете на второй.

Пошаговая инструкция

Первый шаг — масштабная инвентаризация. Подсчитайте все, что у вас есть: оборудование, программное обеспечение, инженерные коммуникации, каналы связи, людские ресурсы, контракты с подрядчиками. Составьте два списка. Один должен содержать критичные сервисы и ресурсы, другой — все то, от чего вы сможете отказаться. Самый важный второй. В него надо включить не только приятные мелочи, но и важные части вашей информационной среды, потеря которых будет очень чувствительна, но не смертельна. Рядом с каждым пунктом припишите ресурсы, используемые для обеспечения работы некритичных сервисов. Проделав эту работу, вы определите уровень наросшего «жира».

Следующий шаг – определить, как с максимальной пользой для себя применить то, на что мы уже потратили деньги: сетевое и серверное оборудование, оборудование рабочих мест, операционные системы, приложения, СУБД. Необходимо договориться с бизнесом о допустимом уровне деградации сервисов. Как критичных, так и нет. И на основе этого соглашения рассчитать количество серверов, емкости сети, офисной и оргтехники, рабочего времени сотрудников ИТ, лицензий на программное обеспечение, необходимое для поддержания минимального допустимого уровня качества каждого из двух типа сервисов, разделенных по критичности. Обязательно внимательно перечитать условия лицензирования программного обеспечения: многие вендоры разрешают использовать несколько виртуализированных копий своих продуктов при лицензировании, например, по количеству процессоров на сервере или по количеству серверов в кластере. Использование таких лицензий позволит выполнить принцип «один сервис — один сервер» без дополнительных закупок оборудования, что повысит защиту от сбоев из-за несовместимости ПО или попыток одновременного совместного использования ресурсов оборудования. Другие же позволяют неограниченное число серверных инсталляций при лицензировании по количеству пользователей. Это даст возможность задействовать несколько старых серверов, объединенных в кластер, взамен приобретения нового. Разделите сеть на сегменты по выполняемым функциям, например выделите оборудование видеонаблюдения, принтеры, МФУ в отдельные сегменты. Таким образом вы сможете подключать оборудование из одной группы к дешевому сетевому оборудованию без расширенных функций управления, используя дорогое оборудование только для обеспечения взаимодействия между сегментами сети. Организуйте отдельные точки для расположения офисной техники, создавая пулы из оргтехники. Это снизит нагрузку и зависимость от выхода из строя для каждой отдельной единицы, увеличит время, которое оргтехника может проводить в ожидании доставки запасных частей, снизив требования к их количеству на складе.

Здоровые ИТ

Теперь, когда мы знаем минимальный уровень ресурсов, достаточный для обеспечения работы нашей информационной структуры, настал черед разобраться с накопленным жирком и превратить его в крепкие мышцы. Процесс адаптации ИТ к новым условиям ведения бизнеса схож с тем, как должен вести себя человек, начавший вести здоровый образ жизни. Для начала не надо пытаться перестроить все и сразу: уволить всех «лишних» людей, продать всю освободившуюся технику. Это приведет к печальным последствиям. Основная задача — конвертировать освободившиеся компетенции сотрудников и ресурсы в доходы компании. Если масштабы и бизнес-модель позволяют, можно выделить подразделение ИТ в дочернюю структуру и оказывать услуги не только одной материнской компании, но и другим. Если предоставление услуг другим компаниям невозможно, необходимо направить освободившиеся ресурсы на повышение уровня автоматизации рутинных задач, внедрение дополнительной защиты от ошибок пользователей, снизив требования к квалификации сотрудников бизнес-подразделений. Организовать разработку и внедрение систем по автоматизированному сбору и обработке отчетных данных, повысив скорость и точность принятия решений.

Для удержания ключевых сотрудников следует вкладывать деньги в их дополнительное образование за счет организации, если нет возможности провести индексацию заработной платы. Естественно, подписав с сотрудником соглашение о возмещении им расходов при увольнении ранее определенного срока после завершения обучения. Это позволит повысить качество выполняемой ими работы, отказаться от услуг внешних подрядчиков, сэкономив на этом деньги.

Пойдя по пути оптимизации издержек за счет разделения сервисов на критичные и нет, расчета ресурсов, необходимых для обеспечения минимального уровня качества предоставляемых бизнесу сервисов, а также использования освободившихся ресурсов для решения бизнес-задач, скомпенсировав падение уровня доходов сотрудников обучением, уменьшив зависимость от внешних подрядчиков, вы снизите общий бюджет на ИТ и увеличите эффективность работы. Вы превратите излишки, тянущие компанию на дно, в конкурентное преимущество.

Опубликовано 16.03.2015