Начальник: враг или соратник?

Логотип компании
03.02.2014Автор
Начальник: враг или соратник?
Почти с самого начала своей трудовой деятельности я была руководителем
Так получилось, что почти с самого начала своей трудовой деятельности я была руководителем. Первая моя должность в коммерческой структуре (как было принято говорить в середине-конце 1990-х) называлась «руководитель отдела АСУ». Да и преподавание в университете и должность ученого секретаря кафедры тоже предполагают управление людьми. А образование-то у меня сугубо техническое, ни менеджмента, ни управления человеческими ресурсами и других подобных курсов у меня не было. Так что все приходилось осваивать на практике. 

Достаточно давно я сформулировала для себя два превалирующих метода управления, используемых руководителями среднего звена по отношению к своим подчиненным: «бей своих, чтобы чужие боялись» и «я отвечаю за своих людей. Весь спрос с меня. А с подчиненными я разберусь сам». Я была приверженкой второго способа, защищая своих сотрудников от нападок со стороны других руководителей, за что мои подчиненные платили мне взаимностью. Но реальное осознание моего пути к этому принципу пришло ко мне несколько позже, когда в ходе какого-то разговора я вдруг, по ассоциации, вспомнила историю начала 2000-х годов. 

Я тогда возглавляла отдел бизнес-приложений «Детского Мира», а моим непосредственным начальником был директор по ИТ. Кроме самого «Детского Мира» мы еще «приглядывали» за ИТ дружественной нам компании. Однажды я поехала на склад этой компании, обнаружила там непорядок и высказала претензии генеральному директору, что ему, естественно, не очень понравилось. На следующий день я наблюдаю картину, как генеральный входит в кабинет директора по ИТ и, понимая, что я не успела доложить ему свою позицию по возникшим разногласиям, предполагаю неприятный разговор. Минут через десять звонит помощница и просит зайти в кабинет к начальству. Начинается разговор, не без «слегка повышенных тонов», и вдруг, по ходу пьесы, я осознаю, что ИТ-директор априори на моей стороне. Не зная всей ситуации, не пытаясь сейчас вникнуть в детали, а просто по тому, что я его подчиненная. И перед руководителем другой компании, пусть даже дружественной, он выступает на моей стороне. 

Уже после того, как закончился разговор, мы детально обсудили с ним все нюансы сложившейся ситуации, он еще раз подтвердил, что я права и что он полностью со мной согласен. 
Я многому училась у него именно в управлении людьми, но принцип «своими людьми я управляю сама и ответственность перед вышестоящим руководством несу я» остался со мной, надеюсь, навсегда.