Билет в будущее

Логотип компании
Билет в будущее
Предсказывая будущее, мы всегда пытаемся заглянуть за рамки действительности, найти то, чего еще нет. Но часто будущее уже давно находится среди нас, мы просто его не замечаем.

Предсказывая будущее, мы всегда пытаемся заглянуть за рамки действительности, найти то, чего еще нет. Но часто будущее уже давно находится среди нас, мы просто его не замечаем.

Думаю, что и будущее информационных технологий тоже уже наступило, но не в виде каких-то особых технологий, нам неизвестных, а в виде BI-технологий и систем управления компетенциями, инновациями и коллективным интеллектом, элементы которых в той или иной мере уже используются. Попробую это доказать на примере соответствия востребованности систем управления той или иной экономической эпохе.

Первыми автоматизированными системами управления в экономике можно считать системы типа MRP — системы планирования материалов, и MRPII — системы управления производственными ресурсами. Первые такие системы появились еще в начале второй половины прошлого века, но распространение они получили в 1970–80-е годы, когда вычислительные комплексы стали доступны многим предприятиям. Именно тогда получила распространение аббревиатура АСУ — автоматизированные системы управления. До сих пор екатеринбургский клуб ИТ-директоров гордо называется клубом профессионалов АСУ Урала, демонстрируя свою генетическую связь с эпохой MRP.

Шаг за шагом

Ребенок в чреве матери повторяет этапы эволюции человека — от простейших организмов к более сложным. Информационные технологии, являясь детищем современной эпохи, тоже в своем генезисе можно рассматривать как повторение развития мировой экономики. Так, автоматизированное планирование производственных ресурсов вполне соотносится с ранней стадией развития производства еще в доиндустриальном обществе — с деятельностью артелей. Артели выигрывали перед индивидуальными ремесленниками именно за счет более эффективного использования материалов и производственных ресурсов.

Следующий класс информационных систем, называемых ERP-системами (системами учета и планирования всеми ресурсами предприятия), корреспондирует с индустриальной эпохой, когда за счет разделения труда, инсорсинга, удалось создать высокоэффективные производства. ERP-системы — это системы объединяющие различные функции предприятия: не только производство, но и финансы, кадры и т. п. Индустриальная экономика довела до совершенства применение внутренних ресурсов предприятия, ERP-системы поставили информационно-технологическую точку в этом совершенствовании.

Индустриальная эпоха переросла в постиндустриальную, когда отдельные функции были выделены в самостоятельные фирмы и компании, оказывающие друг другу услуги. Именно поэтому постиндустриальную экономику называют экономикой услуг. В постиндустриальном обществе помимо управления ресурсами предприятия важным становится управление отношениями: с клиентами, поставщиками, партнерами и т. п. Возникают новые системы управления, не укладывающиеся в технологию ERP, — системы управления отношениями с клиентами (CRM), системы взаимодействия бизнеса с партнерами или органами власти (B2B и B2G) и т. д.

Экономические эпохи не отменяют то, что было сделано на предыдущих этапах развития, а дополняют новыми технологиями. Постиндустриализм со своей технологией аутсорсинга создал масштабную бизнес-среду, сделав экономику глобальной, но не отменил инсорсинг, который необходим для работы предприятий. То же самое происходит сегодня и в новую информационную эру, с появлением информационной открытости и технологий краудсорсинга. Порталы компаний позволяют привлечь сотрудников и клиентов к решению проблем эффективности деятельности и продаж, а интернет-сервисы реализуют многие функции предприятия за счет самих покупателей.

Информационная эпоха

Достаточно взглянуть сегодня на информационные системы банков, торговли, туризма. Клиент все больше и больше сам себе оказывает услуги, появляются полностью виртуальные банки и магазины, чьи торговые залы заменяются интернет-представительствами. Более того, ряд услуг и вовсе пропадает. Например, в сфере отдыха благодаря сервису Booking.Com можно отказаться от деятельности туристических фирм, а сервис Airnbnb.Com позволяет обойтись в поездках даже и без гостиничных услуг. Информационная эпоха смешала понятия «клиент», «продавец», «партнер» — все стали просто пользователями облачных технологий, коммуницируя друг с другом. Информационная экономика переносит центры прибыли в центры коммуникаций людей.

Доиндустриальная эпоха продолжалась тысячелетия, индустриальная — уже всего пару-тройку сотен лет. Постиндустриализму вообще менее ста лет, а информационному обществу нет и двух десятилетий. Каждая следующая эпоха существенно короче предыдущей, и в современном мире можно не только найти страну, которая застряла в той или иной эпохе, но даже внутри одной страны, в одном городе можно найти примеры всех эпох. Россия пять лет назад приняла стратегию развития информационного общества, а Сингапур через два года собирается уже создать основу нового общества — интеллектуальную нацию. Общество знаний, или смарт-общество — это и есть будущее, в котором если и не нам, то нашим детям предстоит жить.

Главный ресурс

Какие же информационные технологии соответствуют нарождающемуся обществу знаний? В первую очередь BI-технологии. Только в более широком диапазоне, чем текущие предложения. BI-системы должны уметь работать с Big Data, в которых потенциально имеется много полезной информации, использовать семантический анализ, нейроанализ и т. д.. Но даже эти передовые технологии не будут востребованы, если ими не научится управлять человек. А это значит, что должны быть созданы системы управления компетенциями и инновациями, позволяющие эффективно использовать главный ресурс предприятия будущего — интеллектуальные возможности человека.

Современные высокотехнологичные компании (такие как Google, Microsoft, Facebook) уже давно соревнуются не в технологиях, а в развитии капитала знаний своих компаний, который только и сможет принести успех в будущем. Возможности коллективного творчества и интеллекта колоссальны, кто эффективнее научится их использовать, тот и получит «билет» в будущее. Ничего нового придумывать не надо, все уже есть сегодня: человек — вот главный ресурс будущего, которым надо научиться управлять. И именно информационные технологии, объединяющие людей в единое целое для коллективного творчества, позволят создать такие системы управления. И этим надо заниматься уже сегодня.

Опубликовано 03.06.2013