XBRL де-факто становится мировым стандартом финансовой отчетности

Логотип компании
XBRL де-факто становится мировым стандартом финансовой отчетности
В погоне за прозрачностью компаний проверяющие органы всех стран требуют все большего объема информации: количество показателей уже исчисляется тысячами.

В 1998 году американский бухгалтер Чарльз Хоффман (Charles Hoffman), опираясь на язык программирования eXtensible Markup Language (XML), изобрел стандарт для обработки поступающей от компаний финансовой отчетности, назвав его eXtensible Business Reporting Language (XBRL). Хоффман говорил, что его изобретение заставит бизнес работать «лучше, дешевле и быстрее».

Пока же XBRL весьма заинтересовал контролирующие и регулирующие органы, что и обеспечило ему стремительное продвижение. Сегодня отчеты по этому стандарту предоставляют тысячи компаний во всем мире. В США крупные компании сдают отчетность в Комиссию по ценным бумагам и биржам (The United States Securities and Exchange Commission, SEC) в формате Inline XBRL, а к 2021 году его будут обязаны использовать все публичные компании. В Европе 85% финансовой отчетности осуществляется в XBRL.

В России главным драйвером внедрения XBRL стал Банк России. Пять лет назад, 10 июня 2015 года, на его базе была создана отечественная юрисдикция XBRL, представляющая интересы России в консорциуме XBRL International.

Одним из основных поставщиков решений в России для предприятий, подающих информацию в виде XBRL-документов, а также для аудиторов и регуляторов является Fujitsu. Эта компания одной из первых стала разрабатывать XBRL-формат за пределами США и сегодня предоставляет сервисы как по выполнению основных операций с XBRL-документами, так и по интеграции их с системами и данными заказчиков.

Программное обеспечение Fujitsu, имеющее сертификат XBRL International, не зависит от специфики организации и позволяет получать отчетность для любой таксономии, разработанной и в ЦБ, и в самой организации – для своих управленческих задач.

Мы обратились к Андрею Тихонову, консультанту Fujitsu по технической и программной части XBRL, и Анатолию Третьякову, специалисту по продажам решений XBRL в России, с просьбой рассказать, как идет переход на XBRL-формат в России и мире.

Когда Fujitsu стала заниматься разработкой решений на базе XBRL?

Андрей Тихонов: Азия стала первым рынком капитала, еще в 2001 году принявшим XBRL для обмена финансовыми данными. Так случилось, что в состав первой рабочей группы в Японии вошли основатель XBRL Japan Эйити Ватанабэ, дизайнер Макото Коизуми и сотрудник Fujitsu Масатомо Гото, который привлек своих коллег к разработке второго релиза стандарта XBRL.

Анатолий Третьяков: Можно сказать, что в 2004 году была создана основа новой финансовой отчетности Японии. Японские правительственные учреждения, включая Агентство финансовых услуг (FSA) и Национальную налоговую службу, а также фондовые биржи страны законодательно обязали принимать отчетность от компаний в формате XBRL. Специалисты Fujitsu внесли большой вклад в развитие формата и в дальнейшем стали признанными экспертами в сообществе XBRL International.

А чем привлекателен этот формат для регуляторов и проверяющих органов?

Андрей Тихонов: В погоне за прозрачностью компаний проверяющие органы всех стран требуют все большего объема информации: количество показателей уже исчисляется тысячами. Да и подавать данные приходится все чаще. В таких условиях автоматизация процесса подачи и проверки отчетности становится единственным выходом. А XBRL с его открытым, широко используемым в мире стандартом обмена деловой информацией на базе машинного языка XML позволяет выражать с помощью семантических средств общие для участников финансового рынка и регулирующих органов требования к представлению данных по бизнес-отчетности. Но если расширения XML – это различные языки разметки, то расширения XBRL – это модели различных предметных областей. Например, модель бухгалтерской финансовой отчетности по МСФО или модель налоговых форм.

Анатолий Третьяков (Fujitsu)

Анатолий Третьяков (Fujitsu)

Специалист по продажам решений XBRL в России

Ключевая цель регулятора – повышение прозрачности и достоверности подаваемой информации – достигается за счет предоставления регулятору не готовых отчетных форм, а слоя детальных данных и показателей, на основе которых на стороне регулятора рассчитываются все формы отчетности и проводятся их кросс-проверки.

Анатолий Третьяков: Еще одной причиной стала глобализация бизнеса и глобализация системы его проверки и контроля. Конечно, в каждой стране свои нюансы, и Россия не исключение. Но формат достаточно гибкий, чтобы таксономия XBRL могла быть адаптирована для любой страны, где существует финансовая отчетность.

Если бы не пандемия, в середине апреля вы уже провели бы пятую конференцию для пользователей программного обеспечения FUJITSU XBRL. Расскажите об этом сообществе!

Анатолий Третьяков: Ежегодная конференция Annual Fujitsu XBRL Workshop организуется подразделением Fujitsu (FQS Poland), центром компетенции по ПО Fujitsu Interstage XWand, в котором сосредоточены эксперты и разработчики для всего Европейского региона. Конференция служит для того, чтобы при разработке таксономии учитывать требования регуляторов и компаний, которые используют ПО для сдачи отчетов. В наших конференциях участвуют международные эксперты, представители правительственных организаций, ИТ-специалисты и консультанты, разработчики ПО. Российские специалисты – одни из активнейших участников. Например, на IV Annual Fujitsu XBRL Workshop, состоявшейся в прошлом году, выступал Дмитрий Моисеев – специалист управления разработки и поддержки таксономии XBRL департамента обработки отчетности Банка России. И вообще ЦБ РФ – активный участник почти всех ежегодных конференций и важный член сообщества. Многие пожелания Центрального Банка учитываются при внесении изменений в стандарт XBRL и принимаются европейскими коллегами.

Андрей Тихонов (Fujitsu)

Андрей Тихонов (Fujitsu)

Консультант Fujitsu по технической и программной части XBRL

К сведению: пятая конференция обязательно состоится. Она перенесена на 11 сентября 2020 года и пройдет в Кракове, красивейшем городе Европы.

Очевидно, что Банк России заинтересован во внедрении этой международной системы отчетности. А каково отношение других участников процесса – финансовых организаций?

Андрей Тихонов: Было две волны этого процесса. Во время первой часть компаний участвовала в тестировании нового формата. Наше решение обкатывали крупнейшие фонды и страховщики, мэтры российского страхового бизнеса. На основании двухлетнего тестирования Банк России создавал свою дорожную карту, которая как раз и реализуется сейчас, – это вторая волна.

В соответствии с дорожной картой Банка РФ, с 2018 года новый формат представления отчетности стал обязательным для страховщиков, пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов. С 2021 года планируется переход на него страховых брокеров, кредитных рейтинговых агентств, специализированных депозитариев и бюро кредитных историй, а 2022-й станет годом, когда на XBRL перейдут все НФО. Однако переход банков отложен на более поздний срок.

Можно честно сказать, что никто не ожидал гладкого перехода. Сдача отчетности в новом формате требует перестройки всех процессов или как минимум конвертации своих отчетов в XBRL. Бесплатный конвертер подходил лишь для небольших компаний, да и он требовал ручной работы бухгалтера.

У крупных компаний свои проблемы. Пожелания регулятора по количеству предоставляемых данных настолько превосходят привычный уровень, что сейчас есть отчеты, которые занимают более 10 Гбайт. И даже программное обеспечение Fujitsu, которое на данный момент занимает первое место по скорости обработки, не может гарантированно обрабатывать такие отчеты в силу специфики некоторых кросс-проверок и формул в таксономии ЦБ РФ. К счастью, у нас работают специалисты, знающие специфику российского рынка, и Fujitsu постоянно взаимодействует с Центральным Банком в разработке модели данных и концепции автоматизации, которые учитывают его требования.

Анатолий Третьяков: По нашему опыту, если у подотчетной организации есть в штате хотя бы один сотрудник, выделенный для управления и подготовки процесса сдачи отчетности в стандарте XBRL, то и сам процесс облегчается, и будущие преимущества XBRL становятся очевидны для руководства.

Разработчики XBRL заявляют, что их цель – сделать формат мировым стандартом для электронной бизнес-отчетности. Для чего это нужно?

Андрей Тихонов: Дело в том, что XBRL дает ряд преимуществ. Первое – это полная и непротиворечивая модель собираемых данных. На начальном этапе детально прорабатывается набор нужных регулятору показателей, определяются взаимосвязи между ними и ограничения по формату и величине принимаемых значений. При таком подходе количество отчетных форм и общее число собираемых показателей сокращается.

Второе – единый стандартизированный подход к отчетности. То, как будут выглядеть отчеты, определяется таксономией XBRL. На сегодня разработано несколько базовых таксономий для различных типов отчетности. В перспективе можно ожидать, что на XBRL будут переведены отчеты, например, надзорных органов, институтов статистики и налоговой службы, что позволит ощутимо сократить количество отчетных форм.

Далее – простота анализа. С эволюцией формата XBRL в нем появилась концепция размерностей, в рамках которой отчетность представляется в виде гиперкуба и любой регулятор или сам холдинг, пользуясь инструментами «быстрого анализа», может строить различные срезы по собираемым данным.

Ну и снижение затрат на подготовку отчетности. Оно вытекает из предыдущих пунктов: уменьшается количество отчетных форм, повышается уровень автоматизации, упрощается процесс управления изменениями требований к отчетности. К тому же в XBRL предусмотрены встроенные механизмы валидации, что уменьшает вероятность возникновения ошибок в отчетах.

Несмотря на 20 лет развития, возможности XBRL далеко не исчерпаны. Мы стараемся соответствовать задаваемому темпу качественных улучшений. Так, по сравнению с предыдущей версией в   новом релизе Fujitsu XBRL скорость обработки выросла в 20 раз. И не за счет увеличения тактовой частоты процессора, а благодаря логике системы.

А как этот 20-летний формат дружит с современными технологиями, такими как big data, искусственный интеллект, и другими?

Андрей Тихонов: Если финансовые данные, собранные регулятором или самой компанией, никак не обрабатываются, они превращаются в бесполезный набор файлов. Многие наши заказчики создают собственные таксономии с целью дальнейшего анализа и использования данных для уже существующих систем бизнес-аналитики. Этот процесс проходил бы еще быстрее, если бы не дефицит в России соответствующих специалистов.

Тем не менее компании все чаще используют свои данные для анализа, а подружить XBRL с искусственным интеллектом, я считаю, дело достаточно формальное. Неоспоримое преимущество XBRL с точки зрения «озера данных» для искусственного интеллекта в том, что это изначально структурированные в разных плоскостях данные. Более того, таксономия более старых версий продолжается в новых, – таким образом, с точки зрения анализа старые данные по-прежнему валидны.

Именно эффективность использования разносторонних данных в межмашинном взаимодействии определяет успех технологии, стартапа, компании, холдинга и т. д. XBRL в данном случае и является тем самым стандартом, который позволяет организовать это взаимодействие наиболее эффективным образом.


Опубликовано 06.07.2020

Похожие статьи