Облака без компромиссов

Логотип компании
Облака без компромиссов
В эпоху данных выбор правильного партнера поможет ИТ-организациям ускорить процессы и устранить хаос на каждом этапе внедрения облачных технологий, а также обеспечит хорошее соответствие постоянно меняющимся приоритетам основного бизнеса.

Данные, которые когда-то были «валютой» компаний, занимающихся прорывными цифровыми технологиями, сегодня становятся активом, способным дать новые конкурентные преимущества в любой отрасли. В новом десятилетии организации должны использовать данные по всем аспектам своего бизнеса. Иначе они рискуют оказаться среди нишевых игроков. Можно отобразить любую цифровую транзакцию, будь то данные, передаваемые между компанией и клиентом, или циркулирующие во внутренних процессах. Оцифровывая рабочие процессы, предоставляя клиентам новый опыт, получая ценную аналитическую информацию, организации, которые используют в своей работе "капитал данных", значительно изменят свою судьбу, повернув колесо фортуны.

Эта тенденция сопровождается взрывным ростом количества устройств, подключенных к Интернету. По прогнозу IDC, к 2025 году к Сети будет подключено 41,6 миллиарда подключенных устройств IoT, которые будут генерировать 79,4 зетабайт (ЗБ) данных. Эта лавина данных в сочетании с конвергенцией таких технологий как 5G с IoT и ИИ побуждают многие организации исследовать методы извлечения ценной информации из своих данных и использовать ее для принятия стратегически важных для бизнеса решений. Некоторые из этих данных перемещаются в публичные облака, однако объемы данных и требования приложений подталкивают заказчиков к развертыванию моделей облачных операций в своих собственных центрах обработки данных и на периферии, чтобы приблизить данные к приложениям. Эти факторы наряду с такими причинами как необходимость соблюдения нормативных требований, критичность задержки в сети, наличие нескольких источников данных, заставляют организации использовать много разных «облаков».

По данным IDC, 93% организаций планируют использовать не один, а два и более облачных сервисов, причем 92% респондентов отмечают, что центр обработки данных будет продолжать играть ключевую роль в их мультиоблачной стратегии. Важной мотивацией является расширение локального корпоративного центра обработки данных за счет использования облачных сервисов. При этом предприятия хотели бы избежать привязки к конкретному облачному провайдеру, повысить отказоустойчивость и получить максимальную эффективность. Что касается облачной стратегии, то компании могут находиться на разных «стадиях зрелости», но при этом почти все они работают с несколькими облаками, будь то частные и/или публичные облачные среды.

Эволюция требований приложений привела к появлению новых корпоративных архитектур, которые поддерживают виртуализированные, контейнерные и автономные подходы к традиционным приложениям. В условиях управления несколькими облаками и операционными средами лучшим решением будет последовательный гибридный облачный подход. Однако организации, планирующие использовать гибридный подход, должны знать о его сложностях, а также быть всегда наготове, имея под рукой соответствующий план и технологического партнера.

Работа в нескольких облаках порождает сложность

Внедрение мультиоблачной стратегии дает свои преимущества. Компании избегают привязки к единственному провайдеру и повышают отказоустойчивость благодаря распределению своих операций по нескольким облакам. Они также получают более широкий выбор, поскольку для определенных рабочих нагрузок могут лучше подходить те или иные платформы. Можно также усилить безопасность, поскольку критичные к требованиям безопасности рабочие нагрузки могут размещаться в частном облаке, тогда как менее важные бизнес-данные и приложения будут работать в потенциально более экономичных сетях публичных облаков.

Посмотрим на историю облачного рынка в России. В исследовании Cnews Analytics "Облачная стратегия бизнеса 2018", целью которого было определить основные подходы к потреблению облачных технологий в российском бизнесе приводятся следующие цифры: 57% крупных российских компаний уже использовали облачные сервисы по модели IaaS на момент проведения исследования, и 78% из них планировали увеличивать потребление IaaS в ближайшие два года. При этом объем облачного рынка России по итогам 2017 года составлял около 30 миллиардов рублей, а его рост на уровне 22% в год (54,6 миллиардов рублей по оценке IKS Consulting с ростом 28,4% по отношению к предыдущему году). В 2018 году был отмечен рост на 24,8% до 804 миллионов долларов по данным аналитиков IDC, обнародованным 6 августа 2019 года. (68,4 миллиарда рублей или 1,1 миллиард долларов по оценке IKS Consulting). А в 2019 по данным IKS Consulting рынок вырос еще на 25% до 86 миллиардов рублей. В обзоре "Облачный провайдинг 2018-2022" аналитики приводят следующие тезисы:

  • Рынок облачных услуг находится на этапе бурного роста. В отдельных сегментах уже можно отметить высокий уровень проникновения облачных услуг, наблюдается активность компаний, которые предпочитают экономить ИТ бюджет, избегая инфраструктурных затрат.

  • Динамика развития рыночных сегментов IaaS/SaaS/PaaS в России и в мире сопоставима, тенденции и структура сегментов практически совпадают. Российский рынок с задержкой на один-два года повторяет структурные соотношения, сложившиеся в мире.

  • Доля России на мировом рынке облачных услуг в 2018 году не превышала 0,9%. Сравнение с долей России в мировом валовом продукте, которая в 2018 году с учетом паритета покупательной способности превышала 3%, позволяет сделать вывод о не менее чем трехкратном потенциале роста российских облаков только для достижения среднемировых показателей по уровню проникновения облачных технологий. Отмечается также, что Россия уже в настоящее время становится экспортером облачных услуг.

  • Согласно базовому сценарию, объем российского рынка облачных услуг к 2022 г. более чем удвоится и превысит 155 млрд руб. Рынок будет расти с ежегодным темпом не менее 23%, при этом ожидается, что отдельные сегменты будут расти на 30-31% в год. В случае развития по оптимистическому сценарию, объем российского рынка облачных услуг утроится уже в 2023 году.

  • Стоит отметить, что еще конец 2018 года ознаменовался дефицитом свободных емкостей на московском рынке коммерческих ЦОД, который продлился в 2019 году.

Среди основных тенденций облачного рынка в России были отмечены высокая активность операторов связи и крупнейшего банка, усиление позиций китайских компаний и рост интереса к маркетплейсам, а также спрос на роботизацию процессов (RPA).

Текущий год безусловно внес свои коррективы и спрос на облачные решения вырос в связи с увеличившейся нагрузкой на B2B и B2C решения крупных компаний. Прежде всего на комплексные облачные решения и основными драйверами роста выступили крупные растущие компании из сфер логистики, e-commerce и ритейла.

Ядро пользователей IaaS в России формируют крупные компании и верхний сегмент среднего бизнеса. Эти решения с выгодой используют многие компании, которым необходимо улучшать взаимодействие с клиентами и выполнять строгие обязательства по сохранению уровня обслуживания, одновременно принимая на себя новые рабочие нагрузки и достигая новых бизнес-целей.

Использование разных облаков требует поддержки нескольких форматов приложений, использования разных инструментов управления и эксплуатации, а также разных навыков. Это потенциально приводит к формированию изолированных операционных зон и увеличивает риски для бизнеса. Компании могут также столкнуться с непроработанными соглашениями об уровне обслуживания (SLA). Кроме того, приложения часто несовместимы с несколькими публичными облаками, что ограничивает гибкость при размещении рабочих нагрузок и требует дополнительных расходов на доработку приложений.

Но если подход с использованием нескольких облачных сред - не такое уж простое решение, может целесообразнее полностью инвестировать в публичное облако? Ранее предполагалось, что большинство организаций перенесут основную часть своих рабочих нагрузок именно в публичные облака.

Сегодня это уже не так, поскольку IDC отмечает, что большинство компаний (85%) репатриируют приложения и данные из публичного облака обратно в локальные или частные облачные среды из-за проблем безопасности, производительности, стоимости или требований управления и контроля. Аналитики IDC ожидают, что компании вернут половину своих облачных приложений из публичных облаков на частные или локальные площадки. Как ожидается, произойдет это в течение следующих двух лет. Обилие облаков уступает место рационализации и разработке централизованных многооблачных стратегий. Проще говоря, будущее не является «публичным» или «частным», это и то, и другое.

В конце концов, предприятия хотят получить лучшее из обоих миров без излишней сложности. Компании предпочитают единую гибридную облачную среду, которая обеспечит согласованную инфраструктуру и операции в любом месте, где доступно облако. Это включает в себя локальные центры обработки данных для публичных облаков и новые периферийные среда, что позволяет лучше контролировать переход к мультиоблачной модели. Организации также хотят использовать облачную инфраструктуру таким образом, чтобы удовлетворить потребности своего бизнеса.

В условиях управления несколькими облаками и операционными средами последовательный гибридный облачный подход часто оказывается лучшим решением.

Устранение сложности путем планирования и партнерства

Объединяя свои среды с помощью гибридного облачного подхода, предприятия могут получить высокую гибкость, масштабируемость, внедрять инновации и использовать модель потребления ИТ-ресурсов, соответствующую потребностям их бизнеса. Однако, очень важно иметь четкое представление о том, как они будут использовать этот новый подход.

Читайте также
Как отсутствие стандартизации и закрытые API влияют на интеграцию продуктов из разных экосистем? Как влияет на рынок существование множества одинаковых ИТ-решений? Что необходимо для создания более открытой и кооперативной среды? Разбирался IT-World.

Реализация единого гибридного облака начинается с разработки централизованной облачной стратегии и «дорожной карты». На этой основе должно развертываться инфраструктурное и управленческое решение, которое абстрагирует базовую облачную среду и предоставляет общий интерфейс управления. Стимулировать потребление облачных сервисов по данным все того же исследования Cnews Analytics может фактор сокращения издержек за счет эффективной стоимости решения. Правда, некоторые компании поясняют, что в случае миграции речь скорее идет о перераспределении затрат CAPEX и OPEX, а не о прямой и значительной экономии.

Имея ограниченные ресурсы, ИТ-отделы должны убедиться, что они не связаны жесткими соглашениями, и приобретать ИТ-ресурсы таким образом, чтобы это соответствовало их бизнес-потребностям и особенностям потребления.

Это сложный процесс, и первым шагом должен быть выбор правильного партнера, который располагает всеми основными возможностями, решениями и опытом. Короче говоря, партнер должен соответствовать всем пунктам в списке требований для эффективного перехода к гибридному облаку.

В эпоху данных выбор правильного партнера поможет ИТ-организациям ускорить процессы и устранить хаос на каждом этапе внедрения облачных технологий, а также обеспечит хорошее соответствие постоянно меняющимся приоритетам основного бизнеса.



Опубликовано 06.08.2020

Похожие статьи