ИТ-аутсорсинг: инструкция по применению

Логотип компании
ИТ-аутсорсинг: инструкция по применению
ИТ-аутсорсинг позволяет компаниям гибко выстроить процесс перехода на импортонезависимое ПО и стартовать одновременно сразу несколько проектов цифровизации.

В последние годы скорость цифровизации российского бизнеса существенно выросла. Этому способствовал переход в онлайн-среду, а также программы государственной поддержки: например, компенсация половины стоимости отечественного ПО для субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2022 году российские компании начали не только запускать новые проекты цифровизации, но и обновлять текущий ИТ-ландшафт с учетом политики импортозамещения. 

Однако многие из них столкнулись с тем, что разработка и внедрение программных продуктов собственными силами требуют значительных инвестиций. Если ИТ-проект краткосрочный, или же необходимо запустить сразу несколько цифровых инициатив, бизнесу невыгодно тратить ресурсы на выстраивание процессов, найм и обучение подходящих специалистов. Тем более, в условиях кадрового дефицита на отечественном рынке найти экспертов нужной квалификации бывает непросто. 

В такой ситуации лучший выход — ИТ-аутсорс. Аутсорсинговая фирма предоставляет полностью укомплектованную команду, специализирующуюся на конкретном продукте или услуге. Она может взять на себя разработку, внедрение, поддержку ИТ-решений. У аутсорс-команды есть не только продуктовая экспертиза, но и отлаженные процессы — заказчику не нужно вникать и разбираться в их тонкостях, настраивать логику и управление. Благодаря этому организация проекта упрощается, а результат становится более предсказуемым. Таким образом, аутсорс оптимально подходит для проектов, где клиент четко понимает, какого итога хочет добиться, но слабо представляет себе стратегию его достижения.

Кроме того, аутсорс-команда гибкая: даже если кто-то заболеет или уволится, клиенту просто предоставят другого сотрудника с аналогичными компетенциями. Силами внешних исполнителей он может реализовать один или несколько проектов одновременно, или же при необходимости разбить проект на несколько этапов — в зависимости от того, какой бюджет заложен на цифровые инициативы. 

Как передать работы на аутсорс

Но все не так просто. Чтобы результат был прогнозируемым, а соотношение стоимости и качества работы — оптимальным, важно грамотно подойти к организации работы аутсорс-команды. На первом этапе необходимо выбрать надежного подрядчика. Для того чтобы убедиться в этом, стоит запросить у аутсорсинговой фирмы аналогичные или похожие кейсы, встретиться с людьми, с которыми предстоит работать. Пусть на время, но аутсорс-команда станет частью бизнеса заказчика — подходить к ее выбору нужно не менее строго, чем к найму инхаус-сотрудников.

Второй этап — и, по моему опыту, один из ключевых — обсуждение и заключение договора. Здесь важно убедиться, что договор и техническое задание четко определяют ожидания клиента, желаемые результаты и прогнозируемые затраты. Неправильно оформленная документация чревата, например, начислениями пост-фактум.

Рекомендую также описывать в договоре формат взаимодействия между заказчиком и аутсорсинговой фирмой. Сейчас в России набирает популярность так называемая Time and Material модель сотрудничества — мы были одной из первых компаний на рынке, начавших ее популяризацию. В отличие от Fixed Price модели, которая подразумевала фиксированные ежемесячные выплаты, при подходе Time and Material оплачиваются только фактически выполненные работы. Фиксируется стоимость часа специалистов, но не конечные сроки реализации проекта. Почасовая ставка делает процесс более гибким: например, команда может внести доработки в продукт после его тестирования, — а результат более качественным.

Наконец, на этапе непосредственной реализации проекта важно договориться с аутсорсинговой фирмой о том, как выстроить максимально управляемые и прозрачные процессы. Помогает непосредственное участие заказчика во встречах проектной команды — это обычно предусмотрено в Time and Material модели взаимодействия. Кроме того, важно использовать инструменты управления рабочим процессом по методологии Agile и Kanban: например, отечественные аналоги Jira.

Также нелишним будет включить аутсорсинговую команду во внутренние процессы и познакомить с “внутренней кухней” — так внешним специалистам будет лучше понятна специфика бизнеса. В свою очередь, инхаус-команда сможет со временем привыкнуть к переменам. 

Аутсорс как панацея?

Аутсорс дает возможность более гибко подходить к процессу разработки: реализовать те цифровые инициативы и в том объеме, что предусмотрены бюджетом и стратегией компании. И, что немаловажно в условиях быстро меняющегося технологического ландшафта, не зависеть от компетенций текущей ИТ-команды. Именно поэтому подход быстро набирает популярность: на наш взгляд, динамика российского рынка ИТ-аутсорсинга достигает 30–35% в год. Главное — не воспринимать аутсорс как панацею: к примеру, аутсорс не подходит для долгосрочных проектов со слабо прогнозируемым результатом, — и грамотно подходить к организации работы команды.

Читайте также
Дистрибьюция как отдельный вид бизнеса имеет тенденцию к вымиранию. Но пока она востребована для некоторых вендоров и партнеров, бизнес будет существовать. Важно, чтобы дистрибьюторы придумывали нечто новое и ценное для вендоров и партнеров. Современный дистрибьютор становится похожим на швейцарский перочинный нож, где есть инструменты для решения задач партнеров и конечных заказчиков, для увеличения воронки продаж и повышения уровня успешности проектов. В этом разбирался IT-World.

Опубликовано 29.06.2022

Похожие статьи