Точки роста в трудных условиях

Логотип компании
Точки роста в трудных условиях
Многие заказчики сформировали ИТ-стратегии развития, приступили к цифровой трансформации бизнес-процессов. Сегодня все эти шаги приходится менять и корректировать в горячем режиме. Как это сделать правильно?

В нынешние тяжелые времена бизнес испытывает целый букет трудностей, по сравнению с которыми недавняя пандемия Covid-19 кажется детскими шалостями. Санкционные ограничения, уход зарубежных ИТ-вендоров, сложности с поддержкой ПО, обслуживанием и обновлением оборудования, импортозамещение западных продуктов российскими аналогами, а также кадровый дефицит, усилившийся из-за оттока квалифицированных ИТ-специалистов, — со всем этим пришлось столкнуться коммерческим компаниями и государственным структурам. В предыдущие годы многие заказчики сформировали ИТ-стратегии развития, приступили к цифровой трансформации бизнес-процессов. Сегодня все эти шаги приходится менять и корректировать в горячем режиме. Как это сделать правильно? Где можно сэкономить или пойти на компромисс без реального ущерба для бизнеса, а где компромиссы недопустимы, и нужно искать аналогичные подходы, методы и технологии, если старые уже недоступны или перестали работать? На эти и другие вопросы мы попросили ответить экспертов российского ИТ-рынка, которые сегодня помогают заказчикам не просто выжить, а продолжить динамичный рост и развитие в изменившихся условиях.

Компромисс

Говоря о возможных компромиссах, наши собеседники подразумевают, прежде всего, замену зарубежных ИТ-продуктов российскими. «В сегодняшних условиях преимущества получили компании, которые взяли курс на российские и OpenSource-продукты. Дело в том, что замещение проприетарных продуктов и решений требует много времени и трудозатрат. В такой ситуации стратегии, основанные на использовании недоступных теперь импортных технологий, должны оптимизироваться в первую очередь в сторону изменения сроков. Компании вынуждены пересматривать стратегию ведения новых проектов с учетом доступных в России продуктов и технологий. Стратегию развития на ближайшие пару лет тоже следует изменить с учетом введенных санкций. Это связано с перераспределением бюджета и необходимостью поддержания существующих систем, которые работали на иностранных решениях», — считает Юрий Барабанщиков, эксперт по инфраструктурным решениям компании «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ»).

Юрий Барабанщиков («ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ»))
Юрий Барабанщиков («ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ»))

Выбор продукта во многом зависит от наличия времени на его выбор и внедрение. Необходимо провести экспертный отбор и тестирование доступных решений, после чего обучить персонал и начать процесс внедрения. Такой подход, как правило, занимает от полугода и больше. Если этого времени нет, то стоит отдать предпочтение «коробочному» продукту, чтобы оперативно обеспечить работу критичных сервисов.

« С точки зрения сервисов и ПО отечественный рынок очень передовой, — добавляет Владимир Щербаков, генеральный директор компании Teachbase. — В России много альтернатив и доступных замен, так как политика по импортозамещению ведется уже давно. Хотя, например, сложно найти полноценную замену SAP, но запускается много интеграционных процессов и имеется несколько решений. Поэтому нужно понимать, что не везде возможно остаться в тех же условиях, как это было раньше. У нас в компании эта история приводит к экономии бюджета, ведь западные сервисы зачастую стоили дороже отечественных из-за курса рубля. Например, мы переехали на «Яндекс.Трекер», который дешевле Jira, а новая база знаний стоит принципиально меньше, чем Notion. Таких примеров очень много: даже у Slack есть более дешевые альтернативы. Возможно, все это скоро вырастет в цене, но пока это так».

«Замена зарубежных сервисов на российские — это и есть компромисс. Сейчас российские аналоги активно развиваются и привлекают инвестиции, перетягивают к себе клиентов с ушедших зарубежных сервисов — все это позитивно влияет на российские ИТ-сервисы. Например, SAP ушел из России, и 1С получила большую долю рынка. Сейчас крупные поставщики инфраструктурных решений готовы покупать целые команды, способные разработать собственные решения взамен импортных. Мы вынуждены менять стратегию: если раньше бизнес ориентировался на выход на рынки Европы и Америки, то сейчас стратегическое решение — это разворот в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где проживает бóльшая часть населения Земли и активно растет экономика. Но с их аудиторией еще предстоит научиться работать, у них совсем другая специфика. Рынок Европы и Америки рассматривать сейчас рискованно, а скорее всего, в принципе невозможно.

«Железо» и серверы продолжают работать без сбоев, но их стоимость выросла моментально почти в два раза и осталась на этом уровне — таковы новые реалии. Все, что касается «железа», теперь стало дороже, импортное «железо» приходит серыми путями, и появилось много брака. При этом поставщики не дают гарантий, вместо этого им приходится повышать цены, чтобы страховать свои риски. Кроме того, конфликт Китая и Тайваня, как основного поставщика чипов, повлияет на дальнейшее удорожание техники», — рассказывает Сергей Колусев, генеральный директор компании «Финтабло».

Меняем грамотно

Сам процесс принятия решения об импортозамещении иностранных программных продуктов и сервисов также весьма непрост и вызывает множество вопросов. В каких случаях можно оставаться на старом импортном ПО без поддержки и обновлений, а в каких просто необходимо переходить на отечественные решения? И как выбирать эти решения: лучше то, что стоит дешевле и быстрее развернуть, но при этом не все функции будут доступны или выбрать «тяжелое» по функциональности и по процессу внедрения решение, которое в итоге должно закрыть 100% потребностей, которые обеспечивал импортный продукт? По мнению Кирилла Рубинштейна, директора по продукту сервиса Okdesk, большинству собственников и руководителей стоит принять факт, что наличие у компании уникальных бизнес-процессов, требующих уникальных ИТ-решений — это миф. «Уникальные бизнес-процессы могут быть у корпораций, где число сотрудников измеряется десятками тысяч, или в компаниях с инновационными бизнес-моделями. У всех остальных — бизнес-процессы внутри отрасли более-менее типовые. Поэтому можно и нужно внедрять типовые решения, а не пытаться разработать под себя или, что хуже, изобрести решение силами собственных разработчиков. Конечно, у всех бизнес-процессы не идентичны на 100%, поэтому выбирать типовое ИТ-решение нужно с учетом того, чтобы его гибкость и адаптационные возможности (подразумевающие изменения без привлечения разработчиков) были достаточны для адаптации типовой модели автоматизации под действительно необходимые особенности организации ваших процессов, пойти на компромисс с которыми нельзя. Важно также понимать, что такие бескомпромиссные особенности на самом деле находятся в очень узком диапазоне типовых процессных моделей», — объясняет эксперт.

Кирилл Рубинштейн (Okdesk)
Кирилл Рубинштейн (Okdesk)

Нужно не покупать «про запас», а внедрять только те системы, которые соответствуют потребностям компании «здесь и сейчас или несколько больше (но незначительно)». Следуя этому принципу, среди отечественных решений или софта из дружественных стран есть из чего выбрать.

Александр Тарасов, управляющий партнер компании DIS Group, уверен, что отечественные решения надо выбирать, исходя из негативного сценария. «Какой может быть негативный сценарий с российским ПО? Большинство российских разработчиков — молодые компании. Эти компании могут исчезнуть, войти в состав другой компании, могут поменяться условия лицензирования или произойти что-то еще, — комментирует он. — Если вы инвестируете в российский продукт, это должен быть продукт, который вы сможете подхватить и в целом развивать дальше самостоятельно. Это касается крупных компаний. Именно поэтому все крупные компании так или иначе движутся в сторону создания собственных платформ. Они формируют у себя мощнейшие ИТ-кластеры, способные делать собственные разработки на базе Open Source». Что касается импортного ПО без поддержки, конечно, желательно на нем не оставаться, как советует эксперт. «Однако на вещи нужно смотреть реалистично и с пониманием, что заместить «все и сразу» невозможно. Хорошая новость в том, что зрелые иностранные решения могут работать практически без поддержки. Поэтому важно определиться с приоритетами и замещать в первую очередь решения, обеспечивающие критически важные для бизнеса процессы и функции. Это вещи, связанные с транзакционными данными, а также решения для централизованного сбора и обработки данных — хранилища и озера данных», — заключает Александр Тарасов (DIS Group).

Александр Тарасов (DIS Group)
Александр Тарасов (DIS Group)

Нынешняя ситуация уникальна тем, что с рынка ушли не один или два крупных западных вендора, а практически все. Соответственно, сейчас каждая компания имеет потрясающую возможность избавиться от наследия не всегда хорошего, не всегда позитивного и в чем-то, может быть, даже препятствующего ее развитию. Это возможность в каких-то областях вообще начать с чистого листа с учетом накопленного опыта.

Параллельный импорт и дорога в облака

Не менее, если не более сложной кажется проблема с оборудованием: серверами, рабочими станциями, системами хранения данных и прочим железом. Все это рано или поздно требует внимания, обслуживания, ремонта и обновления. Параллельный импорт, то есть поставка продукции западных вендоров через третьи страны, призвана отчасти решить эту сложную задачу. «Параллельный импорт отлично решает задачи, связанные с приобретением оборудования и комплектующих под нужды бизнеса. При этом цена на оборудование в некоторых случаях может быть в несколько раз меньше, чем это было ранее, — комментирует Евгений Доможиров, генеральный директор компании CESCA. — К сожалению, в нашей стране не смогут производить свои решения для того, чтобы удовлетворить спрос. Процесс выстраивания новых производств займет слишком много времени и средств, что впоследствии скажется на стоимости конечного продукта».

Евгений Доможиров (CESCA)
Евгений Доможиров (CESCA)

Сейчас на рынке происходит трансфер технологий. Представители бизнеса вынуждены ехать за границу для того, чтобы найти новые площадки для производства своих продуктов, набрать технологическую базу. Процесс не останавливается, бизнес продолжает развиваться и приносить доход не только внутри, но и вне страны.

Сергей Колусев («Финтабло») настроен более оптимистично, хотя и он признает, что в ближайшие годы России не суждено полностью заместить Китай и Тайвань собственным инжинирингом и производством. «В России пока не выпускаютт ни процессоры, ни «железо», в ближайшие годы будет импортное и будет поставляться через серые каналы. Импортировать в нужном объеме будут, я бы не стал переживать, что возникнет дефицит», — заявляет он.

«Основные инфраструктурные компоненты, а именно серверы, сетевое оборудование и СХД, уже представлены в ассортименте отечественных производителей. Как системный интегратор рекомендуем провести подробную инвентаризацию имеющихся ресурсов и запланировать проекты по их замещению, так как существующее оборудование продолжает устаревать и выходить из строя», — дополняет Юрий Барабанщиков («ЛАНИТ-Интеграция»).

Проблему с нехваткой и дороговизной «железа» признает и Александр Тарасов (DIS Group). При этом он отмечает, что подобные сложности способны послужить отличным стимулом для развития облачных сервисов. Главное, чтобы облака размещались в России и полностью соответствовали требованиям отечественного законодательства. «Проблема с элементной базой действительно есть. Как бы многие из нас ни относились к облакам, я считаю, что проблема с параллельным импортом, с комплектующими аппаратных комплексов приведет нас к развитию облачных сервисов в России. Почему многие компании опасаются облачного ПО? Проблема облаков отнюдь не в технологии. Основная проблема связана с юридической составляющей: ведь серверы большинства крупных облачных провайдеров, представленных до недавнего времени на российском рынке, располагались за рубежом, а значит, и данные, в том числе чувствительные и критичные, хранились не в России. А с уходом зарубежных провайдеров стало ясно, что их клиенты в любой момент могут доступ к этим данным потерять. Если облака будут размещены в российской юрисдикции, на территории Российской Федерации, это существенно снизит риск потери доступа к таким системам и данным, особенно для компаний малого и среднего бизнеса. Я думаю, что в перспективе трех-пяти лет в облака, в том числе в государственные, уйдет подавляющее большинство компаний малого и среднего бизнеса», — поясняет эксперт.

Сделай сам?

Насколько в нынешних условиях целесообразно развивать собственную ИТ-экспертизу, нанимать в штат разработчиков и инженеров, а не искать их услуги на рынке? «Экспертиза нужна всегда, но важно понимать: амбициозные и сильные специалисты не могут просто сидеть и ничего не делать, нужно оценить объем работ и задач, которые вы хотите им поручить. В целом один ответ дать сложно: какие-то проекты требуют экспертизы внутри, для каких-то можно привлечь консультантов», — полагает Павел Касаткин, директор по развитию продукта компании Combyx.

Павел Касаткин (Combyx)
Павел Касаткин (Combyx)

Если в компании есть свой штат специалистов по конкретному ПО, а само ПО серьезно модифицировано под нужды бизнеса — нет никакой необходимости менять его на какую-то альтернативу. Стоимость решения, безусловно, важный параметр, но в первую очередь нужно трезво оценивать потребности бизнеса.

В то же время Николай Четвериков, управляющий партнер компании «ИнфраМенеджер», считает, что такой подход целесообразен только для тех компаний, которые научились планировать выгоду от инвестиций. «Создание собственной базы специалистов — это большие инвестиции, — говорит он. — Соответственно, нужно четко понимать, как эти инвестиции будут возвращаться и окупаться. Для тех, кто уже научился извлекать финансовую отдачу от уровня автоматизации и зрелости процессов, их управляемости и прозрачности, внутренние компетенции однозначно будут иметь большое значение. В остальных случаях нет необходимости в развитии собственной экспертизы».

Николай Четвериков («ИнфраМенеджер»)
Николай Четвериков («ИнфраМенеджер»)

Наихудший вариант — ничего не менять и просто замереть в ожидании, что все вернется. «Как раньше» уже не будет, а бизнес просто потеряет драгоценное время. Чем раньше компании, в том числе негосударственные, начнут подготовку к миграции, тем раньше они освоятся в новой реальности.

Как напомнил Владимир Щербаков (Teachbase) сегодня очень много разработчиков стали трудиться удаленно. «Первые месяцы их никто не меняет, но если они так и останутся на удаленке, могут произойти принципиальные изменения — налог на них вырастет до 30%, из-за чего будет неудобно работать с ними. В этом плане работа на аутсорсе выгоднее, поскольку уезжающие специалисты — это уже не проблема компании. То есть может поменяться центр притяжения. Много разработчиков уезжает, и становится сложнее. С другой стороны, также много и остается. Те, кто раньше работал не на Россию (например, на Америку), теперь не могут этого делать из-за сложностей с оформлением и приемом на работу. Мы в апреле наняли новую команду за меньшие деньги, чем искали до этого. Клиенты, на которых они работали раньше, ушли из России. Не все разработчики не смогли уехать или не хотят уезжать, они вынуждены искать новую работу в российских проектах».

Владимир Щербаков (Teachbase)
Владимир Щербаков (Teachbase)

Нужно ориентироваться на сокращение затрат и повышение эффективности бизнеса, дополнительное сокращение людей за счет автоматизации. Не просто стараться делать все эффективно, но и экономить бюджет.

Иван Плакса, директор по продукту компании «Финтабло», отмечает, что создание отечественного ПО, призванного заменить зарубежное, завязано на людях, которые уехали. При этом он прогнозирует, что ждать такого же массового возвращения ИТ-специалистов в ближайшем будущем не стоит. А чтобы российским компаниям и дальше развиваться, нужно искать разработчиков и партнеров в нашей стране. «То, что мы видим на рынке — массовые переезды квалифицированных кадров в страны СНГ и минимальные возвращения. Потому что многие специалисты, которые зарабатывают достаточно для жизни в другой стране, не будут пока возвращаться. Наш принцип в том, что ключевые роли в команде не отдаются на аутсорс, потому что так мы получим минимум вовлеченности и максимум затягивания времени. При этом у нас в текущем году появились разработчики партнеры, которым понравился наш продукт, и они потратили свое время и деньги на разработку интеграций для наших пользователей. Это пример, как можно выкручиваться из ситуации нестандартными способами в условиях дефицита кадров», — рассказывает эксперт.

Читайте также
Как установить на iOS приложения российских банков? Если на Android проблема решается в два свайпа, то на iOS придется сделать чуть больше движений. IT-World узнал, каких именно.

Иван Плакса («Финтабло»)
Иван Плакса («Финтабло»)

Сейчас актуален адаптивный проектный менеджмент — нужно планировать короткими итерациями. Максимально быстро поставлять продукт и начинать брать за него деньги, чтобы получить подтверждение от рынка. И быть готовым менять свои планы быстро, если рынок не откликнулся деньгами на продукт. Не пилить продукт годами и потом сталкиваться с реалиями рынка.

Наконец, Кирилл Рубинштейн (Okdesk) призывает заказчиков не «пылесосить» рынок в поисках лучших ИТ-специалистов и не «играть в ИТ-компании». «Чтобы на рынке было больше классных ИТ-решений, как можно больше разработчиков, продакт-менеджеров, системных аналитиков и тестировщиков должны быть заняты разработкой именно типовых тиражируемых решений. Поэтому лучшее, что могут компании сделать для рынка — перестать «играть в ИТ-компании» и «пылесосить» кадры с рынка для создания в каждой организации однотипного ИТ-решения. В «хорошие годы» эту игру уже проходили все кому не лень: и банки, и логистические компании, и даже госкорпорации. В итоге единственным верным решением будет оставить кадры для ИТ-компаний, чтобы они занялись разработкой тиражируемых решений, которые будут использоваться не в одной компании, а в десятках и сотнях», — говорит он. По мнению Кирилла, заказчикам ИТ-решений нужно перестраивать свою модель работы — быть именно заказчиками и перестать играть в разработчиков. «Разработчиков, системных аналитиков, проектировщиков интерфейсов, продакт-менеджеров лучше оставить действительно ИТ-компаниям. Их на всех не хватит», — резюмирует эксперт.

Опубликовано 30.11.2022

Похожие статьи