Технологический суверенитет и платформенные решения

Логотип компании
Технологический суверенитет и платформенные решения
Как российская ИТ-отрасль справляется с вызовами 2023 года.

В ушедшем году многие российские компании столкнулись с необходимостью стремительного импортозамещения иностранного софта, обострившимся дефицитом ИТ-специалистов из-за их отъезда из страны и нарушением экспорта, в том числе цифровых услуг. Но это не единственное, что произошло и происходит до сих пор на российском ИТ-рынке. По какому пути он пойдет в 2023 году и какие тренды будут определять его развитие?

Стремление к технологическому суверенитету

Вопрос достижения технологического суверенитета был одной из ключевых тем ВЭФ-2022 (Восточный экономический форум), который прошел в конце декабря. Как поясняли спикеры, если раньше на вершине лучших мировых компаний находились организации, связанные с нефтью, газом, банковской и страховой отраслью, то сегодня там стоят технологические компании — Amazon, Alphabet (Google), Apple. Сейчас для любой страны ключевым условием выживания и сохранения стабильности будет достижение технологического суверенитета. Это тренд не на 2023 год, а на ближайшее десятилетие как минимум.

Это означает, что в ближайшие годы Россия будет стремиться активнее развиваться в области ИИ, IoT (Интернета вещей), блокчейна, 5G-сетей, создавать больше своих продуктов в этих нишах. И кроме этого, по мнению аналитиков, формирование и укрепление технологического суверенитета подразумевает также внимание к квантовым технологиям, новым материалам и биотехнологиям.

Активный переход с зарубежных ИТ-решений на российские в отдельных отраслях начался еще с 2020 года, когда президент предписал отказываться от иностранного софта объектам критической информационной инфраструктуры. Речь о компаниях, которые находятся в транспортной и телеком-отрасли, здравоохранении, финансовом секторе, и многих других. Санкции 2022 года обострили вопрос поиска российских решений на замену иностранным.

В 2023 году этот вопрос остается актуальным. Российский софт есть, он качественный, его много, но не во всех сегментах пока большой выбор продуктов. Например, ПО для кибербезопасности достаточно, есть много локальных b2c-продуктов вроде поисковиков, карт, сервисов такси, и потребители ими довольны. С корпоративным ПО, способным составить конкуренцию тому же Oracle, сложнее. Создание российских альтернатив — задача не на один месяц и даже не на полгода, поэтому ее разработчики будут решать в течение ближайших лет.

В то же время, скорость сейчас в приоритете, бизнес не готов ждать год, пока ему сделают замену того же Oracle, поэтому, во-первых, в ближайший год будут обновляться и дорабатываться уже существующие. И, во-вторых, будет появляться много решений, закрывающих локальные боли и потребности бизнеса. Из этих небольших продуктов компании, вероятно, позднее будут собирать уже целые платформы.

Переход на платформенные решения

Если малый бизнес может обходиться небольшим количеством софта для цифровизации и автоматизации процессов, то у крупных компаний, особенно корпораций, обычно десятки программ. При этом все процессы тесно взаимосвязаны, поэтому разное ПО тоже не должно работать обособленно друг от друга. В сегодняшней стратегии импортозамещения одним из ключевых моментов становится разработка платформенных решений, которые будут замещать наборы зарубежного ПО. Сбором системы из нескольких продуктов зачастую занимаются интеграторы, поэтому будет расти их ценность для бизнеса.

Переход на платформенные решения актуален по нескольким причинам. Во-первых, новые программы разрабатывать и интегрировать в платформу легче, чем внедрять их одиночно. Нужно создать лишь дополнительный модуль для системы, а не отдельное ПО. Разработка модуля быстрее и дешевле.

Во-вторых, можно почти до бесконечности наращивать потенциал собранной системы. В том числе и за счет решений других вендоров — не тех, которые разработали платформу.

Рост влияния государства

Присутствие государства на ИТ-рынке в 2023 году продолжит увеличиваться, прежде всего за счет того, что многие госорганы и государственные компании станут клиентами российских разработчиков ИТ-софта и оборудования. Именно государственный сектор нужно в первую очередь переводить на отечественные решения с целью повышения безопасности и стабильности его работы, поэтому доля таких заказчиков и покупателей у ИТ-компаний продолжит расти.

Помимо этого, государство будет наращивать свою значимость как инвестора для ИТ-рынка. Продолжит увеличиваться количество грантов и субсидий для новых разработок, и из-за этого будет усиливаться зависимость появления и внедрения ИТ-продуктов от решений государства. Это приведет к тому, что компании будут создавать GR-отделы (департаменты по отношениям с органами власти), делать фокус на GR-менеджменте, чтобы упростить свое взаимодействие с регулятором.

Изменения на рынке труда

Еще с пандемии, стимулировавшей более активную цифровую трансформацию, в России и в мире обострилась проблема дефицита ИТ-специалистов. По оценкам Microsoft, в 2020 году глобальному рынку не хватало 30 млн ИТ-специалистов, в России в 2021-м речь шла примерно об 1 млн кадров. В 2022 году на российском рынке произошло несколько изменений.

С одной стороны, из России ушли многие зарубежные компании, а с ними уехала и часть сотрудников, выбравших релокацию вслед за работодателем. Но те, кто не уехал, освободились и стали доступны как соискатели для других организаций, нуждающихся в кадрах.

С другой стороны, за две волны эмиграции, весной и осенью, из России уехало и не вернулось около 10% сотрудников ИТ-компаний: это примерно 100 тыс. специалистов. Такие данные привел в конце года глава Минцифры Максут Шадаев. Дефицит кадров снова обострился, причем во всех нишах. Например, «Ростех» летом говорил о нехватке ИТ-специалистов в 40 направлениях, а всего корпорации нужно закрыть 2500 вакансий. И это только один из примеров.

И хотя ИТ-профессии сейчас на пике популярности, их рекламируют, государство создает возможности для профориентации и переобучения, на рынке появляются в основном джуниоры, которых еще нужно вырастить до более высокого уровня. А бизнес часто нуждается в мидлах и сеньорах. Поэтому решать вопрос дефицита кадров придется и в 2023 году, в том числе, вероятно, нанимать больше джуниоров и выращивать их под себя.

Государство разрабатывает меры, чтобы стимулировать возвращение уехавших специалистов, — например, предлагает поддержку сотрудников российских ИТ-компаний в виде льготной ипотеки и отсрочки от армии. Это может дать свои плоды. Но с учетом других ИТ-трендов, в том числе активного стремления к созданию российских продуктов и достижения технологического суверенитета, даже это не закроет нарастающую потребность в специалистах среднего и высокого уровня для бизнеса. А поскольку соискатели увидят свою растущую ценность в глазах работодателей, они будут искать более привлекательные предложения, и компаниям придется повышать зарплаты, чтобы зацепить потенциального сотрудника, что непросто с учетом экономической ситуации.

Решение проблем экспорта ИТ-услуг

Санкции 2022 года создали сложности для российского экспорта в целом, в том числе для сегмента экспорта ИТ-услуг. В 2020 году их доля во всем экспорте услуг из России составила 10% против 7,2% в 2019 году, и это несмотря на пандемию. Больше 30% ИТ-услуг российские компании оказали для США. Также среди лидеров по закупкам российских ИТ-услуг были Великобритания, Кипр, Германия и Швейцария.

Все эти страны сегодня находятся в списке «недружественных», экспорт ИТ-услуг в них практически невозможен, поэтому в 2023 году одним из трендов будет поиск новых направлений для экспорта. С высокой вероятностью ИТ-услуги из России пойдут в страны ЕАЭС — как в наиболее дружественные. Возможно, что закупать ИТ-услуги также будут в Юго-Восточной Азии, Индии, Латинской Америке.

Но переориентация не произойдет моментально: на этих рынках, особенно в Азии и Индии, уже есть свои успешные решения, а также китайские, с которыми российским придется конкурировать. Это помимо того, что любой выход на новый рынок означает поиск преодоления бюрократических и юридических трудностей.

Также для экспорта ИТ-услуг есть проблема с международными транзакциями. Потенциальным решением может стать использование криптовалюты — такое предложение в дорожной карте по поддержке экспорта ПО выдвинул «Руссофт». Подобный альтернативный механизм должен «снять или снизить ограничения с оплатой сделок с зарубежными заказчиками» и уменьшить издержки с таких транзакций.

Вывод информационной безопасности на новый уровень

Вопросы усиления информационной безопасности, как и в случае с технологическим суверенитетом, актуальны не только для России, но и для всего мира. Чем активнее развиваются технологии, чем больше данных появляется, тем больше возникает киберугроз и одновременно тяжелее последствия от несанкционированного доступа к данным.

Объем собственных решений в области информационной безопасности у России высокий. В списке, который составил портал TAdviser в конце 2022 года, упоминается 230 компаний-разработчиков, создающих софт в категориях «Защита инфраструктуры», «Мониторинг, исследование и анализ», «Защита данных», «Услуги и сервисы». Ассортимент продуктов и услуг огромный: это и межсетевые экраны, и центры мониторинга кибербезопасности (SOC), и предотвращение утечек данных (DLP), и многое другое. Всего больше 40 категорий продуктов, и в каждой далеко не одна компания-разработчик.

В нише кибербезопасности Россия может достичь мирового лидерства, здесь есть все предпосылки. И все же есть куда расти, и в 2023 году продолжится активное развитие этого сегмента. В частности, нужно выходить на новый уровень информационной безопасности из-за разработок квантового компьютера и киберфизических систем.

Хотя изменения на ИТ-рынке происходят практически ежеминутно и то, что было актуально вчера, уже устареет завтра, многие тренды 2023 года берут начало в ушедшем году и будут значимыми еще очень долго, потому что они глобальные.

Рынку придется продолжать решать вопрос дефицита кадров и борьбы с усложняющими киберугрозами, стремиться достичь технологической независимости. Но, помимо этого, у российской ИТ-отрасли появились и новые задачи: поиск новых направлений экспорта ИТ-услуг, путей взаимодействия ИТ-компаний с государством. Как отрасль с этим справится, покажет время.

 

Опубликовано 01.03.2023

Похожие статьи