Ольга Юдина: «Isource — это не просто компания, это сообщество единомышленников»

Логотип компании
Представьте компанию, которая всего за несколько лет из технологического стартапа превратилась в лидера отрасли. Как сегодня, когда всё постоянно меняется, не просто сохранять равновесие, но и стремительно развиваться? Какие технологии и стратегии помогают быть на шаг впереди конкурентов? Какую роль в этом играют люди? Ответы на эти и другие вопросы дала Ольга Юдина, генеральный директор компании «Цифровые Закупочные Сервисы» (поставщик решений Isource), в интервью журналу IT Manager.

Ольга Юдина: «Isource — это не просто компания, это сообщество единомышленников». Рис. 1
Фото предоставлено пресс-службой компании

Ольга, вы стоите во главе крупной компании, с какими основными вызовами вы сегодня сталкиваетесь?

Я бы начала рассказ с представления самой компании, как она образовалась и развивалась. Мы росли достаточно интенсивно. В 2020 году мы начинали с небольшой группы людей — буквально 10-20 человек, которые поверили в цифровизацию в области снабжения. И вот за короткий период времени мы прошли большой путь: от разработчика программного обеспечения до вертикально интегрированной компании с выручкой в несколько десятков миллиардов рублей. Вызов для нас — это эффективная работа бизнеса, который дает возможность инвестировать в технологическое развитие, продукты и решения.

То есть можно назвать это основными вызовами? Потому что часто компании сталкиваются с болезнями роста и при таком стремительном росте бывают сложности.

Давайте говорить откровенно, наша компания росла не в парниковой среде, не в комфортных экономических условиях, а в условиях постоянного вызова, даже стресса. Последние четыре года весь мир так или иначе каждый год проходит этап перестраивания внутриэкономических связей, цепочек, ориентации бизнеса. Поэтому болезни роста, как мне кажется, чаще всего упоминаются в учебниках в контексте развития в благоприятной или хотя бы более-менее стабильной среде. А наша компания росла в нестабильной среде, поэтому болезни роста можно преодолеть, не обратив на нее внимания. За это время мы ответили на большое количество внешних вызовов. У нас нет времени на внутренние болезни, мы видим в них новые возможности для развития, например, консалтингового или строительного бизнеса.

Есть ли у вас личные принципы или стратегии, которые вы применяете в управлении компанией?

Isource — это не просто компания, а профессиональное сообщество единомышленников, которые заряжены на достижение максимальных результатов. В решении любого вопроса ты никогда не остаешься один. У тебя есть команда, которая помогает тебе принимать решения. Поэтому принципы и стратегии, которых я придерживаюсь, заключаются, во-первых, в том, чтобы относиться к новому вызову с интересом, потому что он не пугает, а мотивирует на достижение максимального результата. Во-вторых, любая задача решаема, для этого изучаем матчасть, собираем ресурсы и команду и ставим целью амбициозные результаты.

А расскажите о своей команде, пожалуйста.

Наша команда — это специалисты, которые работают непосредственно в компании, и люди, которые нас окружают и поддерживают. Это и акционеры, и партнеры, и даже клиенты. Приведу конкретный пример. Мы работаем на рынке промышленного снабжения, занимаемся цифровизацией этого процесса. Оказывается, что клиенту, кроме цифровизации, необходимо выполнить задачу по поставке оборудования в сокращенные сроки, со сложной мультимодальной доставкой, где требуется использование нескольких видов транспорта. Мы подключились сами, привлекли своих партнеров и смогли договориться о сроках и стоимости. Этот проект был успешно выполнен благодаря доверию между нами и партнером. Снабжение — это не просто покупка, поставка или автоматизация. Это не просто решение микрозадачи – это весь снабженческий функционал, который влияет на предприятие в целом. Поэтому мы проникаемся проблемами наших клиентов и привлекаем максимальные ресурсы для их решения. Можно сказать, что мы руководствуемся народной мудростью: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Это основной принцип нашего комьюнити — когда есть люди, готовые помочь, поверить и поддержать тебя в бизнесе, в решении задач, потому что они знают, что в аналогичной ситуации у них тоже будет к кому обратиться за помощью.

Какая самая сложная ситуация, с которой вы столкнулись в своей роли? Чему она вас научила?

Не могу вспомнить. Когда ты решил задачу, то она уже не кажется сложной. Фатальных обстоятельств, к счастью, не было, иначе бы мы не существовали и не развивались. Я надеюсь, что самые сложные ситуации еще впереди, и мое внутреннее чувство азарта добавляет интереса: что это может быть и как мы будем действовать?

Что вы думаете о мерах государственной поддержки для ИТ-отрасли, о которых сейчас много говорят? Насколько их достаточно и какие меры, на ваш взгляд, необходимы для развития ИТ в России?

Безусловно, поддержка ИТ-отрасли за последние три года колоссальна. Наверное, никогда в истории России ИТ-отрасль не поддерживалась так активно. Реальные меры мы видим как со стороны правительства, так и со стороны конкретных ИТ-разработчиков и специалистов отрасли. Последние знают свои возможности, права, льготы и идут работать туда, где им будут созданы не только выгодные, но и максимально комфортные условия для работы и жизни.

В этом году фокус государственной поддержки сместился в область образования и подготовки ИТ-кадров, что, на мой взгляд, правильно. Например, есть подготовка ИТ-специалистов, а есть переподготовка кадров других отраслей в ИТ-специалистов. Цифровой инженер — это совершенно новая профессия, ее сейчас нет ни в одном справочнике для абитуриентов. Таких факультетов пока не существует, это профессия будущего. Это не обучение с нуля, а переквалификация специалистов инженерных специальностей в направлении цифровизации процессов.

Мы, как компания, которая не только является вендором и интегратором ИТ-решений, но и планирует создать собственную ИТ-компанию, готовы поддерживать инициативы в области образования и развития кадров.

А что хотелось бы получить от регулятора?

Сейчас достаточно инструментов: есть поддержка ИТ-специалистов, субсидии на реализацию цифровых решений. Возможно, стоит говорить о более активном диалоге с регулятором на общественных мероприятиях. Ведь регулятор, предоставляя субсидии, по сути, становится заказчиком определенного ИТ-решения. Здесь можно провести аналогию с нашими клиентами: самое важное на начальном этапе работы с заказчиком — определить, как он будет оценивать результат разработки, создания ИТ-решения. Чтобы избежать сложностей на финальной стадии реализации проекта, важно с самого начала уделить внимание критериям оценки конечного результата. Это нужно сформулировать достаточно точно, как KPI, еще на этапе планирования. Вот на это целесообразно обратить внимание в контексте мер государственной поддержки ИТ-отрасли.

Есть еще один важный момент — правильное распределение ресурсов. Что я имею в виду? Реализация государственных проектов должна происходить с учетом баланса интересов между проектами с государственным участием и проектами, направленными на создание новых технологий. Частный сектор также должен заниматься развитием, стремиться к созданию новых продуктов и вкладывать в это собственные средства. Баланс этих ресурсов позволит обеспечивать миграцию технологий между частным и государственным секторами. Это такая коллегиальная работа по развитию ИТ-отрасли.

Давайте поговорим о цифровизации. Как, на ваш взгляд, цифровизация влияет на развитие отрасли в целом? Какие из текущих трендов в отрасли, могут оказаться временными и почему?

Это вопрос, скорее, для размышления. Как я вижу тенденции? Уход зарубежных вендоров, казалось бы, открыл легкую дорогу для российских решений. Предполагалось, что в отсутствие большого количества альтернатив победят две-три компании, которые займут рынок, заменив ушедшие иностранные продукты. Однако конкуренция среди российских производителей существенно возросла. На рынок автоматизации закупочной деятельности вышло множество отечественных решений, и сейчас идет настоящая конкурентная борьба. Она разворачивается как в области умения правильно себя позиционировать, так и в реальной функциональности.

Читайте также
Банальная опечатка в данных может обойтись бизнесу очень дорого, но автоматизация систем управления способна устранить этот риск. Павел Горбачев, генеральный директор МКСКОМ, объясняет, как автоматизированные решения помогают исключить человеческий фактор, повысить точность данных и оптимизировать работу отделов компании.

Так что уход иностранных вендоров не облегчил дорогу к клиенту. Но это, скорее всего, временно. В конечном счете, клиентский опыт быстро покажет, кто действительно способен предложить качественные, быстрые, интегрируемые в ИТ-инфраструктуру продукты, а кто просто обещает и берет деньги за разработку с нуля. Мы уже сталкиваемся с этим, выходя на рынок с нашей SRM-системой для функции закупок Processor Isource и решением для контроля качества и аудита поставщиков и производителей Inspector Isource. И видим, что многие решения не могут быстро интегрироваться в ИТ-архитектуру заказчика и начать работать как эффективный инструмент.

Существует большой спрос на ИТ-специалистов. Однако сейчас инструменты искусственного интеллекта могут частично заменить неквалифицированных специалистов, в том числе и в ИТ. Что вы думаете по этому поводу?

Вы знаете, тренд действительно формирует новую среду. Безусловно, спрос на ИТ-специалистов высок, но рынок стал разбираться в них лучше. Сейчас бережно относятся к тем специалистам, которые прошли несколько стресс-тестов на реальных проектах. В нашем случае мы приняли решение о создании собственной ИТ-компании, пройдя через несколько сложных проектов с внешними подрядчиками.

Многие предприятия сейчас задумываются не столько о цифровизации, сколько об автоматизации своих процессов. При этом они уже не хотят автоматизировать отдельные процессы, а стремятся к созданию сквозных цепочек. Например, в нашем случае, внедряя SRM-решение Processor, клиенты получают автоматизацию всего процесса — от планирования потребности до закрытия УПД и документооборота.

Что вы можете сказать о проблеме совместимости российских ИТ-решений? Мы недавно провели круглый стол, где ИТ-директора делились трудностями с интеграцией российских решений между собой. Они привыкли к западным продуктам, которые бесшовно интегрировались. Сталкивались ли вы с такой проблемой?

Как исполнитель, могу сказать, что у нас уже было несколько кейсов, где мы успешно встраивали наш продукт в ИТ-архитектуру заказчика, интегрируясь с тремя-четырьмя внешними системами. Трудности зачастую вызваны необходимостью заново разрабатывать стандартные API, которые уже были сделаны для многих западных решений. Но каждый новый проект формирует необходимые компетенции и опыт, и чем больше проектов будет реализовано, тем быстрее эти проблемы уйдут в прошлое. Мы изначально разрабатывали Processor Isource, понимая, что промышленный сектор уже в значительной степени цифровизировал свои процессы и нам потребуется интеграция в существующую ИТ-инфраструктуру заказчиков.

Ваше решение подходит для любых архитектур?

Да, наше решение можно встроить в разные ИТ-архитектуры предприятий. Продукт имеет набор стандартных интеграционных интерфейсов, позволяющих взаимодействовать со всеми наиболее популярными в России в целом и у наших клиентов в частности решениями, такими как «1С», SAP, Directum, и другими.

Сейчас один из трендов — искусственный интеллект. Какую роль ИИ играет в процессе закупок в вашей компании?

Мы точечно интегрируем технологии искусственного интеллекта, осознавая важность технологического суверенитета и необходимость решать задачи, которые можем выполнить самостоятельно лучше, без перекладывания их на ИИ. Среди наших решений, где мы впервые интегрировали технологии искусственного интеллекта, были продукты Effect и Inspector Isource.

Система поиска поставщиков Effect мгновенно соберет опыт и проверит надежность поставщика, проанализирует цены и рассчитает стоимость закупки в пару кликов. Effect Isource автоматизирует одно из последних белых пятен на карте закупочной деятельности – процесс анализа рынка. Использование передовых технологий сбора и анализа данных позволяют закупщикам оперативно получить ответы на два главных вопроса: «У кого будем покупать?» и «По какой цене будем покупать?»

Второй интересный кейс — продукт Inspector. Он помогает отслеживать, как изготавливается оборудование, которое вы заказали. Это своего рода «умный» наблюдатель. Например, аудитор проверяет определенный этап изготовления оборудования, вводит текстовое описание нарушения, а ИИ анализирует и определяет, насколько выявленное нарушение критично. Я считаю, что точечное использование ИИ позволяет не только подтвердить его эффективность, но и улучшить само решение.

Можете ли вы поделиться успешными примерами внедрения цифровых технологий в процессы вашей компании?

Мы придерживаемся принципа «сначала надень маску на себя». Это означает, что внедряем в наши процессы те решения, которые создаем. Поскольку мы перешли от роли вендора к роли полноценного участника рынка снабжения, в процессы «Цифровых Закупочных Сервисов» интегрированы все цифровые решения для функции закупок. Это, пожалуй, самый правильный пример внедрения: мы не просто тестируем наши решения – мы их используем в повседневной работе. 

Наша задача — сделать решения для клиента оптимальными, ведь у каждого из них свои запросы. Поэтому оттачиваем новые запросы клиентов на нашей базе и предлагаем им разнообразные варианты. Иногда клиенту нужно подсказать, как оптимизировать тот или иной этап закупочного процесса. В этом смысле мы выполняем двойную роль — консультанта и цифровизатора, компании, внедряющей решения.

Если говорить про логистику, то это одно из самых цифровизированных направлений в B2B-сегменте. Цифровизация здесь достигла высокого уровня, поскольку на рынке действует множество игроков. 80% рынка — это малый бизнес, предприятия и индивидуальные предприниматели, которые владеют несколькими машинами, и 20% — это средний и крупный бизнес. Это приводит к тому, что в логистике существует множество различных цифровых решений. Они решают как базовые задачи, например диспетчеризация, построение маршрутов и отслеживание, так и более сложные - такие как уберизация и аукционное предложение, где можно выбрать исполнителя для выполнения заказа. У нас есть конкретный продукт — Express Isource. Это общедоступная платформа, где заказчики, которым нужно перевезти что-либо, находят компании, предлагающие логистические услуги для различных участков доставки, регионов и видов транспорта.

Читайте также
Проект «Экономика данных» обещает упростить жизнь: сделать госуслуги доступнее, Интернет — ближе даже к самым удаленным регионам, а проблемы с цифровым неравенством — менее заметными. Развитие искусственного интеллекта, поддержка ИТ-компаний и обучение специалистов — все это части большого плана, чтобы в будущем Россия могла уверенно войти в число цифровых лидеров. Как эти идеи будут работать на практике и что они изменят для каждого из нас? В интервью журналу IT Manager директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры России Алексей Чукарин рассказал, как данные стали ключевым ресурсом, трансформируя экономику и государственное управление.

Уникальность решения в том, что оно позволяет найти перевозчика даже на этап последней мили, когда грузы доставляются напрямую на месторождения и производственные территории. В промышленности это внутригородские и внутризаводские перевозки, которые требуют специальных разрешений и соблюдения технических требований к транспортным средствам. Эта платформа объединяет заказчика и исполнителя, в том числе и в очень узкой сфере деятельности.

Как в одной компании сочетаются разные бизнесы, где вы выступаете в роли EPC-подрядчика? В чем преимущество такой модели?

Это не несвязанные бизнесы. Мы начинали как цифровизатор, как компания-вендор, предлагающая рынку ИТ-решения в области снабжения. Постепенно, внедряя наши решения и работая с рынком, мы поняли, что существует спрос на более широкий круг услуг. Геополитическая ситуация тоже сыграла свою роль: иностранные вендоры уходили не только из ИТ-сектора, но и в целом с российского рынка, в том числе из сегмента строительства промышленных объектов, EPC-подрядчиков.

На первый взгляд может показаться, что цифра и стройка — из разных сегментов бизнеса. Но все довольно просто. Когда мы начали цифровизировать процессы закупок и снабжения, мы стали работать с конечным заказчиком, «боль» которого не ограничивалась только самим снабжением. Клиенты говорили: «У нас проблема в том, чтобы вообще построить этот объект с соблюдением сроков и стоимости, согласно проектной документации. Вы привезете материал и оборудование, а нам нужно комплексный объект построить, но наш иностранный EPC-подрядчик ушел. Можете его заменить?»

Недостаточно просто купить оборудование, нужно знать, из чего оно комплектуется, доступно ли сейчас его обслуживание, возможно ли закупить запчасти и пр. Мы поняли, что со знанием и опытом, которыми обладают наши специалисты, сотрудники наших акционеров и партнеров, можно заниматься реализацией аналогичных проектов, ниша существует. В результате увидели, что рынок EPC освобождается и у нас есть компетентный, высокопрофессиональный ресурс — в виде людей, знания технологий и финансов. Ведь в закупках, строительстве и снабжении важно уметь управлять финансами. Именно поэтому наша компания начала развиваться в этом направлении, и на запрос клиента: «Можете ли вы реализовать крупный проект?» – мы смело ответили: «Да!»

Таким образом, EPC-модель, которая включает комплексный подход к инжинирингу и строительству объектов, стала новой компетенцией и новым видом бизнеса для нас. Более того, технологии из промышленного строительства, такие как реализация проектов, автоматизация процессов и закупка, хорошо мигрируют в гражданское строительство. Это и станет следующим этапом нашего развития — расширение деятельности не только в промышленном сегменте, но и в строительстве гражданской инфраструктуры.

Я как раз хотела спросить про виды на будущее. Как планируется расширять географию или услуги вашей деятельности? Какие цели на ближайшие три года? Понимаю, что сейчас долгосрочное планирование под вопросом у многих компаний, но тем не менее.

В любом случае нужно иметь план на будущее. Как я говорила в начале, наш приоритет сейчас — инвестиции в новые технологии. Это необходимо для расширения сферы деятельности. Мы достаточно молодая компания, но уже заметны на рынке и вошли в несколько рейтингов. Одно из направлений, в котором мы уже стали заметны и хотим продолжать развиваться, — сегмент автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Ситуация в стране и в мире такова, что в этом сегменте существует значительный спрос. У нас уже есть решения в области АСУТП, и мы планируем инвестировать в их развитие, а также расширять клиентскую базу, привлекая не только клиентов из промышленного сектора, но и в гражданском сегменте.

Может ли чрезмерная цифровизация привести к утрате важных человеческих навыков и знаний?

Часть необходимых навыков в современном миреостанется, а какие-то просто трансформируются. Новая реальность требует новых подходов. Я вижу, что цифровизация заменяет однотипные операции, где не требуется подключения интеллекта, знаний или предпринимательского креативного подхода. Но пока не существует решения, которое могло бы заменить инспектора, – ведь он должен своими глазами увидеть, есть ли скол, трещина, соответствует ли диаметр. Да, замеры можно сделать удаленно, но не всё можно увидеть таким способом. Думаю, рутинные задачи уйдут на второй план, а уникальные знания, глубокое погружение в технологию и опыт, наоборот, выйдут вперед, давая людям возможность заниматься творчеством и созиданием.

Вчера мы получили благодарственное письмо от клиента, который отметил скорость и качество нашей работы, как быстро мы решили сложный кейс и как он рад, что его производственный процесс не остановился. Это было особенно приятно, ради этого мы и работаем в Isource.

Опубликовано 27.08.2024

Похожие статьи