Три кита CIO

Логотип компании
Три кита CIO

Максим Белоусов, президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club

На что опирается работа ИТ-директора? Что лежит в основе нашей деятельности? Обсуждая этот вопрос с Ольгой Поповой, главным редактором IT-Manager, мы нашли много вариантов, но ее требования были жесткими: надо найти три самых главных и важных.
На что опирается работа ИТ-директора? Что лежит в основе нашей деятельности? Обсуждая этот вопрос с Ольгой Поповой, главным редактором IT-Manager, мы нашли много вариантов, но ее требования были жесткими: надо найти три самых главных и важных. Те, без которых наша работа не может быть не только эффективной, но и реальной! Итак, в этой статье я расскажу о своих трех китах — именно на них строится моя жизнь и работа. Рассуждения, о которых читатель сейчас прочтет, не должны привести его к мысли о расстройстве моего рассудка. Попробуйте прочитать между строк. А главное — подумать и постараться выбрать три основные опоры в своей профессиональной карьере.

Кит № 1

Чем мы занимаемся? Что стало нашим объектом внимания как профессионалов? Это конечно ИНФОРМАЦИЯ. ИТ-директор занимается прежде всего организацией сопровождения ИТ-сервисов. Главные из них — информационные системы. Суть работы которых получение, обработка и передача информации. Мы не вводим информацию в ИС, но отвечаем за путь, пройденный ею в системах. Все эти нолики и единички мы должны в результате превратить в понятный для человека визуальный образ. Основные наши операции с информацией: получение, хранение, обработка и передача.

Информация — это то, что является ключевым объектом внимания для бизнеса. И когда мы говорим о качестве работы ИТ-службы, то прежде всего должны иметь в виду качество информации, предоставляемой пользователям ИТ-сервисами. То, чем мы занимаемся, решения, что мы внедряем, — все направлено на работу с информацией, и я считаю, что это один из тех китов, на которых стоит на мир ИТ! В задачи CIO/руководителя ИТ-службы входит изучение состава информации, используемой на предприятии, ее структуры, сущности и свойств с целью дальнейшего определения эффективного инструмента для ее обработки.

Кит № 2

Логично, что второй кит — ТЕХНОЛОГИИ. Я имею в виду решения, предложенные или созданные нами в рамках заказа для клиента. К ним я отношу не только ИТ-продукты, существующие на рынке, но и все то, что связанно с использованием знаний, умений и навыков в различных областях, что позволяет нам разрабатывать решения для бизнеса. Это может быть из области ИТ, продаж, маркетинга, логистики, финансов, менеджмента и т. д.

Технологии — наши инструменты, помогающие в реализации тех или иных решений. Инструменты бывают дорогими или дешевыми, эффективными и не очень. Главное — выбрать тот инструмент, который «рядом лежит», и тот, «которым вы владеете наиболее уверенно». Технологии бывают разными как по составу, так и по своему действию. Основное их предназначение для нас — способность обрабатывать информацию. А поскольку их появляется достаточно много, то задача CIO состоит в постоянном изучении новых возникающих технологий и в поиске наиболее эффективных из них для выполнения той или иной задачи.

Кит № 3

Выбор третьего, основополагающего кита для меня как для руководителя очевиден — это УПРАВЛЕНИЕ. Именно основы менеджмента позволяют нам планировать, организовывать, контролировать и принимать решения. Информация, бизнес-процессы, персонал, финансы — всем необходимо управлять. Причем управление — отдельный процесс, необходимый для того, чтобы спланировать, а потом привести к цели организации.

Управление — это движущая сила от одного состояния к другому. Управление в ИТ ничем не отличается от управления в другой отрасли. Методы и способы решения задач схожи. Только субъекты и объекты разные. Сложность нашей отрасли в том, что объекты и технологии постоянно развиваются, и очень быстро, а потому выбирать нужные методы каждый раз все сложнее и сложнее. И обязанность каждого CIO — постоянно совершенствоваться в части управления не только ИТ, но и всеми смежными областями деятельности предприятия.

ЧЕРЕПАХА

В одной из древних иллюстраций описывалось, что земля держится на трех слонах, которые стоят на черепахе. Если допустить, что «три кита» и «три слона» — это одно и то же, то что тогда в нашем представлении «черепаха»? В нашей отрасли такой опорой с моей точки зрения является ПРОГРЕСС. Именно благодаря ему наша отрасль развивается и наша работа остается актуальной.

Впрочем, один мой коллега сказал, что внизу всего находится БИЗНЕС. Мы опираемся на его потребности, возможности, требования, ожидания и т. д. Он нас нанимает, он пользуется нашими сервисами, он финансирует и, самое главное, он решает, в какую сторону повернуть.

Прогресс или бизнес, а может, даже (если сложить вместе) прогресс бизнеса, его зрелость, в том числе в части ИТ — это то, что дает нам надежду на наше будущее в компании. Это то, что придает нам уверенности в правильности выбранного пути и правильности выбранных ИТ-решений.

Эпилог

А как бы вы расшифровали слово «кит»? В одной из компаний, где я работал, это слово расшифровывалось как «комплексные информационные технологии». А для кого-то — «корпоративные информационные технологии» или нечто подобное. Удивительное наблюдение пришло в момент написания статьи, не правда ли? Речь ведь идет не просто о китах, на которых стоит мир, а о том, что является основой всех ИТ. И здесь можно по-разному рассматривать состав «трех китов». Это и информация, технологии, управление. Это, возможно, время, ресурсы, качество или знания, умения, навыки. Это как пример фундаментального подхода к управлению: процессы, проекты, изменения или, как сказали мне некоторые коллеги, знания, люди, решения. Но как бы мы ни определяли эти три составляющие, мне кажется, главное в том, что ожидает от нас бизнес. Как он видит то, что мы готовы ему предоставить в качестве ИТ-сервисов. И уж точно, поверьте, он не думает о тех трех китах, о которых я рассуждаю в статье.

P. S. О важном...

Заканчивая статью, я натолкнулся на высказывание известного философа и основоположника эмпиризма Френсиса Бэкона: «Знание есть сила, сила есть знание». Знания — это усвоенная информация (Википедия). Я не могу не упомянуть о том, что наши знания об окружающем мире, о людях и взаимоотношениях, об ИТ и т. д. являются важным фундаментом нашей деятельности в быту и профессии. Конечно, все начинается с них. Они нам помогают жить, и именно они становятся отправной точкой в наших решениях. Поэтому я рекомендую постоянно находиться в поиске новых знаний, постоянно совершенствоваться и развиваться. Человек, который находится в постоянном поиске знаний, не может не быть успешным!

Опубликовано 25.06.2014