Опыт, который всегда с тобой
Павел Потеев | 03.06.2014
Несколько лет назад я писал о карьерном переходе на должность ИТ-руководителя. С тех пор поменялись как моя карьерная траектория, так и тенденции в ИТ-управлении. Организации (не только в ИТ)
становятся более «плоскими»: исчезают целые уровни управления, централизуются функции и ресурсы. Если лет пятнадцать назад в сети гостиниц можно было встретить ИТ-руководителя на уровне каждого
отеля, то теперь один руководитель может отвечать за эту функцию на уровне региона либо даже группы стран. Проще говоря, «руководящих кресел» становится меньше. Hello, new normal.
И даже если позиции не исчезают, то существенно меняются их формат и содержание. Это также подталкивает миграцию ИТ-руководителей в смежные и не очень области. Единичные случаи переходов из ИТ в
управление финансами, производством, HR, похоже, становятся тенденцией и статистикой.
Подумаем, что с точки зрения опыта выделяет ИТ-директора среди руководителей других бизнес-функций? Что пригодится и обязательно должно найти свое место в «дорожном багаже» ИТ-мигранта? Что
послужит как конкурентным преимуществом, так и помощью в работе?
Понимание бизнеса
С самых первых шагов карьеры ИТ-руководителя к нему обращаются представители различных функций предприятия. Еще когда я работал консультантом, сложилось понимание: заказчики не просто формируют
запросы, они делятся самым лучшим, что знают об управлении в своей области. Остается только осмысливать, запоминать на будущее, сравнивать.
Реализация любой (подчеркиваю, любой) бизнес-стратегии либо критически зависит от ИТ, либо серьезно с ними связана. Выполняются программы повышения операционной либо коммерческой эффективности —
соответственно этому модифицируются системы, на которые накладываются данные процессы. Осуществляется рост в смежные области (допустим, от программных продуктов к проектным услугам по их внедрению)
— снова в системах управления предприятием необходимы изменения. Реализуется стратегия роста через поглощения бизнесов или географическую экспансию — ИТ-директор собирает дорожную сумку одним из
первых. Меняется подход к корпоративному управлению — и это изменение пронизывает все системы от ERP до управления документооборотом.
В таких условиях надо голову подушкой закрыть, чтобы не получить базовое понимание в отношении процессов, приоритетов, ключевых показателей деятельности основных и поддерживающих функций
предприятия.
Не забудем и то, что современный ИТ-директор в состоянии отводить управлению собственно технологиями несопоставимо меньше времени, нежели его коллега лет двадцать назад.
Вся компания открыта для получения ответов на вопрос: «А как это работает?». Общение с коллегами из других компаний (партнеров, конкурентов, кого угодно) помогает с ответом на вопросы «а как это
работает у них?».
Проектный подход
От руководителей функций финансов, продаж, производства, логистики в основном востребованы знания и способности к постановке процессов, планированию и управлению текущими операциями. Для ИТ в
неменьшей степени важно управление проектной деятельностью. Подчеркиваю, не только проектами, а именно способностью ИТ-организации выполнять проекты (нередко с привлечением представителей всех
перечисленных выше функций) с заданными параметрами по срокам, качеству, стоимости.
Знания и умение применять методологии проектного управления важны, но не только в них дело. Ориентированный на проекты способ управления накрепко «зашит» в навыки ИТ-руководителя и включает:
- Безжалостную требовательность к срокам исполнения каждой проектной задачи, обусловленную взаимосвязью отдельных задач со сроками проекта в целом.
- «Настройку» организации на работу без оглядки на барьеры, которые разделяют подразделения традиционной организационной структуры.
- Серьезную, до паранойи, реакцию на риски, способные повредить целям, срокам, качеству проекта.
- Способность к выживанию в условиях проектной работы, когда каждый новый день не похож на другой. Хотя со временем и это становится рутиной.
Интермодальность
Как я уже упомянул, ИТ-руководитель по роду деятельности общается со всеми бизнес-функциями организации. Но его роль практически никогда не ограничивается исполнением запросов: приходится решать
проблемы на стыках подразделений, мирить между собой руководителей, у которых интересы расходятся, «дирижировать» определением приоритетов развития процессов, оргструктур, систем.
Для ИТ-руководителя нормой является общение с поставщиками из других стран и континентов, коллегами из смежных либо даже конкурентных индустрий, клиентами, поставщиками, регуляторами.
Вместе с перечисленными выше компетенциями это обусловливает особую ценность руководителя с опытом ИТ. Ценность, которая заключается в умении найти общий язык с представителями всего «диапазона»
функций и на всех уровнях иерархии, построения отношений, разрешения конфликтов и кризисов.
Существует немало предприятий, где работа ИТ-директоров ограничивается исключительно управлением инфраструктурой и поддержкой пользователей. Допускаю, что для некоторых из них подобный подход
оправдан масштабом либо спецификой бизнеса. Станет ли такой тип ИТ-руководителя историей — история и покажет. Остальным открыто множество дорог от работы по запросам бизнеса к тому, чтобы самим
стать бизнесом.
Вот такие получились три кита.
Журнал: Журнал IT-Manager [№ 05/2014], Подписка на журналы
Об авторах

Павел Потеев
Эксперт Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, член экспертного совета журнала IT Manager
Поделиться:
Другие материалы рубрики
Мысли вслух
Даже если электронная запись не работает, всегда найдется возможность пройти вакцинацию.
Как бизнес и учебные заведения адаптируют образование к новым реалиям экономики?
Попробуйте представить ощущения, когда ты занимаешься, вроде бы, прорывными вещами, а тебе объясняют "это, парень, тенденция вчерашнего дня".
Возникает понятное желание поразбираться, иногда на это нужны несколько лет.
Возникает понятное желание поразбираться, иногда на это нужны несколько лет.
Компании сообщают
Мероприятия
Облачные проектные решения МТС: ИТ-консалтинг и реализация проектов любой сложности
ОНЛАЙН
22.01.2021
11:00
Онлайн-конференция «Тренд на роботизацию бизнес-процессов в компании. Опыт и перспективы»
ОНЛАЙН
Бесплатно
27.01.2021
15:00