Зачем и чему учиться в Санкт-Петербурге?

Логотип компании
Зачем и чему учиться в Санкт-Петербурге?
Многое в обучении дает простое общение с себе подобными. Именно они умеют создать необходимую атмосферу, благодаря которой учеба становится одним из самых приятных занятий в жизни.

Мы все учились понемногу 

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава богу, 

У нас немудрено блеснуть. 

А. С. Пушкин. Евгений Онегин


Во втором тысячелетии, а именно в двадцать первом веке нашей эры изменились критерии оценки эмоционального интеллекта людей с точки зрения культуры их поведения. Если, например, вовремя сумел в парке прочитать надпись «Не мусорить», уже можешь считать себя условно культурным человеком. А если еще мусор бросил, куда нужно, и попал, то и фактически. Непосредственная связь корпоративной культуры с необходимыми знаниями по занимаемой должности заставляет персонал систематически учиться. Кстати, замечено: мусорить там, где идеально чисто, не хочется — обстановка сама формирует культуру. И вероятно, даже развивает. Ведь доказано: корпоративная культура способна частично заменить или способствовать мотивации. Известно, что люди, успешно проработавшие в крупных компаниях, пытаются распространить приобретенные привычки и в других организациях. Впрочем, не всегда находят понимание. Например, так бывает с теми, кто привык разрабатывать корпоративные документы по шаблону или «хуже того», в соответствии с ГОСТом. Реакция окружающих — возмущение: «И зачем это нужно?»

Что значит «систематически»?

 Это означает, что существует три взаимосвязанных аспекта процесса образования.

Во-первых, согласно опросам слушателей различных семинаров ЦНТИ «Прогресс», многие из них совмещают «приятное с полезным». Скажем, если человек прибыл из отдаленных регионов нашей необъятной страны или из соседних государств, ему интересно все: и побывать в Санкт-Петербурге или Москве, и успеть узнать «много чего нового», чего не прочтешь в Интернете.

Во-вторых, как ни крути, а квалифицированные преподаватели отличаются от интернет-обучения тем, что умеют систематизировать разрозненное, увлечь, ответить на вопросы. Плохой преподаватель рассказывает, хороший — показывает, выдающийся — объясняет, а великий вдохновляет. Великие учителя встречаются редко. Иногда их приходится искать всю жизнь. Делать это надо обязательно. И эффект будет необычайно важный. Их можно встретить случайно — на курсах, на конференциях, в коридоре... В «Прогрессе» они точно есть, потому что здесь таких специалистов отбирают по дарвинистским принципам естественного отбора. По Дарвину, выживает не сильнейший, а тот, кто сумел вовремя приспособиться, ответить заявленным требованиям, проявить эмоциональный интеллект, учесть корпоративную культуру заведения. Другой здесь не задерживается.

В-третьих, согласно социальной и педагогической статистике, в результате прослушанных лекций и семинаров в памяти обучающихся остается не более 10–15% знаний. А остальное? Остальное не теряется. Оно хранится в презентациях, качественно переваривается и со временем преобразуется в осознанные навыки или опыт. Причем большую часть теперь уже «образовательного» интеллекта слушатели приобретают в ходе общения с преподавателем или между собой, задавая вопросы и осмысливая ответы. Поэтому всегда важно, где именно человек учился. А значит, есть смысл приехать именно сюда и получать необходимые знания именно здесь, а не, скажем, приглашать преподавателей или коучей к себе.

Надо усилить про «систематически»

 Погуглите, к примеру, «информация» или «система управления знаниями». Найдете тысячи или даже десятки тысяч объяснений или связанных с вашим запросом ненужных вам сведений. Ответьте себе, все ли объяснения или сведения так уж понятны и достаточны для вас? И все ли они точно соответствуют вашему представлению или современному научному пониманию? Хватит ли у вас времени, чтобы таким образом во всем профессионально разобраться? Возьмите и сами изучите современные многостраничные или даже многотомные стандарты ITSM, ISO 20000 или 900Х, COBIT5, ITILv3, PMIBok или наше российское законодательство. С подзаконными разъяснительными актами, разумеется. Счастье наступит обязательно, но нужно, как всегда, немного пострадать. Незнание законов не освобождает от ответственности, а знание — освобождает.

Разумеется, все можно изучить самостоятельно. Особенно когда это все нужно узнать и правильно сделать к установленному сроку. Еще лучше все знать заранее. В таком случае отпадает потребность в эффекте «заднего ума», когда говорят обычно себе: «Ну надо же!? А ведь надо было так сделать!..» Задний ум вообще самый умный на свете. Без преувеличения.

На семинаре вам самое умное и необходимое дадут те, кто отличается от вас не столько умом (наверняка вы про что-то свое знаете и умеете больше), сколько возможностью сравнить, как это сделано у других, возможностью пообщаться с законодателями и регуляторами, принять участие в новых проектах. Вы вправе потребовать, чтобы это давалось систематически, и сможете разложить все по полочкам. И те, кто сумел выжить в естественном отборе преподавательского дарвинизма, умеют это делать.

 Активность = счастье

 Про активность учеников вам наверняка говорили в школе. Во-первых, стратегия: выгодно упредить, чтобы учитель не спросил тебя случайно. Так может быть обеспечено управление «риском отличника». Во-вторых, для множества преподавателей существует формула: активный ученик = счастье. Классическая практика: за правильный ответ — точечка. За пять точечек — одна птичка. За пять птичек — плюсик. За пять плюсиков один дополнительный балл на экзамене. А на некоторых конференциях и семинарах еще и призы дают. Это было про ответы. Но есть и про вопросы. Вопросы бывают трех типов: хороший (когда преподаватель знает ответ), очень хороший (когда ответ на следующем слайде) и каверзный (ответа нет, или тот, что есть, не устраивает). Каверзные вопросы самые лучшие. Потому что они «будоражат электорат» на активность. Не следует бояться каверзных вопросов. Плохих или глупых вопросов вообще не бывает. Во-первых, потому, что ответить можно и потом. Во-вторых, не обязательно вообще отвечать. Иногда достаточно только обсудить. И для преподавателя или тренера это лучший способ проявить свою логику. По сути, себя. В-третьих, все всегда хотят услышать умный ответ в связи с любым вопросом («А ну как выкрутится?»). Ну тут уж кому как повезет. Один студент на экзамене, когда члены комиссии переусердствовали с вопросами, спросил их прямо: «И что же получается, я перед вами все карты должен раскрыть»? Выходит, активность обеих сторон, преподавателя и ученика, способна привести к успеху или даже обеспечить счастье — ощущение полноты жизни в результате самореализации.

Хочется или нет, но преподаватель должен нравиться. Лучше, если это взаимно. Аудитория должна получать удовольствие или хотя бы удовлетворение от общения с преподавателем. Остальное (знания, навыки) все потом. Только при таких условиях вы учитесь не зря. Попробуйте сами... Если же вспомнить об ожидании результата обучения, то китайский мыслитель Конфуций обобщил три возможных результата обучения, в зависимости от способа восприятия информации:

1.                    Я слышу и забываю.

2.                    Я вижу и запоминаю.

3.                    Я делаю и понимаю.

 

Курсы и тренинги постдипломного образования в Санкт-Петербурге для руководителей и специалистов ИТ/ИБ

 

Сайт

Полное название и краткая характеристика

ЦНТИ «Прогресс»

www.cntiprogress.ru

Центр научно-технической информации «Прогресс»

Эврика

www.eureca.ru/edu

Учебный центр «Эврика»

SoftLine

softline.ru

Учебный центр SoftLine, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «СофтЛайн Эдюкейшн»

CSBI

csbi-it.ru

CSBI IT-Service

РШУ

uprav.ru/contacts/spb

Русская школа управления

Активный мир

actimir.ru/o-nas

Тренинговая компания «Активный мир»

Академия дополнительного профессионального образования

kvalifik.ru

Академия дополнительного профессионального образования. Учебный центр — партнер МИПК

НОУДО «МЦПК»

www.center-education.ru

Межотраслевой центр повышения квалификации для начинающих и системных администраторов и начинающих пользователей ПК

Базис

www.bazis.ru

Учебный центр «Базис», сеть филиалов, авторизованный УЦ AutoDESK, The European Computer Driving Licence (ECDL), базовый уровень работы с Интернетом и компьютерами

TopTrening

www.toptrening.ru/spb

TopTrening.ru. Подбор курсов обучения

ФИНКОНТ

www.fcaudit.ru/training/safety

Филиал учебного центра «Финконт» в Санкт-Петербурге

 Выводы

 Предложения многих обучающих курсов таят некое лукавство. И состоит оно в том, что научить можно только основам, принципам, придать направление, позицию. Подобные, а не другие цели должны быть заявлены в начале курса обучения. Человеку самому предстоит становиться квалифицированным специалистом, нарабатывать практические навыки. Именно и только они действительно полезны. Так, невозможно до статуса «мастер» научить английскому языку или вождению на автомобиле. Нужна практика.

Периодическое «погружение специалиста ИТ/ИБ в учебу» необходимо. Не столько для того, чтобы отвлечь его от текучки, сколько для восстановления интереса к жизни. А вдруг повезет встретить великого учителя или вовремя поменять смысл своей жизни!

Многое в обучении дает простое общение с себе подобными. Именно они умеют создать необходимую атмосферу, благодаря которой учеба становится одним из самых приятных занятий в жизни. Обычно этого не понимают и странно, что этим не пользуются правильно учащиеся в средней школе. Возможно, им никто этого не смог объяснить.

 

Опубликовано 17.03.2016