За кадром

Логотип компании
За кадром
Чем выше уровень автоматизации информационных систем, тем ниже уровень квалификации их пользователей.
Отечественная система образования не поспевает за потребностями бизнеса. В результате за высококлассными ИТ-специалистами буквально выстраивается очередь из работодателей. И пока информационные технологии продолжают динамично развиваться, усугубляя дефицит ИТ-кадров на рынке, бизнес активно ищет общий язык с образовательными учреждениями, перебирая возможные схемы сотрудничества.

Участники ИТ-рынка сходятся во мнении, что проблема нехватки ИТ-специалистов в России актуальна уже как минимум последние пять лет и связана, прежде всего, с глобальным провалом в сфере отечественного образования. «В период с 1990 по 2010 год вузы столкнулись с нехваткой финансирования и оттоком квалифицированных преподавателей, в результате стали выпускать на рынок труда много людей, формально обладающих высшим образованием, среди которых было крайне мало действительно грамотных специалистов», — рассказывает генеральный директор компании «ДЕЛАЙТ 2000» Михаил Петров. Кроме того, с введением ЕГЭ в давно зарекомендовавшие себя институты с историей стало приходить большое количество «случайных» абитуриентов, у которых низкий уровень  знаний школьной программы, - считает Нина Галишникова, руководитель отдела аналитики, компании Синимекс-Информатика.

При этом, по мнению Алексея Часникова, члена клуба 4CIO, найти подходящего ИТ-специалиста в команду было сложно и пять лет назад, но в последнее время процент кандидатов, остающихся после предварительного отбора резюме и проведенных интервью, становится все ниже. А их амбиции зачастую не соответствуют возможностям и потребностям ИТ-подразделений и бизнеса. В частности, по словам Дениса Савенкова, директора ООО «ЧТПЗ-Центр Информационных Технологий» на рынке встречается все меньше желающих работать на кого-то и сидеть в офисе «от звонка до звонка», что представляет серьезную проблему для производственного бизнеса. 

Сбои в системе

Ольга Кныш, директор по персоналу Oracle СНГ отмечает, что традиционно российская (а ранее — советская) система образования оценивалась весьма высоко на фоне зарубежных. Однако последнее время на ведущие места по качеству образования вышли Скандинавские страны (в частности, Финляндия), а также страны Юго-Восточной Азии (например, Корея и Сингапур). Благодаря серьезным инвестициям и правильной политике эти страны готовят учащихся с применением самых современных педагогических и технологических средств. 

«Дефицит инженеров наметился еще в 1990-е годы, после развала СССР, когда многие классные специалисты были вынуждены уйти в другие сферы, например в торговлю. В 2000-х начался подъем ИТ-отрасли, причем «рынок работодателя» довольно быстро трансформировался в «рынок соискателя»: уже в 2004 году, после открытия в России множества R&D-центров зарубежных ИТ-компаний, вакансий было значительно больше, чем кандидатов. А теперь рынок столкнулся с новой проблемой, вызванной последствиями демографической ямы 1990-х годов: сократилось количество студентов в целом и, как следствие, ИТ-специалистов в частности», — поясняет Александр Ширманов, директор департаментов R&D- и техподдержки компании Veeam Software.
Особенно остро нехватка кадров ощущается в регионах, где, по словам Алексея Затопляева, президента клуба ИТ-директоров Калининградского региона и ИТ-директора компании «Бауцентр Рус», в принципе осталось очень мало ИТ-сотрудников любых специализаций, способных реализовать сложные проекты в любой сфере. «Почти все большие проекты в стране выполняются крупными столичными ИТ-компаниями, куда хорошие специалисты улетают как перелетные птицы, причем зачастую безвозвратно. Я уже не говорю про утечку специалистов за рубеж», — сетует Алексей Затопляев.

На всех фронтах

Голов и рук не хватает на многих ИТ-направлениях. Традиционно рынок испытывает потребность в разработчиках приложений, инженерах-внедренцах, менеджерах ИТ-проектов, специалистах по информационной безопасности, а также профессионалах в различных прикладных сферах, таких как мобильные приложения, бизнес-аналитика, ГИС и многое другое. Татьяна Хиной, заместитель директора по персоналу компании Oberon, также констатирует нехватку консультантов по внедрению «тяжелых» бизнес-приложений и менеджеров по продажам ИТ-решений. А Александр Ширманов добавляет к этому перечню ИТ-управленцев, которые должны совмещать технические и гуманитарные навыки, что в принципе довольно редко встречается в одном человеке. «Чем выше уровень автоматизации информационных систем, тем ниже уровень квалификации их пользователей. Поэтому на первое место выходит потребность в технологах, знающих, как что работает, и способных объяснить это другим, а также внести в работу системы изменения, соответствующие требованиям ее окружения. Я уверен, что трансформация ИТ-специалистов в первую очередь связана все с большим их погружением непосредственно в бизнес», — убежден Алексей Затопляев, президент клуба ИТ-директоров Калининградского региона и ИТ-директор компании «Бауцентр Рус».

Нина Галишникова (Синимекс-Информатика) напоминает, что компании ожидают от ИТ помощи в решении реальных бизнес-задач. Соответственно возникает потребность в людях, которые умеют мыслить бизнес-решениями, а не просто устранять проблемы – в бизнес-аналитиках: «В вузах стали появляться программы по бизнес-аналитике, говорить об их результативности пока сложно, нет статистики. Но, на мой взгляд, после прохождения курса бизнес-анализа редко сразу получается квалифицированный специалист, который может принести пользу в ИТ-проекте. Нужен практический опыт, широкий кругозор в технологиях и бизнесе».

Однако, по мнению Дмитрия Гурова, директора по корпоративному управлению компании «Открытые Технологии», даже несмотря на то, что демонстрируемый выпускниками уровень образования в сфере ИТ оставляет желать лучшего, привитое им учебными учреждениями системное мышление, помноженное на обилие литературы, учебных курсов и реальных задач разного уровня сложности, достаточно быстро превращает системных администраторов начального уровня в главных инженеров. «Образование всегда было более консервативным и инерционным, чем бизнес, и мне очевидно, что новый сотрудник никогда не будет знать того, что нужно компании в полной мере. Поэтому гораздо важнее потенциал нового сотрудника, его стремление и способность к развитию, а не текущий уровень знаний», — убежден Александр Ширманов, директор департаментов R&D- и техподдержки компании Veeam Software.

А в компании ABBYY в связи с дефицитом менеджеров по маркетингу в ИТ, отвечающих за продвижение продуктов на международном рынке нашли выход: они «растят» людей внутри компании. «В России очень мало компаний, успешно продающих свое ПО на зарубежных рынках, так что и опыт работы по созданию продуктов для мирового рынка и их продвижению является уникальным, таких специалистов немного, а нам нужны именно такие, - говорит Наталья Новикова, заместитель директора по персоналу компании ABBYY 

От общего к частному

По мнению Сергея Щербины, заместителя генерального директора компании Esri CIS, под влиянием развития информационных технологий на ИТ-рынке происходит более глубокое разделение труда. Благодаря этому, с одной стороны, растет спрос на ИТ-специалистов узкого профиля, а с другой — узкие специализации препятствуют миграции специалистов в смежные области. «Изобилие новых технологий заставляет людей выбирать, на чем именно им сконцентрироваться. И если пару десятков лет назад почти все ИТ-специалисты были универсалами, то теперь огромную роль играет специализация», — подчеркивает Дмитрий Гуров («Открытые Технологии»).

Этот тренд идет вразрез со сложившейся в стране системой образования. «Отечественная модель образования исторически ориентирована на подготовку специалистов широкого профиля, западная же модель — более прагматична и конкретна. Поэтому на фоне роста уровня сложности задач складывается впечатление, что молодые специалисты обладают более поверхностными знаниями», — поясняет Ольга Кныш (Oracle СНГ). Причем ИТ-рынок, несмотря на мировой экономический кризис, продолжает развиваться и требует все большего количества специалистов, знакомых не только с базовыми информационными технологиями, но и владеющих глубокими знаниями в русле современных трендов. 

«В последнее время происходит стремительное усложнение систем и устройств. Например, в своих проектах мы используем шлюз для подключения по сети Wi-Fi различных источников информации, который одновременно является и точкой беспроводного доступа, и устройством вывода информации на проекционную систему или дисплей, а также средством дистанционного управления компьютером. Для успешной интеграции этого устройства в инфраструктуру заказчика наши специалисты должны разбираться не только в ИТ-инфраструктуре, но и в аудиовизуальных системах», — отмечает Михаил Петров («ДЕЛАЙТ 2000»). По его словам, когда решение становится универсальным, оно начинает требовать знаний в разных отраслях, но подготовка универсальных специалистов, одинаково глубоко компетентных во многих направлениях, просто невозможна. В результате компании все чаще вынуждены привлекать для решения какой-то конкретной задачи несколько узкопрофильных специалистов.

Зарплата и кадры

Участники ИТ-рынка сходятся во мнении, что зарплаты ИТ-специалистов в России растут опережающими темпами. Срабатывают рыночные законы: отсутствие необходимого количества высококвалифицированных специалистов на фоне устойчивого роста потребности в них вызывает повышение зарплат. «Люди понимают свою востребованность со стороны работодателей, их амбиции увеличиваются, и в результате работодатели вынуждены платить ИТ-специалистам за их труд все больше и больше», — констатирует Михаил Петров («ДЕЛАЙТ 2000»).

По мнению Ольги Кныш (Oracle СНГ), сложившаяся на рынке труда ситуация лишний раз подчеркивает дефицит ИТ-кадров: молодые ИТ-специалисты уже после года работы в крупной компании, как правило, получают сразу несколько предложений о работе со значительной прибавкой к зарплате, которая далеко не всегда прямо пропорциональна их профессиональному росту. «Из-за этого за последние несколько лет рынок ИТ-работодателей превратился, по сути, в рынок ИТ-кандидатов», — подчеркивает Ольга Кныш. И опытные специалисты обычно ищут уже не столько хороший доход (это подразумевается по умолчанию), сколько интересные задачи с перспективой подъема по карьерной лестнице. 

Общий язык

Для большинства компаний основными источниками пополнения ИТ-штата по-прежнему остаются сайты с вакансиями и кадровые агентства, а также личные связи и рекомендации коллег. В последнее время к ним добавились и социальные сети, где зачастую найти конкретных людей гораздо проще и быстрее, чем в реальной жизни. «Кроме того, мы довольно активно работаем с молодыми специалистами. В компании действуют системы обучения, наставничества и внутреннего роста. Это позволяет нам выращивать таких специалистов, чей профессиональный профиль наиболее точно отвечает как нынешним, так и долгосрочным потребностям компании», — делится опытом Дмитрий Гуров («Открытые Технологии»).

Помимо этого все больше компаний осознает необходимость в активном сотрудничестве с образовательными учреждениями, причем его формы могут быть самыми разными, в зависимости от возможностей работодателя. «Когда наша компания находилась на этапе бурного роста, я лично преподавал в нашем техническом вузе, чтобы иметь возможность предложить работу золотой пятерке выпускников», — рассказывает Алексей Затопляев («Бауцентр Рус»). 

Многие специализированные ИТ-компании активно развивают программы, направленные на поддержку учебных заведений и образовательных процессов. «Кроме глубоких фундаментальных знаний, получаемых в вузе, для успешной карьеры необходимы практические умения и навыки решения реальных задач, чего выпускникам очень часто не хватает. В этом мы помогаем образовательным заведениям уже больше 10 лет: в рамках программы Oracle Academy предлагаем преподавателям школ, колледжей и университетов наши программные продукты, методические материалы и учебные курсы, а студентам — практикумы и лабораторные работы. Тем, кто воспользовался этой возможностью, предоставляется скидка для сдачи экзамена на профессиональный сертификат — а это уже серьезная поддержка при поступлении на работу и для карьерного роста», — сообщил Ольга Кныш (Oracle СНГ). 

«Хорошо, если бизнес четко формулирует свои требования к вузам, а те, в свою очередь, адекватно реагируют на эти требования. К сожалению, так происходит не всегда. Для себя мы нашли удачную модель взаимодействия с профильными образовательными учреждениями: уже более 10 лет мы оснащаем профильные учебные заведения современным ПО на льготных условиях, что позволяет вузам обучать студентов работе с современными ГИС и решать с их помощью множество прикладных задач», — делится опытом Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS.

Золотая середина

Татьяна Хиной (Oberon) считает, что эффективная модель повышения квалификации молодых ИТ-специалистов — наличие профильной кафедры в вузе, учебная программа которой «заточена» под конкретные запросы работодателей. Однако де-факто далеко не все компании и учебные заведения могут себе это позволить, а потому необходимы и другие методы привлечения в компанию талантливых выпускников и студентов старших курсов: например, всевозможные программы стажировок, после которых студенты остаются работать в компаниях на постоянной основе.
По мнению Алексея Часникова, члена клуба 4CIO, одним из оптимальных вариантов сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса являются спецкурсы по современным инфраструктурным решениям, архитектуре и функциональности информационных систем, а также управлению ИТ-процессами. Алексей Часников убежден, что программы обучения базовым ИТ-дисциплинам для средних и высших учебных заведений должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с реальными потребностями сегодняшнего дня. «Мне видится перспективным направлением создание инкубаторов идей, а также ИТ-стартапов при учебных учреждениях, спонсируемых бизнесом. При этом, думаю, что лучшим вариантом адаптации студентов к будущей жизни, как и в прежние времена, является чередуемая с учебой практика на предприятиях, проходящая по иным правилам и требованиям, чем работа состоявшихся специалистов», — полагает Дмитрий Гуров, директор по корпоративному управлению, компания «Открытые Технологии».

Алексей Затопляев подчеркивает, что в конечном итоге модель сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса не так уж важна — главное, чтобы она в принципе была. На практике же далеко не каждая коммерческая организация готова принимать активное участие в воспитании молодых специалистов еще на стадии их обучения, то есть фактически брать на себя функцию государства по подготовке кадров для развития различных секторов экономики страны.

Комментарии:

За кадром. Рис. 1
Татьяна Хиной, заместитель директора по персоналу компании Oberon: 
«Университеты не всегда успевают за развитием информационных технологий, поэтому подготовка квалифицированных специалистов в области информационных технологий существенно отстает от потребностей рынка». 

За кадром. Рис. 2
Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS:
«Поскольку темпы развития ИТ-отрасли в России традиционно достаточно высоки, спрос на качественное ИТ-образование постоянно растет».

За кадром. Рис. 3
Алексей Часников, член клуба 4CIO:
«Современные решения для бизнеса становятся в большей мере настраиваемыми, а не программируемыми, поэтому наиболее острый кадровый голод ощущается среди ИТ-специалистов, обеспечивающих полноценную и качественную поддержку информационных систем».

За кадром. Рис. 4
Денис Савенков директор ООО «ЧТПЗ-Центр Информационных Технологий»:
«Необходимо привлечение к образовательному процессу грамотных специалистов-технарей, которые много что могут сказать своим будущим коллегам».

За кадром. Рис. 5
Александр Ширманов, директор департаментов R&D- и техподдержки компании Veeam Software:
«Образование всегда было более консервативным и инерционным, чем бизнес, и новый сотрудник никогда не будет знать того, что нужно компании в полной мере, поэтому гораздо важнее его потенциал и стремление к развитию, а не текущий уровень знаний».

За кадром. Рис. 6
Михаил Петров, генеральный директор компании «ДЕЛАЙТ 2000»:
«В период с 1990 по 2010 год вузы столкнулись с нехваткой финансирования и оттоком квалифицированных преподавателей, в результате стали выпускать на рынок труда много людей, формально обладающих высшим образованием, среди которых было крайне мало действительно грамотных специалистов».

За кадром. Рис. 7
Алексей Затопляев, президент клуба ИТ-директоров Калининградского региона и ИТ-директора компании «Бауцентр Рус»:
«Трансформация ИТ-специалистов в первую очередь связана все с большим их погружением непосредственно в бизнес».

За кадром. Рис. 8
Ольга Кныш, директор по персоналу Oracle СНГ:
«Молодые ИТ-специалисты уже после года работы в крупной компании, как правило, получают сразу несколько предложений о работе со значительной прибавкой к зарплате, которая далеко не всегда прямо пропорциональна их профессиональному росту».

За кадром. Рис. 9
Дмитрий Гуров, директор по корпоративному управлению компании «Открытые Технологии»:
«Если пару десятков лет назад почти все ИТ-специалисты были универсалами, то теперь огромную роль играет специализация».

За кадром. Рис. 10
Нина Галишникова, руководитель отдела аналитики компании Синимекс-Информатика:
«Есть острый дефицит в квалифицированных Руководителях проектов. Недостаточно владеть теоретическими знаниями по управлению проектами, нужно обладать хорошими коммуникативными и управленческими навыками, знаниями психологии, интуицией и гибкостью для работы в быстро меняющихся условиях».

За кадром. Рис. 11
Наталья Новикова, заместитель директора по персоналу компании ABBYY:
«В целом, отечественный ИТ-рынок в части зарплат немного перегрет. Ведь на него давит не только глобальное активное развитие ИТ-отрасли, но и демографическая яма. Нехватка кадров, и, как следствие, их цена для бизнеса,– это, возможно, главная проблема нашей индустрии на сегодня».

Опубликовано 25.12.2013