УправлениеИТ Директор

За кадром

Алексей Комов | 25.12.2013

За кадром

Чем выше уровень автоматизации информационных систем, тем ниже уровень квалификации их пользователей.
Отечественная система образования не поспевает за потребностями бизнеса. В результате за высококлассными ИТ-специалистами буквально выстраивается очередь из работодателей. И пока информационные технологии продолжают динамично развиваться, усугубляя дефицит ИТ-кадров на рынке, бизнес активно ищет общий язык с образовательными учреждениями, перебирая возможные схемы сотрудничества.

Участники ИТ-рынка сходятся во мнении, что проблема нехватки ИТ-специалистов в России актуальна уже как минимум последние пять лет и связана, прежде всего, с глобальным провалом в сфере отечественного образования. «В период с 1990 по 2010 год вузы столкнулись с нехваткой финансирования и оттоком квалифицированных преподавателей, в результате стали выпускать на рынок труда много людей, формально обладающих высшим образованием, среди которых было крайне мало действительно грамотных специалистов», — рассказывает генеральный директор компании «ДЕЛАЙТ 2000» Михаил Петров. Кроме того, с введением ЕГЭ в давно зарекомендовавшие себя институты с историей стало приходить большое количество «случайных» абитуриентов, у которых низкий уровень  знаний школьной программы, - считает Нина Галишникова, руководитель отдела аналитики, компании Синимекс-Информатика.

При этом, по мнению Алексея Часникова, члена клуба 4CIO, найти подходящего ИТ-специалиста в команду было сложно и пять лет назад, но в последнее время процент кандидатов, остающихся после предварительного отбора резюме и проведенных интервью, становится все ниже. А их амбиции зачастую не соответствуют возможностям и потребностям ИТ-подразделений и бизнеса. В частности, по словам Дениса Савенкова, директора ООО «ЧТПЗ-Центр Информационных Технологий» на рынке встречается все меньше желающих работать на кого-то и сидеть в офисе «от звонка до звонка», что представляет серьезную проблему для производственного бизнеса. 

Сбои в системе

Ольга Кныш, директор по персоналу Oracle СНГ отмечает, что традиционно российская (а ранее — советская) система образования оценивалась весьма высоко на фоне зарубежных. Однако последнее время на ведущие места по качеству образования вышли Скандинавские страны (в частности, Финляндия), а также страны Юго-Восточной Азии (например, Корея и Сингапур). Благодаря серьезным инвестициям и правильной политике эти страны готовят учащихся с применением самых современных педагогических и технологических средств. 

«Дефицит инженеров наметился еще в 1990-е годы, после развала СССР, когда многие классные специалисты были вынуждены уйти в другие сферы, например в торговлю. В 2000-х начался подъем ИТ-отрасли, причем «рынок работодателя» довольно быстро трансформировался в «рынок соискателя»: уже в 2004 году, после открытия в России множества R&D-центров зарубежных ИТ-компаний, вакансий было значительно больше, чем кандидатов. А теперь рынок столкнулся с новой проблемой, вызванной последствиями демографической ямы 1990-х годов: сократилось количество студентов в целом и, как следствие, ИТ-специалистов в частности», — поясняет Александр Ширманов, директор департаментов R&D- и техподдержки компании Veeam Software.
Особенно остро нехватка кадров ощущается в регионах, где, по словам Алексея Затопляева, президента клуба ИТ-директоров Калининградского региона и ИТ-директора компании «Бауцентр Рус», в принципе осталось очень мало ИТ-сотрудников любых специализаций, способных реализовать сложные проекты в любой сфере. «Почти все большие проекты в стране выполняются крупными столичными ИТ-компаниями, куда хорошие специалисты улетают как перелетные птицы, причем зачастую безвозвратно. Я уже не говорю про утечку специалистов за рубеж», — сетует Алексей Затопляев.

На всех фронтах

Голов и рук не хватает на многих ИТ-направлениях. Традиционно рынок испытывает потребность в разработчиках приложений, инженерах-внедренцах, менеджерах ИТ-проектов, специалистах по информационной безопасности, а также профессионалах в различных прикладных сферах, таких как мобильные приложения, бизнес-аналитика, ГИС и многое другое. Татьяна Хиной, заместитель директора по персоналу компании Oberon, также констатирует нехватку консультантов по внедрению «тяжелых» бизнес-приложений и менеджеров по продажам ИТ-решений. А Александр Ширманов добавляет к этому перечню ИТ-управленцев, которые должны совмещать технические и гуманитарные навыки, что в принципе довольно редко встречается в одном человеке. «Чем выше уровень автоматизации информационных систем, тем ниже уровень квалификации их пользователей. Поэтому на первое место выходит потребность в технологах, знающих, как что работает, и способных объяснить это другим, а также внести в работу системы изменения, соответствующие требованиям ее окружения. Я уверен, что трансформация ИТ-специалистов в первую очередь связана все с большим их погружением непосредственно в бизнес», — убежден Алексей Затопляев, президент клуба ИТ-директоров Калининградского региона и ИТ-директор компании «Бауцентр Рус».

Нина Галишникова (Синимекс-Информатика) напоминает, что компании ожидают от ИТ помощи в решении реальных бизнес-задач. Соответственно возникает потребность в людях, которые умеют мыслить бизнес-решениями, а не просто устранять проблемы – в бизнес-аналитиках: «В вузах стали появляться программы по бизнес-аналитике, говорить об их результативности пока сложно, нет статистики. Но, на мой взгляд, после прохождения курса бизнес-анализа редко сразу получается квалифицированный специалист, который может принести пользу в ИТ-проекте. Нужен практический опыт, широкий кругозор в технологиях и бизнесе».

Однако, по мнению Дмитрия Гурова, директора по корпоративному управлению компании «Открытые Технологии», даже несмотря на то, что демонстрируемый выпускниками уровень образования в сфере ИТ оставляет желать лучшего, привитое им учебными учреждениями системное мышление, помноженное на обилие литературы, учебных курсов и реальных задач разного уровня сложности, достаточно быстро превращает системных администраторов начального уровня в главных инженеров. «Образование всегда было более консервативным и инерционным, чем бизнес, и мне очевидно, что новый сотрудник никогда не будет знать того, что нужно компании в полной мере. Поэтому гораздо важнее потенциал нового сотрудника, его стремление и способность к развитию, а не текущий уровень знаний», — убежден Александр Ширманов, директор департаментов R&D- и техподдержки компании Veeam Software.

А в компании ABBYY в связи с дефицитом менеджеров по маркетингу в ИТ, отвечающих за продвижение продуктов на международном рынке нашли выход: они «растят» людей внутри компании. «В России очень мало компаний, успешно продающих свое ПО на зарубежных рынках, так что и опыт работы по созданию продуктов для мирового рынка и их продвижению является уникальным, таких специалистов немного, а нам нужны именно такие, - говорит Наталья Новикова, заместитель директора по персоналу компании ABBYY 

От общего к частному

По мнению Сергея Щербины, заместителя генерального директора компании Esri CIS, под влиянием развития информационных технологий на ИТ-рынке происходит более глубокое разделение труда. Благодаря этому, с одной стороны, растет спрос на ИТ-специалистов узкого профиля, а с другой — узкие специализации препятствуют миграции специалистов в смежные области. «Изобилие новых технологий заставляет людей выбирать, на чем именно им сконцентрироваться. И если пару десятков лет назад почти все ИТ-специалисты были универсалами, то теперь огромную роль играет специализация», — подчеркивает Дмитрий Гуров («Открытые Технологии»).

Этот тренд идет вразрез со сложившейся в стране системой образования. «Отечественная модель образования исторически ориентирована на подготовку специалистов широкого профиля, западная же модель — более прагматична и конкретна. Поэтому на фоне роста уровня сложности задач складывается впечатление, что молодые специалисты обладают более поверхностными знаниями», — поясняет Ольга Кныш (Oracle СНГ). Причем ИТ-рынок, несмотря на мировой экономический кризис, продолжает развиваться и требует все большего количества специалистов, знакомых не только с базовыми информационными технологиями, но и владеющих глубокими знаниями в русле современных трендов. 

«В последнее время происходит стремительное усложнение систем и устройств. Например, в своих проектах мы используем шлюз для подключения по сети Wi-Fi различных источников информации, который одновременно является и точкой беспроводного доступа, и устройством вывода информации на проекционную систему или дисплей, а также средством дистанционного управления компьютером. Для успешной интеграции этого устройства в инфраструктуру заказчика наши специалисты должны разбираться не только в ИТ-инфраструктуре, но и в аудиовизуальных системах», — отмечает Михаил Петров («ДЕЛАЙТ 2000»). По его словам, когда решение становится универсальным, оно начинает требовать знаний в разных отраслях, но подготовка универсальных специалистов, одинаково глубоко компетентных во многих направлениях, просто невозможна. В результате компании все чаще вынуждены привлекать для решения какой-то конкретной задачи несколько узкопрофильных специалистов.

Зарплата и кадры

Участники ИТ-рынка сходятся во мнении, что зарплаты ИТ-специалистов в России растут опережающими темпами. Срабатывают рыночные законы: отсутствие необходимого количества высококвалифицированных специалистов на фоне устойчивого роста потребности в них вызывает повышение зарплат. «Люди понимают свою востребованность со стороны работодателей, их амбиции увеличиваются, и в результате работодатели вынуждены платить ИТ-специалистам за их труд все больше и больше», — констатирует Михаил Петров («ДЕЛАЙТ 2000»).

По мнению Ольги Кныш (Oracle СНГ), сложившаяся на рынке труда ситуация лишний раз подчеркивает дефицит ИТ-кадров: молодые ИТ-специалисты уже после года работы в крупной компании, как правило, получают сразу несколько предложений о работе со значительной прибавкой к зарплате, которая далеко не всегда прямо пропорциональна их профессиональному росту. «Из-за этого за последние несколько лет рынок ИТ-работодателей превратился, по сути, в рынок ИТ-кандидатов», — подчеркивает Ольга Кныш. И опытные специалисты обычно ищут уже не столько хороший доход (это подразумевается по умолчанию), сколько интересные задачи с перспективой подъема по карьерной лестнице. 

Общий язык

Для большинства компаний основными источниками пополнения ИТ-штата по-прежнему остаются сайты с вакансиями и кадровые агентства, а также личные связи и рекомендации коллег. В последнее время к ним добавились и социальные сети, где зачастую найти конкретных людей гораздо проще и быстрее, чем в реальной жизни. «Кроме того, мы довольно активно работаем с молодыми специалистами. В компании действуют системы обучения, наставничества и внутреннего роста. Это позволяет нам выращивать таких специалистов, чей профессиональный профиль наиболее точно отвечает как нынешним, так и долгосрочным потребностям компании», — делится опытом Дмитрий Гуров («Открытые Технологии»).

Помимо этого все больше компаний осознает необходимость в активном сотрудничестве с образовательными учреждениями, причем его формы могут быть самыми разными, в зависимости от возможностей работодателя. «Когда наша компания находилась на этапе бурного роста, я лично преподавал в нашем техническом вузе, чтобы иметь возможность предложить работу золотой пятерке выпускников», — рассказывает Алексей Затопляев («Бауцентр Рус»). 

Многие специализированные ИТ-компании активно развивают программы, направленные на поддержку учебных заведений и образовательных процессов. «Кроме глубоких фундаментальных знаний, получаемых в вузе, для успешной карьеры необходимы практические умения и навыки решения реальных задач, чего выпускникам очень часто не хватает. В этом мы помогаем образовательным заведениям уже больше 10 лет: в рамках программы Oracle Academy предлагаем преподавателям школ, колледжей и университетов наши программные продукты, методические материалы и учебные курсы, а студентам — практикумы и лабораторные работы. Тем, кто воспользовался этой возможностью, предоставляется скидка для сдачи экзамена на профессиональный сертификат — а это уже серьезная поддержка при поступлении на работу и для карьерного роста», — сообщил Ольга Кныш (Oracle СНГ). 

«Хорошо, если бизнес четко формулирует свои требования к вузам, а те, в свою очередь, адекватно реагируют на эти требования. К сожалению, так происходит не всегда. Для себя мы нашли удачную модель взаимодействия с профильными образовательными учреждениями: уже более 10 лет мы оснащаем профильные учебные заведения современным ПО на льготных условиях, что позволяет вузам обучать студентов работе с современными ГИС и решать с их помощью множество прикладных задач», — делится опытом Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS.

Золотая середина

Татьяна Хиной (Oberon) считает, что эффективная модель повышения квалификации молодых ИТ-специалистов — наличие профильной кафедры в вузе, учебная программа которой «заточена» под конкретные запросы работодателей. Однако де-факто далеко не все компании и учебные заведения могут себе это позволить, а потому необходимы и другие методы привлечения в компанию талантливых выпускников и студентов старших курсов: например, всевозможные программы стажировок, после которых студенты остаются работать в компаниях на постоянной основе.
По мнению Алексея Часникова, члена клуба 4CIO, одним из оптимальных вариантов сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса являются спецкурсы по современным инфраструктурным решениям, архитектуре и функциональности информационных систем, а также управлению ИТ-процессами. Алексей Часников убежден, что программы обучения базовым ИТ-дисциплинам для средних и высших учебных заведений должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с реальными потребностями сегодняшнего дня. «Мне видится перспективным направлением создание инкубаторов идей, а также ИТ-стартапов при учебных учреждениях, спонсируемых бизнесом. При этом, думаю, что лучшим вариантом адаптации студентов к будущей жизни, как и в прежние времена, является чередуемая с учебой практика на предприятиях, проходящая по иным правилам и требованиям, чем работа состоявшихся специалистов», — полагает Дмитрий Гуров, директор по корпоративному управлению, компания «Открытые Технологии».

Алексей Затопляев подчеркивает, что в конечном итоге модель сотрудничества образовательных учреждений и бизнеса не так уж важна — главное, чтобы она в принципе была. На практике же далеко не каждая коммерческая организация готова принимать активное участие в воспитании молодых специалистов еще на стадии их обучения, то есть фактически брать на себя функцию государства по подготовке кадров для развития различных секторов экономики страны.

Комментарии:

img
Татьяна Хиной, заместитель директора по персоналу компании Oberon: 
«Университеты не всегда успевают за развитием информационных технологий, поэтому подготовка квалифицированных специалистов в области информационных технологий существенно отстает от потребностей рынка». 

img
Сергей Щербина, заместитель генерального директора компании Esri CIS:
«Поскольку темпы развития ИТ-отрасли в России традиционно достаточно высоки, спрос на качественное ИТ-образование постоянно растет».

img
Алексей Часников, член клуба 4CIO:
«Современные решения для бизнеса становятся в большей мере настраиваемыми, а не программируемыми, поэтому наиболее острый кадровый голод ощущается среди ИТ-специалистов, обеспечивающих полноценную и качественную поддержку информационных систем».

img
Денис Савенков директор ООО «ЧТПЗ-Центр Информационных Технологий»:
«Необходимо привлечение к образовательному процессу грамотных специалистов-технарей, которые много что могут сказать своим будущим коллегам».

img
Александр Ширманов, директор департаментов R&D- и техподдержки компании Veeam Software:
«Образование всегда было более консервативным и инерционным, чем бизнес, и новый сотрудник никогда не будет знать того, что нужно компании в полной мере, поэтому гораздо важнее его потенциал и стремление к развитию, а не текущий уровень знаний».

img
Михаил Петров, генеральный директор компании «ДЕЛАЙТ 2000»:
«В период с 1990 по 2010 год вузы столкнулись с нехваткой финансирования и оттоком квалифицированных преподавателей, в результате стали выпускать на рынок труда много людей, формально обладающих высшим образованием, среди которых было крайне мало действительно грамотных специалистов».

img
Алексей Затопляев, президент клуба ИТ-директоров Калининградского региона и ИТ-директора компании «Бауцентр Рус»:
«Трансформация ИТ-специалистов в первую очередь связана все с большим их погружением непосредственно в бизнес».

img
Ольга Кныш, директор по персоналу Oracle СНГ:
«Молодые ИТ-специалисты уже после года работы в крупной компании, как правило, получают сразу несколько предложений о работе со значительной прибавкой к зарплате, которая далеко не всегда прямо пропорциональна их профессиональному росту».

img
Дмитрий Гуров, директор по корпоративному управлению компании «Открытые Технологии»:
«Если пару десятков лет назад почти все ИТ-специалисты были универсалами, то теперь огромную роль играет специализация».

img
Нина Галишникова, руководитель отдела аналитики компании Синимекс-Информатика:
«Есть острый дефицит в квалифицированных Руководителях проектов. Недостаточно владеть теоретическими знаниями по управлению проектами, нужно обладать хорошими коммуникативными и управленческими навыками, знаниями психологии, интуицией и гибкостью для работы в быстро меняющихся условиях».

img
Наталья Новикова, заместитель директора по персоналу компании ABBYY:
«В целом, отечественный ИТ-рынок в части зарплат немного перегрет. Ведь на него давит не только глобальное активное развитие ИТ-отрасли, но и демографическая яма. Нехватка кадров, и, как следствие, их цена для бизнеса,– это, возможно, главная проблема нашей индустрии на сегодня».

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 12/2013], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00