Битва скрижалей, или Системный анализ бытия

Логотип компании
Битва скрижалей, или Системный анализ бытия
Когда-то очень давно, в моем детстве, мир был плоский, а религия — опиумом для народа
Когда-то очень давно, в моем детстве, мир был плоский, а религия — опиумом для народа. В те времена мы все слышали, что-то про церковь. Те, кто, как я, видел мир союзных республик, знали еще и про мечети с костелами... 

Однако время шло и становилось ясно, что до Нового завета был Старый завет, а ислам строился с учетом опыта обоих заветов, в том числе и опыта негативного. Кстати, если говорить об исламе, просматривается интересная аналогия. Если датировки все же верны, то сейчас этой религии примерно полторы тысячи лет и тот разброд и ревизионизм, который он переживает, в точности ответствует протестантским мятежам и ереси, которую христианство пережило на своем рубеже полутора тысяч лет. Как будто этот срок цивилизационно определен для любой мировой религии как время кризиса и корректировки ориентиров.

Продолжая копать дальше, я выяснил, что и у Торы есть апокрифы, если их так, конечно, можно назвать. Стало быть, и там была дискуссия, были свои победители и побежденные, а до дискуссии, как мы уже знаем, могло быть тысячи полторы лет единодушия. 

Вспоминается не очень приличный анекдот: «Народ Израиля, я принес вам 15 заповеде... (звук падения и раскалывающегося камня) то есть 10 заповедей». Думаете, богохульство? Ничего подобного. Всем начавшим возмущаться я предлагаю найти и прочесть «Исповедь отрицания на загробном суде». Сколько там отрицаний? Правильно, 38. А сколько оправданий во второй части речи? 42. Да, есть наивные и смешные пункты, про воровство молока, хотя его важность в древнем натуральном хозяйстве переоценить трудно. В этой древнеегипетской Книге мертвых главное следующее:
присутствуют все основные заповеди. Назовем их заповедями преступного деяния;
присутствуют смертные грехи за подстрекательство и пособничество;
присутствует ответственность за преступное бездействие

Вот поневоле и подумаешь, как сильно измельчали люди с рубежа 2,5 тыс. лет до 1,5 тыс. лет. От Исповеди отрицания до 10 заповедей. В качестве грехов мы оставили себе только прямые деяния. Все же остальное убрали в формулу «Они сволочи, так ты не ведись».

Двигаясь дальше в древность, можно увидеть уже иные формы. «Махабхарата», которая представляет собой штук этак 15 библий. Строго говоря, это уже не Заповеди и Священное писание, это скорее хроники деяний и сделанных людьми и богами ошибок. Иероглифы, датированные приблизительно 4 тыс. до нашей эры, которые до сих пор не расшифрованы. Все это говорит о том, что Бог и созданная им вселенная несколько старше, чем представляется обывателю. И поиск свода правил существования на «звездолете Земля» шел достаточно давно. 

Общие вопросы

Да простит меня читатель за столь длинное введение, но сделал я это сознательно. Поскольку не уместно, мне кажется, говорить о 10 заповедях не вспомнив историю данного вопроса. Как говаривал один не очень любимый ныне марксист, «не решив общих вопросов, мы всегда будем упираться в частные». Стало быть, и нам следует абстрагироваться от цифры 10 и слова «заповеди» и посмотреть, что же это за общие вопросы. На мой взгляд, список выглядит следующим образом.

«Выживание на корабле»
В том смысле, что для всей истории «заповедей» четко просматривается одна цель. И неважно, о корабле в море речь, или городе-государстве, или о «звездолете Земля». Основная цель — построить некую поведенческую модель, позволяющую социуму достаточно эффективно существовать и развиваться. Отсюда и баланс интересов, и запреты на деструктивные деяния. В этой связи мы с вами можем считать себя счастливчиками. Дело в том, что проблематика социальной организации напрямую связана с высшей нервной деятельностью. Многие, думаю, видели львиные прайды по Animal Planet, и там явно проглядывается, что большая часть регулирования осуществляется на уровне инстинктов. Социальная коммуникация у львов весьма развита, но, даже охотясь достаточно организованными группами, они не в состоянии строить гибкие социальные модели межльвиных отношений. Если же мы посмотрим на стаю приматов, то можем уже увидеть модели социальной кооперации. Например, в стае шимпанзе ученые наблюдают, что лидером является не актуальный доминант, а более слабый самец, поддержанный старым вожаком. Вместе они разделяют гарем и контроль собирательства стаи, а биологический лидер пасует перед их тандемом. 

Вот именно в этой связи более-менее внятных теорий, пытающихся эти процессы описать, вообще не существовало до фрейдизма и гегелевской диалектики. Однако мы с вами, живущие во втором десятилетии XXI века, уже можем вкусить плодов работы, проделанной разными учеными. 

Прежде всего, речь идет о рационализации бессознательного. На этом пути ученые столкнулись с тем, что рационализация неких бессознательных установок вычислительно очень затратна. То есть, например, можно сказать «кармическое воздаяние», а можно проследить цепочку логических событий и дать абсолютно рациональное объяснение. Очевидно, что по вычислительной нагрузке модель кармы гораздо более компактна и эффективна для бедной головы обывателя. Именно когда эти выкладки стали понятны, стала ясной и кибернетическая причина правополушарной активности. Главное тут, чтобы засевшие в правом полушарии стереотипы были адекватны требованиям среды. 

Таким образом, весь поиск 10 заповедей приблизительно к этому и сводился. Мы не можем быть уверены, что у всех особей хватить мозгов на рациональное регулирование собственного поведения в рамках «корабля». Но мы можем индуцировать в правое полушарие подрастающего индивида некие стереотипы «корабля», получив социальную регуляцию поведения. Интересна и сама цифра 10. Предлагаю вспомнить, что количество одновременных концептов, которыми оперирует человек, — от 7 до 15, в зависимости от талантов особи и сложности самих концептов. В этой связи у древних иудеев, где «кораблем» была нация, а образ жизни предполагал одновременно и оседлость, и кочевье, и возникли впервые условия для подобной оптимизации. К тому же цифра 10 находится где-то посередине человеческих возможностей.

«Глубина анализа поведенческих последствий»
Предлагаю снова вспомнить Книгу мертвых. Первый уровень — непосредственное деструктивное деяниея. Подстрекательство и пособничество — второй уровень. Нет самого деструктивного деяния, но есть создание предпосылок к нему. Иначе говоря, есть цепочка событий, ведущая к деструктивному деянию. Бездействие — третий уровень. Нет вообще участия в деянии, но нет и активного ему сопротивления. Цепочка уже трехуровневая. Можно выдумать четвертый. Например, несоздание предпосылок для появления активного противодействия злу.

Думаю, смысл читателю понятен. Продлевая эту аналитическую цепочку, можно дойти до абсурда. Не доводите системный подход до системного идиотизма, говорил один из моих преподавателей. При полной рационализации действий в цепочке поступков можно проследить все конкретно и принять конкретные решения, до какой степени и кто виновен. Это, кстати, и пытаются делать в судебной практике. При написании же заповедей в компактной форме вопрос о глубине цепочки — не праздный. С данной точки зрения усечение списка до непосредственных деяний можно объяснить внешними обстоятельствами. Просто не было условий, в которых факторы опосредованного действия были бы столь важными. Потом даже если и были, шло естественное сжатие в формат 10 заповедей, а в большинстве случаев, наказывая непосредственных преступников, мы лишаем более изощренные деструкции механизмов их реализации. 

Однако данный момент это вопрос далеко не праздный. В усложнившимся мире ряд деяний осуществляется массами настолько неосознанно, что формулировка «не ведись» становится очень лицемерной. Не может и не должен современный индивид, действуя по наущению, например, рекламы нести все бремя ответственности. Так или иначе, мы живем в период, когда снова следует вспоминать про опосредованные деструктивные действия, поскольку их роль в нашем сумбурном мире оказывается доминантной.

«Скорость адаптаций»
В древнем мире данный вопрос вообще не стоял. Цикл существования общественного уклада во многом подразумевал, что на протяжении десятков поколений все остается неизменным. Вспомним полторы тысячи лет до кризиса у всех мировых религий. Догматичные организации весьма консервативны. Большую часть времени провели в доиндустриальном укладе и, соответственно, противоречия копились столетиями. Хотя и тут можно вспомнить про христианские Соборы, и сколько всего там было пересмотрено. В принципе, любое регулирование через заповеди и законы — это элементы процессного менеджмента. Коллегам ИТ-директорам, думаю, не надо объяснять, во что выливается внедрение ERP в бурно развивающейся или реструктуризируемой компании. Процессный менеджмент терпеть не может, когда эти самые процессы меняются. Потребовалось около двух тысячелетий и изменение производственного уклада, чтобы пункт о краже молока стал несущественным. Однако сейчас весь современный мир становится этакой огромной корпорацией, модернизируемой и реструктуризируемой одновременно. Обнадежить читателя здесь нечем. На стороне противников заповедей стоят и математика, и кибернетика. Их вердикт неумолим: «Нет стабильности, нет эффективных заповедей». 

Вообще, большинство изменений, которые претерпевает современное человечество, связаны с технологией. У нас не настолько изменилась личная биология, чтобы могли возникнуть новые механизмы социального взаимодействия. Поэтому развивающаяся технологическая надстройка действует очень деструктивно. Произошло приблизительно следующее. 

Вначале технологическое знание дало возможность критически осмыслить старые догматы. Как только догматы были подвергнуты конструктивной критике, они перестали быть социальным регулятором. В следствие чего человек остался наедине со своей звериной сущностью и с «атомной палицей». Отставание гуманитарных технологий не позволило оценить важность социальных стереотипов как поведенческого регулятора популяции. Вместо этого поколения 20-х — 70-х прошлого века «забыли Бога». Модель поведения каждого следующего поколения становилась все более близорукой. Кнута нет, а рационального самоограничения тоже. Новые догматы так и не были сформированы.

На рубеже XX–XXI веков уже стало понятно, что при таком темпе технологических метаморфоз даже одно поколение на протяжении своей жизни вынуждено придерживаться разных «правил игры».

Вот таков третий и сейчас, пожалуй, главный вопрос заповедей.

Куда дальше

Итак, мы на пороге технологической сингулярности, развращенные изобилием, которое дала нам технология, и обладающие мудростью среднестатистического питекантропа. Религиозное миропознание говорит нам, что грядет страшный суд, а все научные знания говорят, что, каким бы способом ни появилась эта вселенная, она весьма прочная, еще молодая и мы с нашей мышиной возней лишь песчинка в ней. Возникает простой вопрос, жить хочется, а как — непонятно. Очевидно, нужны то ли новые 10 заповедей, то ли что-то вместо них. 

Предлагаю попробовать пофантазировать на эту тему:
Прежде всего, следует обратиться к механизму рационализации бессознательного. В условиях, когда догмат не может быть адекватно сформирован, важную роль будет играть способность индивидуума к личностному росту. На уровне социальных институтов это должно быть в виде принципиально иных систем образования и воспитания. Нынешнее поколение — это уже дети «ниспровергателей стереотипов». По-видимому, в будущем системе воспитания придется уделить этому много внимания. Родители уже не должны заниматься трансляцией родовых стереотипов. Да они и сами не смогут быть их носителями. Единственный паллиатив, который мне здесь видится, — обучение подрастающего поколения методам рационализации. Действительно, если я, анализируя конкретную ситуацию с дружбе, бизнесе, любви, вырабатываю по отношению к ним стереотип поведения, то он персонифицирован и локален по времени. Я рационально внедрил его в свое бессознательное и автоматически поступаю шаблонно, но если какие-то ситуации изменят мое мнение, я могу этот шаблон извлечь и заменить другим. В некоторой степени каждому придется стать самому себе психоаналитиком. Данный шаг будет очень важен, поскольку шаблоны общественного поведения тоже станут активно меняться.

Во-вторых, следует подумать о том, как общественный организм будет регулироваться в отсутствии заповедей. Здесь мне видится лазейка, связанная с тем, какая постиндустриальная фаза нас ожидает. Поскольку мир все больше превращается в семантическую сеть центров разработки производства и потребления, то в этом есть выход. Современные социальные сети — это уже прообраз общественной инфраструктуры будущего. Пока мы еще не видим виртуальных партий, но видим, как виртуальные общественные группы «выходят в реал». По мере того как все стороны жизни будут более виртуализованы, появится возможность очень гибкого формирования своих заповедей в пределах виртуальной социальной группы. Механизмы будут самые что ни на есть демократические — через мозговой штурм и голосование ногами. Дальше включится сугубо эволюционный механизм, но уже социальных групп. Возможно, сбудется мечта ЛГБТ и ортодоксов никогда не видеть друг друга. В подобной модели они если и будут вынуждены взаимодействовать, то при посредничестве других групп. Вот именно здесь от индивида и потребуется то, о чем я говорил в первой части, а именно высокий уровень саморационализации и высокая адаптация, поскольку гибель несостоятельной социальной группы не означает гибели самого индивидуума, как это было раньше.

Вот на этих двух принципах и могут, на мой взгляд, строиться современные 10 заповедей. Не правда ли, неплохой путь от поучительных высказываний через кодексы и практики к некоему самоорганизующемуся коллективному сознанию? Возможно, все смутное время, в котором мы живем, это и есть период пробуждения «мозга цивилизации».

Единственно хотелось бы еще упомянуть о том, что биологическая природа человека пока осталась прежней. Это означает, что в краткосрочной перспективе нас ждет «похмельный синдром» — это относится и к вопросам семьи и брака, и наркотиков, и баланса между виртуализацией и тем, что носитель у нас все еще старый, биологический и тренировать надо не только три пальца под мышку. 

Пожалуй, это единственно место, где можно написать новые догматы, опираясь на здоровую биологию человека. Впрочем, если завтра технология доберется и сюда, нас точно будет ждать или «Аватар» в мягком варианте, или «Солярис» в более продвинутом. «Матрицы», конечно, не случится. Любому технарю понятно, что она могла возникнуть только в голове у гуманитария. 

Опубликовано 16.02.2014