ИТ и фото: родственные души

Логотип компании
ИТ и фото: родственные души
Часто среди айтишников можно встретить приверженцев простых решений. Не реже встречаются любители настраивать все и вся.
Каждый айтишник имеет хобби. Даже если говорит, что его нет — оно все равно есть. Просто замаскировано. Кто-то любит поездки за город, кто-то — походы в горы. Один коллекционирует пивные крышки, другой — фотографирует. Об этих, последних, и пойдет речь.

ИТ и фотография — области родственные. Обе требуют от адептов созидательства, обе связаны с техникой и пониманием процесса, требуют приложения физических и творческих сил для достижения результата. Как в ИТ, так и в фотографии достижение результата — это процесс. Но качество результата зависит, в том числе, и от мастерства, таланта и творческого чутья того, кто этот процесс осуществляет. Наверное, именно поэтому среди айтишников (также, впрочем, как и везде) встречаются и гениальные фотографы, и любители просто «пощелкать» в свое удовольствие, без заявки на шедевральный результат.

Фотоаппарат как средство самовыражения


Для ИТ-специалиста работа зачастую является средством самовыражения. Сделать что-то, пусть даже типовое, но оригинальным способом — это «то самое», тот самый интерес, без которого работа айтишника превращается в рутину. Решить нерешаемую задачу или решить ее так, как никогда до тебя. На худой конец — заново изобрести велосипед. Или скопировать решение, если устал. В фотографии все точно так же: есть такая работа — фотографировать. И есть работа как средство для самовыражения. Как известно, количество сюжетов конечно; технология фотосъемки разработана давным-давно, и если и меняется, то весьма незначительно. Тем не менее, у одних айтишников фотографии просто «получаются», а у других становятся шедеврами. Не находите прямых параллелей?

Пленка vs цифра?

В ИТ-среде есть множество мифов. Причем, почти каждый из них может быть доказан при грамотном подгоне определенных граничных условий. Например: чем плох маршрутизатор, собранный на старом-старом «486-м» с 40-Мб диском, FreeBSD, четырьмя сетевыми адаптерами и 32-Мб ОЗУ? Да ничем, если он решает свои задачи: раздает Интернет на три ПК плюс один WAN-порт.

Понятное дело, что бывают и специализированные решения: например, ту же задачу может решить практически любой маршрутизатор, продающийся за скромные $20–30. И ту же задачу можно решить, используя маршрутизаторы провайдерского или «промышленного» уровня (заметьте, я ничего не сказал про требования к надежности, ресурсу и т.д.). И выбор конкретного оборудования для решения конкретной задачи зачастую определяется личными пристрастиями сотрудника, принимающего решения, корпоративной политикой, наличием резервов и т.д. Если есть выбор, предпочтение может быть отдано не самому лучшему решению, а тому, которое понятно и работает. Тому, к которому привык, которое даст результат. Если, конечно, нет жажды эксперимента.
То же и в фотографии: кто-то предпочитает цифровые камеры, кто-то пленочные. При этом поклонники «цифры» и «пленок» делятся на приверженцев определенных брендов, форматов матриц, форматов кадра... Отдельно стоит философия фотографа. Для примера можно взять хотя бы философию ломографии и классической студийной съемки. Первая гласит «снимай везде и всегда, не думай о том, что будет у тебя на пленке, живи этим мигом». Отсюда и любовь ломографов к пленочным фотоаппаратам. Вторая говорит о том, что кадр можно и нужно строить, что световая схема, используемая техника и оптика дают определенную гарантию результата и т.д. Или вот: любители черно-белого и цветного фото. Результат в конечном итоге один — фотография. Момент жизни, застывший на пленке (или на матрице, это не принципиально). Тем не менее, на тему о том, что же лучше, сломана масса копий (и написан не один мегабайт текстов на форумах и блогах). А ведь если разобраться, то никто не заставляет никого использовать ту или иную фототехнику, философию, стиль... Все определяется пристрастиями конкретного фотографа, бюджетом и любовью к экспериментам. Опять параллели?

Зеркальные отражения

Часто среди айтишников можно встретить приверженцев простых решений. Не реже встречаются любители настраивать все и вся. Обе группы имеют своих поклонников и последователей (что опять-таки выливается в тонны «холивара», щедро транслируемого в Интернет). Самое интересное, что и те, и другие правы. Все зависит от того, что хочется получить «на выходе». Собственно, ровно так же дело обстоит и в фотографии.

Напомню, что все фотокамеры можно разделить на два больших класса — зеркальные и беззеркальные («мыльницы»). Первые, как правило, обладают довольно широким диапазоном функций, бесконечной возможностью настроек (автоматически, полуавтоматически, в ручном режиме), возможностью менять оптику и видеть кадр так, как он будет запечатлен на пленке/матрице, поскольку кадр наблюдается через объектив. За счет этой особенности практически все камеры такого типа большие и дорогие. А «мыльницы» компактны, но не универсальны с точки зрения настройки. Основная направленность — сделать кадр с минимальными усилиями. Для оценки кадра предлагается использовать либо дальномерный видоискатель (в совсем дешевых цифровых и практически во всех пленочных моделях), либо встроенный в камеру ЖК-дисплей (в солидных цифровых камерах). Справедливости ради стоит отметить, что уже появились беззеркалки со сменной оптикой. При этом за счет отсутствия зеркала и пентапризмы они значительно менее габаритнее своих зеркальных собратьев. Да, как и в ИТ, обмен мнениями на тему зеркалок, беззеркалок и «мыльниц» занимает в фототемах Интернета довольно значительное место. Каждый начинающий фотолюбитель почему-то считает чуть ли не своим долгом внести свой вклад в общее дело, а по сути — повторить уже сказанное кем-то ранее.

Про споры

И айтишники, и фотографы — ужасные спорщики. Особенно в профессиональных областях (дело-то такое: почти любое решение связно с творчеством и ответственностью за конечный результат). Наверное, именно поэтому айтишник, становясь фотографом, переносит свою страсть поспорить и в фотообласть. Дискуссии могут идти о чем угодно, и начинаться с сущего пустяка: «на этом снимке горизонт завален!». «А я говорю – нет!» Бывают, конечно, споры и содержательного характера. Но чаще, к сожалению, прения ведутся относительного того, о чем уже было сказано не раз. В этом, кстати, проблема серьезных фотофорумов, да и айтишных тоже. Приходит новичок, просит дать совет, и первые 10 ответов его тыкают в поиск. С одной стороны, это понятно: тема замусолена, и чего еще о ней говорить? Но с другой стороны нужен совет, экспертное мнение, а не абстрактные рассуждения на тему «почитайте в этой ветке, тут на 127-ой странице все описано». Да, ключевое и в фотоделе, и в ИТ — умение находить, получать и обрабатывать информацию. Причем не просто, а с тем, чтобы за информацией стояло творческое решение, способное удовлетворить заказчика. Ведь в фотоделе, как и в ИТ, есть заказчик — внешний, когда фотографируешь для кого-то, или внутренний, когда фотографируешь для собственного удовольствия. Кстати, в ИТ тоже, бывает, делается что-то для удовольствия. Вон, например, Торвальдс, ядро Linux написал — just for fun, только и всего. Так вот, до момента рождения решения все логично и понятно — информация, анализ, классификация. А вот принять решение и провести его в жизнь — задача на порядок более интересная. Собственно, почти все споры как раз о нем, о решении. Точнее, о том, насколько то или иное решение подходит к той или иной ситуации. Как правило, точного ответа нет, поскольку выбор верного пути — это уже мастерство, которое никакими спорами не поборешь.

Про форматы

Еще одна параллель. Как известно, в ИТ есть болезнь приверженности бренду/формату («использовать только решения от Майкрософт и только на стоечных серверах от EMC, обязательно — прямой поставки, закладывать по мощности 100% резерва, и тогда душа наша обретет покой, а инфраструктура выдержит любой шторм»). В фотоделе также. Про «болезнь бренда» сказать можно лишь то, что она есть и цветет всеми цветами радуги. А вот про формат... разговор особый. Как известно, есть несколько форматов кадра — «35-й» (35 мм пленка по диагонали, или аналогичная матрица), «120-й», он же «средний формат». Между ними, в основном, и идет конкуренция. Несколько особняком стоят полноформатные камеры, но они не имеют широкого распространения. Основные трения идут между любителями «узкого» (35мм) кадра и «среднего формата». Производители камер эти трения умело подогревают, выпуская среднеформатные цифровые камеры и пропагандируя идею об их исключительном качестве. Кстати, личное наблюдение: все известные мне айтишники, больные фотографией, снимают на узкий формат кадра. При этом 90% предпочитают «цифру»...

Учиться?

Хм... От молодых ИТ-специалистов частенько приходится слышать мнение о том, что учиться необязательно, по крайней мере, необязательно учиться специально. В подтверждение этого мнения говорится, что «поставьте нам задачу — разберемся и осилим». Отчасти подход верный, но только отчасти: базовые систематизированные знания, которые даются гуру своего дела (не важно — в виде внешних курсов иди внутренних сеансов обучения, тренингов и т.д.), в принципе невозможно компенсировать никаким самообразованием. Тем более что оно (самообразование) обычно носит односторонний характер: решаем только эту задачу, в то время как образование, которое дает профессионал, отличается максимально широким охватом предметной области. Кстати, распространенным заблуждением (характерным опять-таки для молодых специалистов) является позиция: «дайте мне самое лучшее оборудование/ПО, и все будет хорошо».

В фотографии почти то же самое. Про «самое лучшее оборудование» скромно промолчу: новые фотокамеры выходят раз в год и чаще, соответственно, есть категория фотолюбителей, обновляющих их с той же скоростью. При этом, как и в случае с ИТ, наличие хорошего (дорого, профессионального) оборудования не дает гарантии результата: он в не меньшей степени зависит от фотографа, чем от инструмента. Особенно, если «на выходе» хочется получить художественно полное фотоизображение, а не «просто фотку».

Про экзотику

В ИТ иногда встречаются... скажем так, нетрадиционные применения обычных айтишных вещей. Например, ERP система на PHP (видел своими глазами, почти 400 пользователей). Или большой такой роутер на FreeBSD, стоящий центром сети небольшого провайдера домашнего Интернета... Пользователей 100 держит. Бывает, когда по одной «четырехпарке» (UTP 5-й категории) пускают или «Интернет + телефон» или «два раза Интернет». Встречаются и совсем дикие вещи: например, две перекрученных телефонных «лапши», играющих роль ... кабеля третьей категории. Каждый, кто так или иначе связан с ИТ, вполне может привести десяток-другой такого рода «прецедентов».

В фотомире — почти то же самое. Кто из одержимых фотографией не снимал на полностью механические камеры? Или кто не делал монокль по «классическому рецепту» из многострадального советского объектива «Гелиос-44»? У меня вообще складывается впечатление, что конструировали «Гелиос» исключительно с тем, чтобы потом все выпущенные объективы переделать в монокли: просто и с гарантией. Как вариант: кто не фотографировал хоть раз в жизни на классическую черно-белую пленку (не ту, которая по процессу С-41 проявляется, а на настоящую, типа «Свемы»)? Про эксперименты со светом и повальное увлечение ломографией вообще промолчу.

При этом, как ни странно, айтишник, попадая в фотомир, не склонен к экстриму и экстремальным экспериментам: по крайней мере, самое экстремальное из того, что делали мои коллеги, — снимки при помощи монокля. И все. В смысле, что все остальные эксперименты оставались «в рамках». Кстати, хочу развенчать один устойчивый миф: почему-то считается, что фотоснимки, сделанные айтишником, отличаются техничностью и строгостью, мол, творчества в них маловато... Скажем так: и фотограф по профессии делает «техничные» снимки, и айтишник. И дело не в том, какая профессия у того, кто снимает, а в том, какой требуется результат, как он видится фотографу. Кем бы он ни был.
=======================================
Справка:
Ломография — философия фотографии момента «здесь и сейчас», без оглядки на художественную ценность, условия съемки, построение кадра и т.д. Основной девиз ломографов: «Фотографируем все, что хоть сколько-нибудь интересно».

=======================================

Точка сходимости


Наверное, можно провести параллели между фотографией и другими профессиями. Скорее всего, таких параллелей будет немало, поскольку фотография в последнее время из удела избранных превратилась в массовый спорт: доступность фототехники, учебных материалов, курсов, студий и творческих объединений (в том числе, в Интернете) обеспечили высокую популярность фотографии как делу. И в этом потоке порой теряешься, бывает сложно «отловить» что-то свое... Но дорогу осилит идущий.

P.S. Надо ли говорить, что любимое увлечение автора — фотография?

Опубликовано 22.02.2011