Успешность CIO в эффективности выбора

Логотип компании
Успешность CIO в эффективности выбора
Основная функция руководителя — принятие решений. Само по себе это действие носит интеллектуальный характер, хотя иногда сопровождается предварительной физической работой.

Основная функция руководителя — принятие решений. Само по себе это действие носит интеллектуальный характер, хотя иногда сопровождается предварительной физической работой.

Что такое «решение»? Это поиск выхода, ответа на вопрос, сделанный выбор (http://ru.wiktionary.org). Принимать то или иное решение — значит делать выбор из существующих вариантов. Именно поэтому для качественного принятия решения необходимо иметь несколько альтернативных вариантов. Отсюда и требования руководителей к своим подчиненным — предлагать несколько возможных решений для одной задачи.

Управление в своем классическом виде представляет собой несколько этапов: планирование, организация, мотивация, контроль, оценка и актуализация планов. И на каждом этапе цикла управления перед руководителем встает дилемма — принятие решения о том, в какую стороны сделать следующий шаг. И эти дилеммы, с которыми он сталкивается, и есть те самые вызовы, о которых так часто говорят на различных конференциях по менеджменту. Потому что именно они изменяют не только судьбу конкретного человека, но и судьбу компании.

В своей короткой статье я постараюсь раскрыть отнюдь не специфические для ИТ-отрасли, а самые стандартные проблемы выбора, связанные с карьерой профессионального руководителя. Мне видится, что решения, которые принимает руководитель, связаны с его окружением. Многие считают, что это связано с работой, но я хочу напомнить о том, что 80% своей деятельности руководитель занимается коммуникациями. Именно поэтому выбор решения необходимо связывать, прежде всего, с людьми: с начальниками, подчиненными, клиентами. Далее в отдельных пунктах статьи я разберу выбор в каждом направлении в жизнедеятельности руководителя.

Выбор профессии

Профессионализм — это способность обладая знаниями,

применять их на практике, этически корректно, психологически

адекватно и соответствующим работоспособным образом.

М. Г. Дегтярев

Все начинается с выбора профессии. А точнее — с направления деятельности. И очень важно, чтобы человек, выбравший в качестве профессии руководство людьми, не только был профессионально ориентирован, не только имел необходимые компетенции и не просто любил управлять людьми, но и был готов к этой профессии. Речь идет не о лидерстве — по мнению некоторых, оно является неотъемлемой частью руководителя. В данном случае я говорю о внутренней мотивации и о внутреннем побуждении, а также о призвании. Ведь не зря же говорят, что большинство сильных руководителей — это те, у кого родители тоже занимались управлением людьми. «Лучшим царем, после царя, может быть только сын царя».

Необходимо отметить, что профессионалы делятся на исполнителей и руководителей. И конечно же, в основном в руководители приходят бывшие исполнители. И не раз ранее я уже говорил о том, что «чтобы научиться подчинять, надо научиться подчиняться». И в профессии ИТ-директора присутствует сочетание, с одной стороны, руководителя, а с другой — подчиненного. И поскольку в представлении общества понятие «подчиненный» чаще всего связано с исполнителями, то здесь возникает еще один выбор для CIO: быть ли «исполнителем, наделенным властью», или профессиональным руководителем. Я не раз замечал, как некоторые мои коллеги — ИТ-директора — сами занимаются программированием или настройкой оборудования и уделяют больше времени изучению ИТ, нежели изучению технологии менеджмента. Таким руководителям я рекомендую научиться принципам делегирования и эскалирования. Как сказал Керк Ректор в своей книге «Делегировать или умереть», основная задача руководителя — это управление исполнителями. Выбрав профессию руководителя, мы все равно каждый день вновь и вновь предстаем перед необходимостью оценки своего выбора, а также выбора направления дальнейшего развития.

Выбор работы

В бизнесе очень важно делать правильные вещи,

но не менее важно правильно делать правильные вещи.

М. Г. Дегтярев

Одно дело выбрать профессию, потратить время на получение необходимых компетенций, и совсем другое найти место приложения своих усилий. Я бы разделил на три части данный вопрос. Работа на себя. Работа на собственника. Работа на наемного менеджера.

Не каждому дается сразу открыть свое дело, но очевидно, что создание собственной компании — это история для другой статьи. Поговорим о выборе работы наемным руководителем. Я всегда старался выбирать те компании, где собственники (учредители) непосредственно занимаются управлением, более того, я прилагал все усилия к тому, чтобы именно они приняли решение о моем найме на работу. В этом есть очевидные плюсы. Во-первых, изначально понятно позиционирование и предназначение моей должности в компании. Во-вторых, легче получить необходимый карт-бланш по персоналу и финансам. В-третьих, чаще всего получаемые привилегии и условия моей работы выше изначально предлагаемых. В-четвертых, получение необходимого административного ресурса для принятия решений. Но есть в этом и минус, с которым в моей жизни мне не раз приходилось сталкиваться. В случае смены собственника или изменения подчиненности приходится менять не только условия работы, окружение, но и стиль руководства, что в моем случае, приводило к решению о поиске другой работы. {PAID}

Получая предложение о той или иной позиции в компании, думайте прежде всего о последствиях выбора. Оценивайте с худшей точки зрения и рисков компанию, как составное из следующих частей: бизнес компании (продукты/услуги), руководство, коллеги, подчиненные, пользователи, оборудование, помещение для работы и даже места для приема пищи и туалет. Все это окружение, став вашим, после того как вы примете предложение о работе, и будет влиять на ваше решение.

Выбор команды

Великие умы обсуждают идеи, мелкие — людей.

М. Г. Дегтярев

Поскольку мы говорим о функциях руководителя, то следующей обязательной темой для обсуждения являются подчиненные. Необходимо окружить себя не просто качественными исполнителями, но и единомышленниками, соратниками, коллегами, которые станут вашими верными спутниками при реализации тех или иных решений. Выбор команды встает перед руководителем в трех случаях, когда он принимает решение о приходе на это позицию, когда он определяет необходимость найма персонала и когда изменяются какие-либо условия в его регулярном менеджменте. Как говорили в Средневековье, свита делает короля королем. Я неустанно повторяю своим ученикам о важности наличия сильной команды в подчинении. Приняв решение о работе с тем или иным человеком, мы должны откинуть в дальнейшем все сомнения по этому выбору. Мы должны выбирать тех людей, которые знают больше, чем мы, в том направлении, за которое они отвечают. Тогда есть шанс, что задуманное вами будет не только качественно реализовано, но и вы достигнете следующей точки в развитии и компании, и себя как личности. Конечно, у каждого из нас (руководителей) есть страх, что умные подчиненные «подсидят», но помните, что важнее вашего места есть ваши результаты. Именно по ним вас будут оценивать, в том числе и в других компаниях. Как я уже писал в своей книге «ПУТЬиШЕСТВИЕ профессионала…»: «Я хочу поблагодарить людей, которые были моими подчиненными, за то, что они помогали мне в реализации моих профессиональных идей и за то, что с их помощью я реализовался как руководитель. Я верю в то, что менеджер ничто без своих подчиненных, а поскольку я являюсь не самым простым начальником, всем им спасибо за терпение, лояльность и поддержку».

Как упоминалось ранее, выбор команды — это один из важнейших выборов в деятельности любого руководителя, поэтому относитесь к данному вопросу так же, как вы относитесь к тому, как вас выбирают. Ищите золотую середину в отношении с ними, так как вы не можете быть ни слишком добрым, ни слишком жестоким. И поскольку вы отвечаете за свое направление, вам придется иногда выбирать непопулярные среди подчиненных решения. И не раз еще столкнетесь с ситуацией, когда сегодня вы хвалите подчиненного, а завтра ругаете. Мне представляется, что максимальное количество лично принятых решений чаще всего связано с нашими подчиненными. И если вы уж выбрали эту профессию, то должны быть готовы к этому.

Выбор стиля управления

Справедливость — способность адекватно оценивать вложенное и полученное.

М. Г. Дегтярев

То, как руководитель работает является его стилем управления. Стили бывают разные: авторитарные, директивные, командные и т. д. Я призываю сочетать все эти стили, поскольку для каждой ситуации необходимо настраивать себя исходя из предпосылок, возможных вариантов решений и рисков последствий. Но одно могу сказать точно: сколько бы мы ни читали книжек великих людей, ни ходили на мастер-классы великих менеджеров, ни пытались подражать тем руководителям, технология управления которых нам нравится, у каждого из нас есть неповторимый стиль правления. Именно это делает нас уникальными руководителями, и именно там кроется наша харизма. Я бы рекомендовал придерживаться в принятии решений принципа справедливости. Несмотря на то, что понятие справедливости имеет субъективный характер. Ведь для кого-то ваше решение будет справедливым, а для кого-то — нет.

Харизма — это не просто уникальность, она создает разновидность лидерства. В свою очередь, лидерство может быть формальным, когда люди идут за руководителем из-за страха или чинопочитания, и харизматичным, что означает способность повести за собой людей без властного ресурса и без логической аргументации.

Выбор типа отношений с коллегами давно уже обсуждаемая тема. Этому посвящено большое количество тренингов по бизнес-коммуникациям. Важно делать выбор не только по части решений, но и по формату общения. С кем-то из коллег необходимы только официально-деловые отношения, а к кому-то можно обратиться по-дружески. Одно могу сказать: какой бы ни был уровень руководителя, он не может не общаться с начальниками, коллегами или подчиненными только потому, что они ему не нравятся. Но он может выбрать инструмент общения и канал передачи информации по своему усмотрению. В нашей работе присутствует очень тонкая грань между личным и профессиональным. Это связано с тем, что в основном мы работаем с людьми. Но я рекомендую разделять личное и рабочее и не пытаться их соединять в один момент времени. Более того, я рекомендую использовать личное при принятии тех или иных решений, особенно, когда это касается лояльности подчиненных.

Жизненный выбор

Если вы не находите времени для решения какой-то задачи, то это означает одно: вы не осмысливаете эту задачу в качестве приоритетной (ценной).

М. Г. Дегтярев

Мы не выбираем только одно — родиться. Во всем остальном есть выбор. И даже если мы не принимаем никакого решения, тем самым мы делаем выбор остаться в прежнем состоянии. Как я сказал выше, наша жизнь неразрывно связана с нашей работой. Поэтому своим ученикам я часто рекомендую принимать решения в профессиональной области, используя аналогии бытовых ситуаций. То, что происходит в нашей жизни, — более привычно, и как следствие, кажется понятнее. А значит, решения принимаются легче. Менеджерское мастерство (по М. Г. Дегтяреву) — это совокупность искусства управления, знания предметной области и коммуникации. Причем в последней очень важно иметь с оппонентом общность ценностей. Классификация ценностей (нравственные, психологические, интеллектуальные, физические) — это призма, сквозь которую надо смотреть на окружающий мир. Я берусь утверждать, что все наши решения так или иначе проходят через нашу систему ценностей, но при решении тех или иных вопросов, принятии того или иного варианта решений, делая в своей жизни выбор, нужно рассматривать ситуацию/событие не только через свою призму, но и через призму системы ценностей тех людей, которые так или иначе связаны с этой ситуацией/событием. И самый главный жизненный выбор, не побоюсь этого слова, выбор человечества, заключается в вопросе — для кого я живу, работаю, созидаю. И если это делается не только для себя, но и для кого-то еще, то во главу угла надо ставить его интересы, его ценности. Делая девизом своей жизни служение людям, я свой выбор сделал...

Опубликовано 07.02.2013

Похожие статьи