УправлениеИТ Директор

Система плюс форсаж

Макс Волк | 08.02.2013

Система плюс форсаж

Рассказывать о встрече с заместителем генерального директора по ИТ группы «Разгуляй» Александром Красновым правильнее шепотом. Но не потому, что мы обсуждали сверхсекретные вопросы.

Рассказывать о встрече с заместителем генерального директора по ИТ группы «Разгуляй» Александром Красновым правильнее шепотом. Но не потому, что мы обсуждали сверхсекретные вопросы.

Просто, пока я договаривался об интервью, Александр сначала сам пропал на все новогодние праздники, а затем у него полностью пропал голос. Но отменять встречу было поздно. «Напомни, на какую тему мы хотели пообщаться?» – заговорщически прошептал он. «О проблеме выбора в жизни», – ответил я и удивился, зачем сам-то шепчу. «Это нормально, – успокоил Краснов. – Сегодня все со мной на шепот переключаются». И беззвучно засмеялся.

Поразительно, но на жизнерадостности этого человека отсутствие голоса никак не сказалось. И вот мы сидим вдвоем за огромным, мест этак на двадцать, столом и рассуждаем: что в этой жизни выбираем мы сами, а что жизнь выбирает за нас?

Выбор профессии: в каком возрасте решать этот вопрос и когда уже поздно это делать?

Можно сказать, что передо мной такой вопрос не стоял. Мне было шесть, когда родители, а мы жили в Соединенных Штатах Америки, купили компьютер. Это была машина с 286-м процессором, то ли IBM, то ли Packard Bell, не помню. Чуть-чуть поиграв с ним, я захотел понять – что там внутри? Как это все управляется? Начав осваивать языки программирования, осознал: это мое. Так что уже с той поры я четко знал, кем хочу быть, и упрямо шел к этому. Несмотря даже на увещевания родителей-дипломатов, которые, конечно, мечтали, чтобы я пошел по их стопам.

Компания-работодатель. Мы ее выбираем или она нас выбирает?

Это обоюдный выбор. Я, к примеру, не пойду куда попало. Раньше при выборе места работы мне был очень важен масштаб решаемых там проблем. Сейчас понимаю, что это не самое главное. Важнее видеть, что у этой компании впереди, какие задачи и даже сверхзадачи. Но может сложиться ситуация, когда проблемы стоят серьезные, а в помощь даются «три калеки», которых ты ни мотивировать, ни заменить не можешь, поскольку они местные старожилы. И тут не помешает инсайд, полученный от знакомых, работающих в той компании, куда устраиваешься. Полезно знать заранее, как там все устроено внутри, каков коллектив, корпоративная культура.

Уход с работы – всегда ли это свободный, а не вынужденный выбор?

Если выбор сделали за тебя, значит, ты не управлял процессом, не контролировал ситуацию. Допустим, тебя уволили. Значит, ты не увидел, что не устраиваешь руководство, и ничего не сделал, дабы исправить ситуацию или вовремя подготовиться к приказу, и это твое упущение. Если же компания, где ты работал, разорилась, – не понимать, что к тому идет, тоже, мягко говоря, странно. Смена акционеров и смена команды – все это также считается причиной «неожиданных» увольнений. Но ни первое, ни второе не происходит в тайне от топ-менеджеров. Все предсказуемо. Ко всему можно подготовиться, чтобы самому сделать выбор. Причина, по которой обстоятельства решают за человека, – его собственная пассивность.

Наш имидж – он действительно наш?

Если бы я очутился в компании, где все работают в рваных джинсах и растянутых свитерах, я бы от своего стиля в одежде не отказался. Мне комфортней в костюме, сорочке и галстуке. Если ты любишь спортивные машины, ты будешь их любить. Может, оказавшись в компании, где все ездят на BMW, купишь авто этой марки, если, конечно средства позволят, но скорее всего спортивную, а не абы какую.

Родину или страну проживания – выбирают?

Что касается меня, то, допустим, в Таиланд я бы на работу не уехал. В развитую страну – возможно. Но на время, то есть по контракту. Я считаю, что Россия – страна огромных возможностей. Здесь много интереснейших и значимых задач. Мне нравится. 

По каким критериям вы набираете сотрудников?

Я определил три направления, на которые набираю людей: это системное администрирование, поддержка пользователей и автоматизация, в частности проектная деятельность и сопровождение бизнес-приложений. Внутри направлений есть менеджеры и инженеры. Для каждой категории определил требования, которым должен отвечать сотрудник. При этом мне важно видеть открытость и «блеск» в глазах претендента. Понимать, что этот человек не просто жаждет развития, а думал над тем, в каком направлении хочет развиваться. В менеджерском ли, то есть забираться наверх по карьерной лестнице, или же расти «вширь» в какой-то конкретной области знаний. В общем, есть как человеческие, так и профессиональные качества, которым должен удовлетворять будущий сотрудник. Но строгого стереотипа, конечно, нет, иначе кадровики приводили бы мне людей со словами: «Держи, он под твой шаблон подходит». А такого не происходит.

Но ведь бывают и закрытые люди, которые могут оказаться незаменимы в команде?

При работе в команде дело не в открытости и закрытости, а в психотипе. В склонности человека к той или иной деятельности. На этот счет есть много теорий. Ицхак Адизес, к примеру, разделил людей в соответствии с превалирующей в их психотипе функцией, а она может быть административная, исполнительская, предпринимательская или интеграционная. Предприниматели непрерывно генерируют идеи, реализовывать их им неинтересно. Исполнители, наоборот, аккуратно доводят все до конца. Интеграторы «склеивают» разных людей, создавая единство, команду. Администраторы управляют, руководствуясь нормами, инструкциями, структурой. В идеале команду нужно подбирать так, чтобы все эти функции были закрыты.

Как определить области знаний, в которых развиваться?

В профессиональном плане мне, например, интересны трендовые направления. Из них я выбираю те, которые наиболее важны для компании, где я работаю. Для «Разгуляя» сейчас это облачные вычисления, самая актуальная на сегодня область. И мне хочется самому все пощупать, разобраться, чтобы правильно применить облачные идеи в нашей компании.

Как вы подбираете круг общения?

Я бы разделил его на несколько кругов. Первый – твои самые близкие друзья. Это статическая область. Она сложилась когда-то и практически не меняется. Кроме нее есть круг друзей-знакомых. Это уже динамическая область. Люди в данный круг входят и выходят, обычно – наружу. Пообщался с кем-то, а потом он пропал. Гораздо реже отсюда попадают в круг близких. Самое важное – обеспечить нужную динамику за счет притока новых знакомых. Есть также профессиональный круг общения, здесь вообще динамика должна быть постоянной. По крайней мере, в айтишной сфере, где все меняется очень быстро. Одни люди из ИТ уходят в бизнес, на их место приходят новые. Нужно постоянно пополнять коммуникационный и профессиональный багаж. Иначе отстанешь от жизни.

А как с хобби?

Есть у меня постоянное хобби, если это можно так назвать. Дело в том, что я очень люблю все раскладывать по полочкам, организовывать. Поэтому вся моя огромная медиатека – фильмы, музыка, фотографии – рассортирована тщательнейшим образом по стилям, направлениям, альбомам. Порядка тринадцати тысяч одних только музыкальных композиций упорядочено в iTunes. Хочу, скажем, послушать рок-баллады на английском языке. С рейтингом четыре, которые очень нравятся, или с рейтингом пять, которые просто обожаешь. Включаешь в машине и наслаждаешься. Фотографии тоже с рейтингами, с указанием события, местоположения и запечатленных лиц. Скажем, встретившись с другом, могу предложить: «Хочешь, снимки твои покажу, неплохие». Он: «Давай!» Смотрит и поражается, увидев фотографии трех- или пятилетней давности. Яхтингу тоже хотелось бы уделять больше внимания, но времени нет. А то сходил бы и права шкипера получил. Но пока что успел только несколько раз сходить под парусом с другом-капитаном.

Выбор гаджета. Белый iPhone – это принципиально?

То, что белый, – нет. Просто я свой черный разбил, пришлось доставать другой из наших с женой загашников. А что касается платформы, то здесь я уже выбор сделал. Остановился на Apple и даже не хочу тратить время на изучение других устройств. Верю, что Android для кого-то не хуже, может, и Windows тоже, но тратить десятки часов, чтобы в них разобраться… Все равно, свою медиатеку, которая меня полностью сейчас устраивает, на новую платформу не переведу. Что-то не будет сопрягаться. Экосистема разрушится.

О выборе фильмов.

Я смотрю кино, чтобы отвлечься, испытать положительные эмоции. Поэтому на первом месте у меня комедии. Правда, говорят, я и так постоянно улыбаюсь, но хороший юмор никогда не помешает. Могу пересматривать сериал «Друзья» – и на русском, и на английском. У нас и у них юмор, к слову, отличается. На втором месте – триллеры.

А какую кухню предпочитаете?

Как человек, поживший в Америке, точно знаю, что американской кухни не существует. У них сплошной фастфуд. А из других меньше люблю восточную, чем европейскую.

Вы за кого – SAP, Oracle, IBM, Microsoft или «1С»?

Я не приверженец одной конкретной платформы бизнес-приложений. В моей практике было все, кроме разве что SAP. В разных компаниях лучшими могут оказаться разные решения. Ставить Oracle в магазине, если это не сеть федерального масштаба, – зачем? Если это гостиничный или складской бизнес, там порой подходят узкоспециализированные разработки. Малоизвестных широкой публике брендов. Но для создания инфраструктуры – Microsoft, наверное, удобнее. К другим решениям приходится порой прибегать, но только если нет простой возможности достичь цели с помощью одной платформы. Подчеркну – для разных компаний, в зависимости от их задач и бизнес-стретегии подходят разные решения.

В ИТ-проекте кто выбирает: бизнес, как заказчик, или ИТ-руководитель, как подрядчик?

Лучше всего, когда выбор совместный. Бизнес может не учесть проблем, которые лежат в плоскости технологий, а айтишник – бизнес-процессов. Если бизнес бездумно соглашается с предложением айтишника, то впоследствии он будет натыкаться на «стены» в самых неожиданных местах. Нередко выбор решений приводит к конфликтам, потому что одни из этих решений имеют плюсы с точки зрения бизнеса, а другие – с точки зрения ИТ. Главное – подойти к выбору продуманно, с обоюдовыгодных позиций. Если вовремя понять, что выбранное решение повлечет например необходимость изменения ИТ-инфраструктуры в компании, лучше заранее уведомить бизнес, что потребуется лишних скажем полмиллиона долларов. И если в ответ: «Действуйте, нас это устраивает» – впоследствии не возникнет проблем. То есть обе стороны должны понять плюсы и минусы решения и принять их.

Как выбрать – сделать самому или заставить другого?

Я начинал карьеру инженером-тестировщиком. Тестировал ПО. Потом стал разработчиком, затем менеджером и разработчиком в одном лице. Со временем у меня появилась команда программистов. И была ломка. С одной стороны, ты знаешь, как реализовать задачу, и понимаешь, что сделал бы это быстрее и качественнее, чем твои сотрудники. С другой – правильнее вовлечь персонал в данный процесс. Здесь важно понять цель и действовать исходя из ее достижения. Если все делаешь сам, легко утонуть в деталях, пытаясь довести до совершенства какой-то отдельный момент. При этом самое главное – направление, в котором движешься, и срок, за который нужно достичь цели. А детали, безусловно, важны, но если опускаться каждый раз слишком глубоко, то не удастся вовремя дойти до финала. Особенно если ты идеалист и хочешь совершенства во всем, но его ведь не бывает в природе.

Если бы в детстве выбрали музыкальную стезю, в какой группе сейчас бы играли?

Для профессионального музыканта вопрос, наверное, лежит в плоскости, где больше можно заработать или где больший кайф получать. Наверное, я выбрал бы второе и играл сейчас рок. Если говорить о группе, то мне почему-то представляется российский коллектив, а не зарубежный. Но в любом случае это была бы какая-то новая группа. Своя.

Кейсы Командообразование

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 01/2013], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия