1C шагает в "облака"

Логотип компании
1C шагает в "облака"
Крупный российский производитель делового ПО фирма «1С» объявила предварительные итоги своей работы за одиннадцать месяцев 2011 года. По сложившейся традиции подведение итогов состоялось на ежегодном семинаре «День Бухгалтерии», который «1С» проводит одновременно в 88 городах России и Ближнего зарубежья. 

Крупный российский производитель делового ПО фирма «1С» объявила предварительные итоги своей работы за одиннадцать месяцев 2011 года. По сложившейся традиции подведение итогов состоялось на ежегодном семинаре «День Бухгалтерии», который «1С» проводит одновременно в 88 городах России и Ближнего зарубежья. 

Директор «1С» Борис Нуралиев рассказал журналистам о том, что в 2011 году бизнес фирмы продемонстрировал рост, превышающий средний по рынку – 34%. Абсолютных цифр руководство «1С» не раскрывает, поскольку компания не является публичной. При этом в ежегодном рейтинге двухсот непубличных компаний России, публикуемом журналом Forbes, «1С» поднялась сразу на 50 пунктов – с 174 на 124 место. Основной рост был отмечен в области основного бизнеса – то есть разработки и продажи делового софта – 47%. 

В этом году завершился первый этап реструктуризации «1С», в результате чего у фирмы появился первый внешний акционер – инвестиционный фонд  Baring Vostok Private Equity Fund IV», который получил 9% от стоимости компании. Остальная часть акций осталась за сотрудниками «1С». Как отметил Борис Нуралиев, привлеченные средства будут использованы для дальнейшего расширения фирмы «1С», приобретения новых активов и создания совместных предприятий. 
В целом продажи решения на базе платформы «1С: Предприятие» постепенно растут, начиная с осени 2009 года, при этом рост продаж сопоставим с восстановлением экономики после кризиса. При этом некоторые отрасли, такие как, например, строительство, до сих пор не смогли в полной мере вернуть утраченные позиции. Учитывая сохраняющееся сложное положение в экономике, Борис Нуралиев подчеркнул, что прогнозы относительно будущего роста делать очень сложно. Но уже за 11 месяцев 2011 года «1С» заработала на продаже решений на базе «1С: Предприятия» на 74,5% больше в долларовом эквиваленте и на 67,9% в рублевом, чем за аналогичный период прошлого года. Бизнес партнеров-франчайзи также растет. За 11 месяцев текущего года они заработали на 36,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. 
1 июля 2011 года руководство «1С» вывело все продукты, разработанные на базе платформы прошлого поколения «1С: Предприятие 7.7» из прайс-листа, поэтому теперь их можно приобрести только по предварительному заказу. В результате доля «семерки» снизилась до 6%.

Также растет число подписчиков информационно-технологического сопровождения (ИТС). За прошедшие 11 месяцев оно увеличилось на 43,3% (всего) и на 34,3% (платных). Все это свидетельствует о том, что заказчики все чаще понимают важность циклического обслуживание информационных систем на основе постоянных договоров и абонентской оплаты. 

В текущем году фирма «1С» сделала серьезный шаг в развитии собственных SaaS-решений. Правда, Борис Нуралиев не уверен, что будущее за «чистым» SaaS. В качестве аналогии он привел ситуацию с электромобилями, которые сами по себе не пользуются большой популярностью, однако гибридные модели достаточно уверенно завоевывают рынок. Именно гибридный подход применяет и «1С». Главная идея разработчиков состоит в том, что для пользователя «1С: Предприятие» должно выглядеть одинаково, установлено ли оно на жестком диске компьютера или работает в «облаке», используя в качестве тонкого клиента браузер. Глава «1С» рассказал о том, что в существующую программную платформу были внесены существенные изменения, позволяющие адаптировать под гибридную модель уже существующие решения, в том числе и разработанные партнерами. По словам Бориса Нуралиева, к концу 2012 года можно ожидать появления десятков, а то и сотен гибридных приложений. Для работы и публикации приложений через интернет запущен в тестовом режиме сервис www.1cFresh.com . Сервис предназначен как для разработчиков, так и для пользователей. 

В ходе «Дня Бухгалтерии» было представлено первое массовое приложение «1С», сочетающее в себе SaaS и «коробочную» модель – «1С: Бухгалтерия 8» версии 3.0. Пока это тестовая версия, а финальный релиз ожидается в апреле 2012 года. С новой парадигмой продуктов руководство «1С» связывает и возможное изменение партнерской модели. Один из возможных вариантов заключается в том, что неконфигурируемые базы пользователей лежат на серверах  1С, партнеры продают к ним доступ (подписку), обеспечивают обучение и консультирование, включая первую линию технической поддержки.  Еще одна модель основана на принципах аренды ПО. Она заключается в том, что франчайзи ведут базы пользователей, но эти базы размещены не на серверах пользователей, а у франчайзи или в независимых ЦОДах. «Возможно, бизнес франчайзи будет трансформироваться, вместо хорошего офиса важным станет хороший хостинг», - говорит Борис Нуралиев. 

В 2010 году «1С» запустила в промышленную эксплуатацию бизнес-схему аренды ПО, которая позволяет заключать договоры на право сдачи "1С:Предприятие 8" в прокат/аренду конечным пользователям. По словам Нуралиева, пока это направление только развивается, но уже сейчас заметен стабильный рост. По состоянию на ноябрь 2011 подписаны договоры на аренду с 102 партнерами, в среднем их число увеличивается на 3-5 ежемесячно. Для сравнения франчайзинговых договоров подписывается 50-70 в месяц.

Опубликовано 16.12.2011