Выбираю путь самурая

Логотип компании
Выбираю путь самурая
CIO-клуб. IT-сообщество. В материалах нашего журнала довольно часто упоминаются эти слова. А какова, собственно, миссия организаций, которые за ними стоят? И какое отношение к теме имеют самураи?..

CIO-клуб. IT-сообщество. В материалах нашего журнала довольно часто упоминаются эти слова. А какова, собственно, миссия организаций, которые за ними стоят? И какое отношение к теме имеют самураи?..

Меня часто спрашивают: что вам дает профессиональное сообщество? Зачем участвовать в отраслевых и профессиональных мероприятиях? Почему это важно не только потребителям и конечным пользователям, но и другим представителям рынка? В этом коротком эссе я постараюсь объяснить, что значит для меня и многих моих коллег эта деятельность. Что-то из того, что вы здесь прочитаете, покажется вам простым и даже банальным, а что-то – слишком субъективным и нереальным. Что ж, мои рассуждения не догма, а всего лишь точка зрения, которой я  хотел бы с вами поделиться. И несмотря на то, что об этом говорят практически на каждом мероприятии – как с трибуны, так и в кулуарах, количество людей, обсуждающих эту тему, не уменьшается. Более того, в сегодняшние не самые лучшие времена их становится все больше и больше.

Зачем вступать в профессиональное сообщество?

Первое и самое важное – для того, чтобы общаться. Руководитель в компании зачастую вынужден в одиночку решать те или иные задачи, в частности, по развитию бизнеса. Чтобы предложить что-то новое, необходимо сначала все тщательно продумать, удостовериться, что оно действительно способно помочь бизнесу, а уж потом идти с этим решением к руководству. На это уйдет уйма времени, да и риск возникновения на этом пути подводных камней очень велик. Проще обратиться к тем, кто уже прошел этот путь и знает, как решать данный вопрос, то есть близким по профессии и духу людям. Почему недостаточно только «звонка другу»? Ну, во-первых, потому что у друга есть только одно решение, причем именно для его ситуации. А вам необходимы несколько вариантов, чтобы грамотно исполнить свою профессиональную роль и принять свое собственное решение, подходящее именно вашей компании.

Меня всегда удивляют люди, утверждающие, что профессиональное общение им не нужно, что они достаточно образованны, имеют богатый опыт, чтобы самостоятельно решить ту или иную рабочую проблему. Более того, они уверяют, что даже прессу читать нет необходимости: мол, там пишут о достижениях, которые привязаны к конкретной компании. Как же, спрашивается, эти люди могут постоянно двигать компанию вперед, если они зажаты в рамках своего образовательного уровня и далеко не всеобъемлющего по рыночным меркам опыта? Даже MBA не даст столько информации, сколько можно получить от десятка своих коллег по цеху.  

Пример 1
На очередном заседании клуба один из CIO, участник нашего сообщества рассказал членам клуба о проблеме, связанной с производительностью одной очень известной информационной -системы при ее внедрении. Оказалось, что большинство членов клуба тоже с ней сталкивались. Решений у данной проблемы оказалось несколько. В каждом случае достигались небольшие улучшения системы, но в целом картина оставалась такой же. В итоге, применив комплексный подход к решению проблемы, основанный на нескольких высказанных рекомендациях, нашему коллеге удалось добиться качественно нового результата. Более того, на очередном заседании он выступил с рассказом об этом решении и достигнутых результатах.

Много раз в жизни, когда уже совсем опускались руки и ничто из того, что я предлагал бизнесу, не срабатывало, я находил решения именно у коллег. Даже став президентом клуба, я не перестаю общаться с членами сообщества. И каждый раз открываю для себя  что-то новое – в подходах к проблеме, в способах ее решения, в самом отношении к делу, наконец. Уверен, в будущем эти умные мысли, эти кирпичики опыта не раз еще мне пригодятся.

Какие еще функции есть у сообществ?

Второе и не менее важное в профессиональных сообществах – их просветительская функция. Только всесторонне просвещенный руководитель может добиться успеха в своей работе. Тот, кто постоянно находится в поиске новых решений, кто анализирует опыт коллег, изучает предложения рынка. Тот, кто всегда держит свою компетенцию «в актуальном состоянии».
Некоторые члены нашего клуба ругают поставщиков за их «рекламные» выступления, видя в этом лишь очередную «попытку что-то продать». А как же иначе – ведь это же одна из главных задач поставщиков! Но ведь на ту же самую информацию можно посмотреть и под другим углом – как на источник новых знаний о продуктах, которые мы используем в повседневной жизни. Есть много примеров – и в моей практике, и в практике моих коллег, – когда одно выступление партнера клуба объясняло все то, над чем мы бились в течение нескольких месяцев!
Я уже не говорю о том количестве шишек, которые мы набиваем себе, полагая себя «самыми умными». Как сказал один из ведущих CIO страны, «Может, хватит прыгать на граблях и пора послушать тех, кто создал эти решения?».

Пример 2
На заседании клуба представитель одного из его партнеров, известной hardware-компании, не только рассказал какие есть сервисные возможности выпускаемого оборудования, но и привел в качестве примера проект одного из своих заказчиков и на нем показал результативность подобного подхода. По опросу участников мероприятия выяснилось, что данная проблема стоит практически у всех, но нашли решение единицы.

Просветительская функция очень важна не только для нас самих, но и для тех, кому мы служим, и тех, кто нам подчиняется. Научиться грамотно выражать свои мысли, излагать идеи  – этому очень помогает общение с  коллегами по цеху. На этом построены многие западные сообщества, а учитывая их богатый опыт в менеджменте, стоит поверить в действенность данной модели.

И третье, но не последнее, что можно обрести в сообществе, – это поддержка и помощь. И те, кто уже получил такую поддержку, знают, чего она стоит. Скажу про себя и своих близких коллег по клубу: без  понимания со стороны членов нашей организации, без их содействия я никогда не достиг бы тех результатов, за которые не раз получал высшие похвалы и награды. Поддержку клуба я готов поставить в один ряд с участием моих команд, которыми я руководил и благодаря которым смог добиться поставленных целей. Для меня клуб – как болельщики для футбольной команды, про которых говорят, что это двенадцатый игрок, помогающий  побеждать.

В одном западном фильме актер, исполняющий роль Бога, говорит главному герою: «Я всего лишь даю людям возможность, а воспользоваться ею или нет – каждый решает сам». Мы, конечно, не боги. И «горшки не обжигаем». Но каждый из нас уже чего-то добился в жизни, и мы объединились, чтобы обмениваться этим багажом – знаниями, опытом, помогать друг другу. Судя по тому, что в России клубное движение набирает обороты, наш выбор оправдан. А значит, мы взяли верный курс.

Зачем посещать клубные мероприятия?

А действительно – зачем? Тратить время, отрываться от работы, упрашивать руководство оплачивать эти события. Все равно из представленных тем только одна будет актуальной, если вообще будет.
Так думает большинство из тех, для кого эти мероприятия организуются. Почему я говорю «большинство»? Да потому что в среднем на них собирается около 100 человек. Получается, что только эти 100 человек – из десятков тысяч IT-руководителей – понимают необходимость подобных встреч. Только у этих ста человек есть желание прийти в свой клуб, послушать информацию, приготовленную для них коллегами, чтобы стать мудрее, а значит – эффективнее.

Конечно, не стоит ходить подряд на все мероприятия. Да в этом и необходимости нет. Внимательно изучите спектр предлагаемых тем по своему направлению и участвуйте лишь в тех мероприятиях, которые имеют в своей программе не менее 30% интересующей вас информации. А что же делать в оставшиеся 70% времени, спросите вы. Конечно же, общаться! Искать и открывать для себя новые направления поиска решений. На конгрессах,  конференциях, саммитах  присутствует намного больше профессионалов, нежели на периодических заседаниях сообщества. Можно побеседовать с коллегами из других регионов, и даже стран, и, возможно, почерпнуть в разговоре нужное тебе решение.

Почему сказанное выше важно всем участникам рынка?

Не думайте, что я говорю только о CIO. Все сказанное мною выше касается любого руководителя или специалиста. Все сказанное ниже  - основывается на моем четырехлетнем  опыте сотрудничества с партнерами нашего клуба, на моих наблюдениях во время отраслевых мероприятий.

Участие в сообществе того или иного поставщика услуг или товаров, даже при наличии запрета на рекламу и прямые продажи, может нести в себе скрытый маркетинговый эффект. Важны не только доклады, которые содержат информацию о компании и ее решениях, но и те люди, которые выступают с этими докладами в сообществе. Во всем мире давно признано, что бизнес строится прежде всего на личных отношениях. Подумайте сами: если мне нужно применить то или иное решение в моей компании, то к кому я в первую очередь обращусь? Конечно же, к тому, кого  знаю, чья визитка лежит у меня на рабочем столе. А если я хорошо знаю не только этих людей, но и те решения, которые они предлагают, то, естественно, мой запрос окажется более полным и прозвучит более корректно. На примере членов нашего сообщества могу сказать, что так называемый «средний чек» по закупкам у нас вырос почти на порядок. И в этом несомненная заслуга тех партнеров, которые приходят к нам в клуб.

Есть и другая сторона медали. Откуда поставщик узнает, в чем нуждается покупатель? Ведь нам так часто «втюхивают» продукты, не понимая, что именно нам нужно: поставщики привыкли предлагать то, что у них есть, а не то, что нам требуется для поддержки бизнеса. Именно в профессиональном сообществе можно в конструктивном диалоге получить информацию, необходимую для формирования корректного предложения. Непосредственное общение с покупателями дает возможность эффективно донести до них инновационные подходы, которые разрабатываются поставщиками.

Еще один важный фактор в пользу сообщества – оно позволяет получить прямой доступ к клиентам и решить с ними все вопросы, связанные с теми или иными проблемами,  в рамках рабочего взаимодействия. А если необходимо, то и получить поддержку со стороны сообщества. Клуб может, например, выступить в качестве третейского судьи.

Что дает клуб партнерам?

Действительно, что делать, если нет возможности участвовать в сообществе? Нет времени, денег, интересных тем, а так хочется донести до целевой аудитории то, что важно вам как поставщику.

Ответ на этот вопрос давно уже известен. Необходимо определить ключевое для рынка и самое главное для вас ближайшее мероприятие и, не откладывая, отправиться туда. Цена аккредитации на одно мероприятие заведомо ниже, чем стоимость годового партнерского соглашения. А там, как я уже говорил, заинтересованная аудитория и большое разнообразие тем. Вне зависимости от формата участия, выбранного вами, вы все равно получите огромный объем информации. Подобные мероприятия – как большая воронка, в которую втягиваются участники рынка – потребители. А, как известно, любая воронка книзу закручивается и сужается, значит на выходе вы можете получить для себя не только готовое видение того или иного вопроса, но и, возможно, будущих партнеров по бизнесу. Получается, что, участвуя в мероприятиях, вы фактически начинаете управлять этой самой воронкой. Вы производите целевые воздействия на участников рынка.

Возможно, многие из вас – как потребители, так и поставщики – заметили, что в мероприятиях нашего клуба участвуют одни и те же лица, представляющие одни и те же компании. Получается, что только эти компании имеют возможность участвовать в данных событиях? Только им это доступно? Да! Именно поэтому они и являются успешными игроками на рынке. Но нам, как потребителям, хочется, чтобы список партнеров расширялся. Нам хочется сделать рынок более прозрачным для себя, а решения – более понятными. Сейчас наступает момент, когда не стоит уповать на то накопленное, что уже есть. Не только потребителям, но и поставщикам требуется поиск новых решений. А значит, должно быть место, где все мы  будем встречаться и обсуждать все наши вопросы.

Однако многие компании продолжают думать, что, организовав свое собственное мероприятие и собрав там большое количество людей, изложив им  нужную организаторам информацию, они узнают истинное мнение рынка. Это глубокое заблуждение! Истина рождается если не в споре, то как минимум в конструктивном диалоге. И не стоит обижаться и отказываться от идеи участия в мероприятии только потому, что там присутствует ваш конкурент. Наоборот: увидев, что ваш конкурент собрался куда-то пойти, необходимо непременно быть там самому, чтобы знать и контролировать ситуацию.

А, собственно, причем здесь самураи?

В последнее время руководители нашей страны часто упоминают о «глобальной связи между участниками рынка». Так вот: это касается не только мировой экономики или конкретной отрасли, но и нас с вами. Я глубоко убежден, что, объединив наши усилия, поддерживая друг друга, мы сможем добиться гораздо более весомых и ярких результатов, нежели каждый поодиночке.
Вас, наверное, удивляет название этой статьи – «Путь самурая», ведь я ни разу не упомянул об этих отважных, приверженных своему делу людях, для которых традиции и служение им иногда становятся важнее самой жизни. Они постоянно занимаются своим физическим и духовным совершенствованием, виртуозно владеют оружием. Они умеют подчиняться и подчинять своей воле других. Но мне думается, нам есть что взять у этого «профессионального сообщества». Поразмыслите об этом и вы…

Максим Белоусов, Президент Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров "SPb CIO Club"

Опубликовано 09.09.2009