Дюжина шагов к «цифре»

Логотип компании
Дюжина шагов к «цифре»
"В основе прогресса лежат не столько перемены, сколько традиции". Как российские CIO провели свой 12-й конгресс.

«В основе прогресса лежат не столько перемены, сколько традиции» – эта фраза американского философа Джорджа Сантаяны в полной мере применима к историям CIO-клубов. С одной стороны, пионеры инноваций, с другой – бережно хранимые форматы коммуникаций. Традиционные встречи с неизменными атрибутами: местом, временем и участниками. В конце сентября российские ИТ-директора вновь собрались в подмосковном отеле на ежегодный конгресс «Подмосковные вечера». Если приравнять шаги к количеству лет, можно сказать, что клуб 4CIO сделал 12 больших шагов – шагов в цифровое будущее, накрепко связанное с ИТ.

Цифровая трансформация

Что такое цифровизация? В какой ситуации находится наше общество? В какой ситуации находятся ИТ-директора и компании, в которых они работают? Эти вопросы задал модератор пленарного заседания Павел Пестряков.

Михаил Хасин, старший управляющий директор Сбербанка, обозначил основные тренды. По его словам, цифровизация изменила поведение людей. Еще 11 лет назад мы не знали, что такое мобильный компьютер. Потом, в 2007 году появился первый айфон, и с тех пор смартфон для большинства из нас – единое окно в мир и основной способ взаимодействия с провайдерами любых услуг. В результате крупнейшие игроки рынка, имеющие обширную клиентскую базу, создают вокруг себя экосистемы, многие из которых трансграничны. Это Google, Facebook, Alibaba, чье количество пользователей исчисляется сотнями миллионов, а количество данных – петабайтами. Причем управление этими данными в основном происходит в режиме реального времени. Такова наша новая реальность.


Еще один момент. Если раньше скорость принятия решений измерялась днями, неделями, и даже месяцами, то теперь благодаря автоматизации и искусственному интеллекту нам понадобятся миллисекунды. Чтобы бизнес-решения можно было принимать на основе данных в режиме реального времени. Динамическое управление инфраструктурой, новый подход к внедрению и сопровождению позволяет значительно сократить расходы на ИТ-системы. В то же время увеличиваются затраты на реинжиниринг и создание нового типа ИТ-архитектур, на встраивание в экосистемы, которые помогут компаниям донести до потребителей свои сервисы.

«Цифровизация – это ответ на вопрос «Зачем?», – считает Кирилл Варламов, директор ФРИИ. «Мы экономим деньги или повышаем качество, уменьшаем скорость отклика сервиса? Без ответа на эти вопросы все намерения по цифровизации канут в Лету, – соглашается с коллегой Тамара Меребашвили, генеральный директор ИНТЕР РАО ИТ. По ее словам, человек за последние пять тысяч лет не изменился, он по-прежнему больше всего хочет комфорта, он хочет удовольствия и не хочет прикладывать усилия. Поэтому движителями перехода в новую реальность остаются наши внутренние потребности. Но цифровизация не случится там, где она не будет обеспечена ресурсами. Есть принцип: «Мусор на входе, мусор на выходе». Другими словами, если пытаться цифровизовать хаос, то получится цифровизованный или автоматизированный хаос.

Не только бизнес, но и государство изменило отношение к цифровизации. Теперь это один из приоритетов государственной политики. «ИТ размывают устои традиционных отраслей, – уверен Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика», – и на этом тренде нужно проводить модернизацию экономики. Цифровая трансформация отраслей экономики стала возможной благодаря появлению технологий обработки больших данных, появлению нейросетей, которые позволяют выстроить бизнес-процессы другим способом, повысить конкурентоспособность компаний. Доступность технологий и имеющиеся компетенции дают возможность оптимизировать затраты и продвигаться на смежные рынки, выстраивая новые бизнес-модели».

Дюжина шагов к «цифре». Рис. 1
Евгений Ковнир

«Цифровизация – это когда человеческие знания переводятся в «цифру» и создается интерфейс доступа к подобной информации, – говорит Вадим Подольный, заместитель генерального директора завода «Физприбор», – а также возможность использовать эти знания для общего цифрового развития». Цифровизация – не очередной шаг вроде автоматизации и компьютеризации, а новая эра информации, соответственно, и при разработке отечественных решений нужно смотреть по сторонам для того, чтобы оставаться релевантными в глазах мирового сообщества».

Искусственный интеллект

Эта тема не нова. Она то всплывает, то уходит с повестки дня. «Что же он представляет собой и почему на рынке до сих пор почти нет специалистов в данной области?» – поинтересовался у участников профильной дискуссии Алексей Лобачев.

Сергей Сергеев, директор по ИТ компании «М.Видео» уверен, что все решения, имеющиеся на рынке, относятся к категории «машинное обучение», а искусственный интеллект пока отсутствует. Основная проблема – нехватка кадров. Поняв, что действующих специалистов найти очень трудно, компания приступила к их подготовке своими силами. В течение пяти лет, с помощью предиктивной аналитики и машинного обучения, «М.Видео» планирует заработать пять миллиардов рублей.

Дюжина шагов к «цифре». Рис. 2

Для «Росатома» основная задача – повышение эффективности и скорости процессов. Но у крупной государственной корпорации есть сложности с быстротой выбора. Нормативное регулирование, политики, стандарты безусловно накладывают свои ограничения. Тем не менее есть ряд интересных инновационных проектов. Например, пилот «Электронный юрист», работающий с десятками тысяч обращений, в базе которого собраны ответы на многочисленные отраслевые вопросы. Евгений Абакумов, директор департамента ИТ «Росатома», признает, что система пока не очень совершенна и еще есть над чем работать.

Роман Гоц (Bull) отметил, что сейчас для российских компаний существует ряд трудностей в области применения искусственного интеллекта – например, компания «Росатом» не будет строить AI на базе облачных сервисов Google или Amazon.

Что станет импульсом для развития искусственного интеллекта? Павел Кривозубов, представитель фонда «Сколково», считает, что необходим рынок, где эти решения будут востребованы. Кроме того, должны появиться технологии, которые позволят воплотить идеи в конкретные и качественные продукты для заказчиков. Как Стив Джобс вывел планшеты на мировой рынок и сделал их общедоступными, так и новые технологии должны «дорасти» до потребностей широких масс. У искусственного интеллекта те же перспективы.

ИТ для тех, кому не лень думать

Именно так называлась одна из секций конгресса. Фармацевтический рынок ставит своей задачей не обеспечение здоровья человека, а в первую очередь получение прибыли для корпораций от вложений в медицинские технологии, медицинский прогресс – это жажда наживы, считает Павел Пестряков, модератор секции. Примерно такая же ситуация на рынке ИТ. Те, кому выгодно и у кого есть возможность, искусственно взращивают у заказчиков потребности, зачастую легко и непринужденно подменяя понятия и создавая иллюзии. Это не преступление, но закон рынка.

Многие из ИТ-директоров сталкивались с «зоопарком» устройств, когда разные версии одних и тех же продуктов постоянно конфликтуют между собой. Игорь Турканов рассказал о том, как внедрялся бухгалтерский учет в ПАО «Россети». После долгих попыток свести воедино системы 92 юридических лиц была создана общая шина данных, позволяющая разным системам обмениваться информацией. В собственный «золотой справочник» заносятся все ключевые точки форм документов, принятых в разных системах, и он таким образом становится «межклеточной жидкостью». Для СУБД больше не понадобятся гигантские ЦОДы, не нужно покупать новое «железо». «Нам наступает на пятки абсолютно новая эра информационного обмена, – говорит Игорь Турканов. – Лидеры западного рынка не используют продукты, которые нам продают. Например, Google не применяет Оracle и SAP, он предпочитает Cloud Spanner, где данные географически привязаны к пользователю, что обеспечивает высокую скорость работы с ними. И можно не сомневаться, что, когда с 2020 года этот продукт выйдет на массовый рынок, он подвинет основных игроков».

Спикеры рассказывали о своих инновационных продуктах – коммуникационной платформе, СУБД-решении на Open Source, о критериях выбора офисных пакетов. Демонстрировали функционал, делились планами на будущее.

Дюжина шагов к «цифре». Рис. 3

О том, как бизнес решает свои задачи без участия ИТ-компании, рассказал собравшимся Алексей Часников (банк ВБРР). В банке была создана система, взаимодействующая с огромным количеством источников данных. Она собирает и структурирует информацию, предоставляя ее финансовой организации, и автоматически или с небольшим человеческим участием принимает решения, какие данные и в каком виде необходимо представить.

«Интернет вещей»

Индустриальный «Интернет вещей» и его составляющие разбирали на секции, посвященной IIOT.

Михаил Соломонов, ИТ-директор «Атомэнергомаша», говорил о том, что IIoT присутствует на предприятии в полной мере. И если новое промышленное оборудование уже по умолчанию «умное», то к старому «прикручены» системы мониторинга, чтобы снимать показания и анализировать расходы.

Дюжина шагов к «цифре». Рис. 4

Для Газпромнефти «Интернет вещей» актуален прежде всего с точки зрения российских решений, отметила Нина Сухова, отвечающая в компании за импортозамещение ИТ-продуктов. В компании развернута программа цифровой трансформации. Нина считает, что IIoT – это база, а эффективность бизнеса лежит на более высоких уровнях – на уровне аналитики, систем принятия решений. Но без обеспечения базового уровня не будет верхних «этажей». Так что единственное возможное решение – стек технологий и управления.

Модератор секции Феликс Карасев рассказал, что люди, с которыми он общался по теме, предлагают абсолютно разные уровни применения этого понятия –— от АСУТП до аналитических систем. Соответственно, единства в понимании термина в отрасли попросту нет.

По мнению участников, сама концепция IIoT актуальна, и средства на внедрение решений по теме выделяются, однако конкретного запроса бизнеса на индустриальный «Интернет вещей» найти не получится. Внедрения всегда проходят по конкретным решениям, которые, если взглянуть на вещи чуть шире, и составят тот самый пресловутый IIoT. 

***

На конгрессе было много событий. Обсуждались нехватка кадров в отрасли и система ИТ-образования, будущее инфраструктуры российских предприятий и уже набившее оскомину, но не потерявшее актуальности импортозамещение, юридическая ответственность и возможные последствия за принятие решений ИТ-руководителем. В неформальной части были видеорассказы о путешествиях и, конечно, традиционный клубный футбольный матч. В этот раз под проливным дождем. Были встречи, знакомства, прогнозы и воспоминания. Насыщенные и увлекательные дискуссии. В интервью журналу IT Manager Павел Пестряков сказал, что на конгрессе будет очень интересно. В первую очередь благодаря темам, выбранным самими CIO. Ожидания участников не обманули. Надеемся, что и следующий, XIII конгресс не уступит предшественнику.

 

Опубликовано 04.12.2018

Похожие статьи