«Белые ночи»: тренды, инструменты, практика ИТ

04.05.2021Автор Ольга Попова
«Белые ночи»: тренды, инструменты, практика ИТ
О том, какие темы будут обсуждаться на ХVI конгрессе ИТ-директоров «Белые ночи» рассказывают его модераторы.

28 мая 2021 года пройдет ХVI конгресс ИТ-директоров «Белые ночи». Он соберет на своей площадке ИТ-профессионалов, которые планируют обсудить тренды, обменяться опытом, поспорить о будущем, найти ответы на текущие вопросы, да и просто встретиться лично, что стало невероятно ценным в последнее время. Мы попросили модераторов секций коротко рассказать о том, что ждет участников конгресса, ответив на три вопроса.

  1. С какими вызовами столкнулись ИТ-директора в этом году и какие вызовы мы ожидаем?

  2. Что дает ИТ-директору участие в клубных сообществах?

  3. Какие интересные темы будут обсуждаться на вашей секции?

Максим Белоусов, модератор пленарного заседания

1. Прошлый год показал, насколько важны ИТ. И те, кто не придавал им особого значения, не смогли быстро и оперативно перестроиться. В этом и есть задача ИТ-руководителя – подготовить фундамент для быстрого изменения бизнес-процессов.

Все те, кто бежал вперед, не уделяя должного внимания фундаментальным задачам ИТ-службы, были вынуждены переориентироваться с процессов развития на приведение своих ландшафтов и ИТ-процессов к элементарному гигиеническому минимуму.

Повсеместная цифровизация делает аспект макроэкономических и микроэкономических коммуникаций неразрывно связанным с тем, насколько готовы ИС-ландшафты для внешней интеграции и оперативного сбора информации, насколько внутренние системы хранения разнородной информации готовы к ее анализу и выработке решений. Роботизация, искусственный интеллект, открытый API и другие технологии становятся must have для высокотехнологичных компаний. Скорость внедрения этих решений и станет, на мой взгляд, новым вызовом для ИТ-руководителей.

2. Сегодня невозможно представить себе топ-менеджера, который не занимается собственным развитием. Именно просветительская функция является основным фокусом работы Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров и многих других профессиональных сообществ. Общаясь с коллегами, участвуя в мероприятиях клуба, ИТ-директор получает доступ к большому количеству информации практикующих экспертов. Недавно один из коучей рассказал нам о том, что проблемы перегретости рынка труда и сложности в подборе и удержании своих сотрудников может решить известность руководителя, к которому приходят кандидаты. По моим клубным коллегам и себе лично могу сказать, что это действительно может повлиять на решение кандидата в пользу компании.

3. Девиз конгресса «Белые ночи» вот уже 16 лет не меняется: «ИТ меняют наш мир». Конгресс традиционно откроется пленарным заседанием, на котором мы обсудим тренды и вызовы. Мы поговорим о меняющейся роли государства, рассмотрим текущую ситуацию по цифровизации регионов. Конечно, мы не сможем обойти тему кадров, так как вызовы, которые усилились в связи с ситуацией в мире и пандемией, повышают значимость ИТ и требований к персоналу. Также обсудим направления будущего развития ИТ: искусственный интеллект, 5G, роботов, «Интернет вещей», интернет-поведение и гибридную работу. Участники расскажут о реальных кейсах своих компаний.

 

Илья Семенов, модератор секции «Интеллектуальные сервисы в HR»

1. Тем компаниям, которые не были готовы к новым реалиям, пришлось в спешном порядке озаботиться внедрением механизмов коммуникации и технологий удаленного доступа к сервисам компании. С этим упражнением справились почти все. Но есть еще одна проблема, с которой мы боремся в данный момент, и пытаемся осознать ее как класс проблем. Общими словами это можно назвать нарушением социальных связей, нарушением work-life-баланса, нарушением коммуникаций. Причина этой проблемы в том, что произошло слияние или наложение пространств времени «работа» и «дом». Для решения этих проблем ИТ-директора внедряют различные механизмы управления, планирования, развития культуры и принципы ИТ.

Один из ожидаемых вызовов будущего – организация работы компании в гибридном формате, частично в офисе, частично удаленно. Перед ИТ-директором ставится вопрос внедрения Desk Sharing-сервисов и соответствующей инфраструктуры для организации Co-working-пространств.

2. Клуб ИТ-директоров – это идея, философия, которая объединяет нас в сообщество. В клубе можно почувствовать вкус технологий, осознать управленческие практики, развить себя и рассказать о своем опыте, здесь можно найти соратников и друзей. Я приверженец такого принципа: если ты не рассказываешь о том, что знаешь, не делишься опытом, то это рано или поздно забудется. Чтобы подобного не случилось, иди и расскажи о своих достижениях и опыте или примени то, что услышал от других.

3. В нашей секции обсудим и проанализируем опыт использования современных интеллектуальных технологий в области HR для бизнеса. Покажем, как с помощью той или иной технологии мы на практике повысили эффективность и продуктивность сотрудников или операционного персонала HR. В основу секции положены знания и опыт компаний, которые применили интеллектуальные технологии и подходы и оценили эффективность этих технологий по отношению к внутренним операционным HR бизнес-процессам, процессам взаимодействия с сотрудниками и процессам поиска соискателей

 

Николай Вяткин, модератор секции «Цифровизация или Трансформация?»

1. События прошлого года подтолкнули нас к ускорению развития информационных сервисов и масштабирования ИТ-решений в бизнес-сегменте: онлайн-встречи и мероприятия, согласование документов в электронном виде, удаленная работа – вот лишь малая часть того, что пришлось в ускоренном виде вводить и масштабировать всем без исключения в своих компаниях для сохранения их работоспособности. Этого потребовала новая реальность жизни во время пандемии.

Что в итоге? Функция ИТ лишь усилилась в новых условиях, роль ИТ-директора и его команды стала более значимой, а пользователи более продвинутыми. Какие можно сделать выводы и с чем мы столкнемся в новую эпоху «массовой удаленки»: растущее влияние ИТ на бизнес-эффективность; повышение «онлайн» составляющей в работе компании; больше ИТ-сервисов и рост их значимости.

2. В моем представлении участие в клубной жизни – это ценный инструмент для развития, который позволяет как получать новые знание и профессиональное мнение коллег, так и структурировать свои знания и получать обратную связь.

3. Несмотря на всю сложность и трагизм ситуации и того, что пришлось нам всем пережить, ИТ-функция оказалась более выигрышной с точки зрения толчка в развитии и перехода в новую эпоху «онлайна». ИТ-директору любой компании выпал шанс быть услышанным и существенно повысить свой статус «агента влияния» на бизнес. Нужно быть готовым к этому и не упустить момент занять новую роль в своей компании. Об этом и поговорим в нашей секции.

 

Игорь Орлов, модератор секции «Менеджмент»

1. Вызовы были разнонаправленными. Многие перешли в режим жесткой экономии, включая сокращение персонала, снижение потребления услуг связи и облачных услуг, отказ от использования аутсорсинга. В большинстве случаев этот переход сопровождался снижением качества функционирования ИТ-систем, ростом толерантности к рискам со стороны руководства компаний. Существенная часть компаний активизировала свои усилия в области автоматизации бизнеса, в части обеспечения гибкости как рабочих мест сотрудников, так и бизнеса в целом. Эти компании, наоборот, наращивают потребление облачных услуг, услуг аутсорсинга, увеличивают количество бизнес-проектов с весомой ИТ-составляющей, совершенствуют системы корпоративных коммуникаций. С начала 2021 года пришлось столкнуться с еще большим дефицитом грамотного и мотивированного ИТ-персонала. Подбор даже эникейщиков становится непростой задачей.

2. Участие в клубных сообществах любому ИТ-менеджеру (и ИТ-директору, и начальнику отдела, и тим-лидеру, и руководителю ИТ-компании) предоставляет возможность не только обменяться опытом, но и более трезво посмотреть на происходящее в своей компании, на перспективы своего профессионального и карьерного роста. И не только посмотреть, но и изменить. А еще – это друзья, а может, даже и будущие деловые партнеры.

3. На нашей секции будем обсуждать управленческие реалии 2021 года. Мы и наши коллеги стали иначе управлять рисками; быстро подстраиваться под внезапные ограничения и изменение рыночной ситуации; уходить на «удаленку» и возвращаться в офис, сохранять ключевой персонал и управляемость инфраструктурой, процессами, бизнесом; искать партнеров и расставаться с ними; брать и отдавать что-то на аутсорсинг... Мы и наши компании уже вчера должны стать достаточно «быстрыми, чтобы не стать мертвыми». Как это сделать?

 

Игорь Мялковский, модератор секции «Информационная безопасность»

1. ИТ-руководители увидели в этом году смену существенной парадигмы. Парадигма, согласно самому простому ее определению, – то, как мы видим окружающий мир. До пандемии: «важно, чтобы ты пришел вовремя на работу и сидел под контролем до конца рабочего дня». Теперь: «не важно, где и сколько ты работаешь, важен результат». Мы ожидаем развития этой парадигмы с учетом подобной деятельности известных компаний, которые уже десятки лет пользовались «удаленкой», например, в сторону легализации или «узаконивания» удаленной работы ИТ-сотрудников с помощью различных решений.

2. Клуб не только сообщество по интересам. Это близкие мне очень вежливые интеллигентные люди, которых в обычной жизни придется поискать. Клуб – это самые новые сведения о самых новых технологиях.

3. В секции «Информационная безопасность» мы постарались представить разные точки зрения, каждый раз разных докладчиков. Желательно с системным взглядом на жизнь, на ее результаты, на ее трудности. Традиционно предпочитаем сочетать мнение авторитетных ученых с конкретными достижениями вендоров. Например, квантовую обработку информации с необычными мерами и средствами ее защиты. Чтобы было понятно, что можно применить здесь и сейчас, а на что можно рассчитывать после.

 

Иван Козлов, модератор секции «Инструменты»

1. Первым серьезным, но скоротечным вызовом, безусловно, был массовый переход на самоизоляцию и «удаленку» в марте прошлого года. Те, кто до сих пор работает, очевидно справились с этой задачей. Ожидалось, что через непродолжительное время все вернется на круги своя и продолжится та жизнь, которая была до карантина, однако история показала, что мир изменился надолго, а может, и навсегда.

Вторым, менее явным, но, вероятно, более значимым вызовом стала необходимость перестраивать процессы и коммуникации для эффективной работы в новых условиях. Это задача не только ИТ-директора, но и всего бизнеса, однако именно ИТ могут предоставить такие средства и инструменты, использование которых позволит бизнесу изменить парадигму управления для адаптации к новой реальности.

2. Одна из основных потребностей человека – коммуникации. Клубы и сообщества дают возможность найти тех, с кем интересно общаться. Большинство айтишников по природе интроверты, и новые знакомства даются им с трудом. Клуб, в отличие от разовой конференции, позволяет «привыкнуть» к сообществу и органично в него интегрироваться.

3. На секции «Инструменты» мы планируем отойти от абстрактных и пилотных технологий и обсудить решения, уже доступные на рынке и получившие особенное развитие в прошлом году. Что уже используют наши коллеги и к чему пора присмотреться даже тем, кто не является адептом стартапов, а верит только в проверенные временем решения.

 

Линура Валитова, модератор секции «ИТ в HR»

1. Главный вызов для ИТ-директора в новых условиях – обеспечить безопасную и эффективную удаленную работу сотрудников в экстремально сжатые сроки. Это был стресс-тест для корпоративных ИТ-управленцев, их команд, а также вендоров Hr-tech-отрасли. Теперь можно точно сказать, что этот процесс прошел более гладко, чем мы ждали.

HR-tech в своем расцвете, поэтому, вероятнее всего, мы столкнемся с традиционными кризисами роста, среди которых недостаток живых кейсов (успешных и провальных), отсутствие большого выбора вендоров и поставщиков готовых решений, отсутствие большого количества специалистов с навыками на стыке HR и ИТ.

С управленческой точки зрения мы ждем ротации кадров. Глобальная «удаленка» открыла границы для ИТ-специалистов. Отсутствие необходимости релокации снизила и без того невысокий порог входа в иностранные компании для российских разработчиков. С другой стороны, петербургские компании стали уделять больше внимания специалистам и командам из других регионов.

2. В 2020 году мы убедились, что в любые, даже в самые сложные времена лучше держаться вместе. Мы обменивались мнениями и кейсами, помогали найти правильные решения, нужных партнеров, сотрудников и подрядчиков.

3. На нашей секции мы обсудим кейсы оцифровки управления человеческим ресурсом в крупных и средних российских компаниях, а также внедрение корпоративных порталов, чат-ботов, цифровых рабочих мест и корпоративных университетов. ИТ-директора поделятся своим опытом и ответят на вопросы слушателей.

 

Алексей Николаев, модератор секции «Телеком завтрашнего дня»

1. Компании постепенно выводят сотрудников в офисы, тем не менее, оставляя в большинстве случаев образовательный процесс в онлайн-формате. В связи с этим трендом является создание продвинутых онлайн-платформ, интерактивного онлайн-контента и развитие новых методик обучения специалистов ИТ-сектора. Профильные телекоммуникационные и ИТ-конференции ожидает в большинстве случаев переход на гибридный формат участия спикеров и делегатов. Это накладывает определенные требования к техническому оснащению, и, как следствие, увеличению бюджета на организацию самого мероприятия. Тем не менее, данный формат открывает и дополнительные возможности для организации конференции, поскольку к людям, находящимся в зале, может подключиться практически неограниченное количество онлайн-пользователей, а также интересные спикеры практически из любого уголка мира.

2. Участие в клубных сообществах дает возможность своевременно получать важную информацию, быть в тренде современных технологий, поддерживать коммуникации с профессионалами отрасли и повышать свой уровень экспертизы

3.Это профильная секция для директоров, экспертов, владельцев бизнеса, вендоров и специалистов отраслей мобильной и беспроводной связи, мобильного интернета, телекоммуникационных услуг, IT, а также тех, кто следит за новейшими технологиями и трендами в этих диктующих условия рынку областях. Связь пятого поколения (5G) полностью поменяет подход к бизнесу, трансформируя старые представления об успешных бизнес-моделях и создавая новые. В рамках секции мы обсудим роль сетей мобильной связи в цифровой экономике, инновационные технологии и сервисы на базе сетей 5G, их проблемы, решения и перспективы, текущий статус 5G в России и мире, а также основные задачи и кейсы приватных сетей 5G.

 

Похожие статьи