IT ManagerЖизнь CIOСообщества CIO

Подмосковные 10:0

Ольга Попова | 08.09.2016

Подмосковные 10:0

Российские CIO, как правило, очень занятые люди. Организаторы многочисленных ИТ-мероприятий знают, что вытащить ИТ-директора крупной компании на форум, выставку или конгресс — задача нетривиальная. И даже если он подтвердил участие, это не гарантирует его присутствие. Потому что в любой момент могут возникнуть неотложные дела, непредвиденные проблемы, бизнес может просто не отпустить своего ИТ-менеджера. Но есть одно мероприятие, куда CIO, несмотря на вечную занятость, приезжают из года в год вот уже десять лет. Это конгресс «Подмосковные вечера». Почему? На этот и другие вопросы в преддверии юбилейной встречи ИТ-профессионалов лучше всего ответят основатели клуба 4CIO и бессменные организаторы «Подмосковных вечеров» — Алексей Кравченко и Павел Пестряков.

«Подмосковные вечера» давно стали брендом для наших CIO. А с чего они начинались?

Алексей Кравченко: После пары неудачных попыток организовать конгресс с одной из маркетинговых компаний, в 2007 году мы, учитывая этот опыт, начали работать над мероприятием самостоятельно. Прежде всего, это решение было обусловлено тем, что мы хотели создать конгресс для ИТ-директоров, где они сами могут определить темы обсуждений, пригласить лояльные ИТ-компании и свободно разговаривать, делиться опытом и мнениями о том, что действительно актуально.

Павел Пестряков: Подтверждаю. Первый конгресс состоялся потому, что нам было неинтересно посещать вендорские мероприятия — для нас даже не нашлось там места. Когда мы впервые большой толпой приехали на такую встречу, нас сначала выгнали из зала, а затем препятствовали общению в холле потому, что Михаил Плисс громко смеялся. Естественно, логично было организовать собственное мероприятие — им и стал конгресс. Его основное отличие — мы, то есть потребители, сами выбираем тематику, определяем взаимоотношения с вендорами и так далее.

Что изменилось за десять лет?

АК: Изменилось все — и не изменилось ничего. Мы идем эволюционным путем, каждый год появляются новые тренды и тенденции, темы всегда свежи и актуальны — то, что ИТ-директора реально используют в своей работе. Кто-то нашел что-то новое, что-то у себя внедрил и готов поделиться опытом с коллегами. Безусловно, наши партнеры, присутствующие на конгрессах, вносят свою лепту — они рассказывают про свой опыт, решения и продукты... И так из года в год. Никаких революций, никаких кардинальных изменений. Всегда стараемся увеличивать количество участников, повышаем качество аудитории с обеих стороны — как CIO, так и партнеров, придумываем новые «интересности» и «вкусности» для культурной программы.

ПП: Поменялось многое — сменились некоторые люди, изменилась внешняя среда, рынок, государство, в котором мы живем... Понятие «информационное общество» стало признанным и общеупотребительным.

img

Правильно ли я понимаю, что многие участники из тех, кто был на первых конгрессах, сейчас все так же состоят в клубе и приезжают осенью на «Подмосковные»?

АК: У всех по-разному. Мир неоднозначен, все люди разные. Конечно, костяк из тех, кто считает за честь посетить «Подмосковные вечера», остается — и они по-прежнему приезжают. Таких человек 50–70. В моем представлении, ИТ-директора — люди занятые, однако конгресс воспринимается как мероприятие, которое нужно посетить. Отложить дела, выкроить время и приехать. Мы же, со своей стороны, стараемся пригласить на секции тех, кому обсуждаемые темы действительно интересны и играют важную роль в работе.

ПП: Да, как я уже говорил, среда меняется, но большинство людей остаются. Кому-то становится неинтересно, и он уходит в другие сферы деятельности, но взамен приходят новые люди, принося с собой все новые идеи.

А темы? Что было актуально для ИТ-директоров десять лет назад — и что актуально сейчас?

ПП: Когда конгресс только начинался, понятие «ИТ-директор» почти не использовалось. Были начальники отдела автоматизации. Конечно, темы прошлых обсуждений определялись проблемами, которые нас волновали. Всех интересовало, как продолжать выполнять свои обязанности в стремительно меняющейся обстановке, сохранять эффективность и полезность проектов.

На сегодняшний день костяк сообщества — это те люди, которые уже являются бизнес-лидерами. Конечно, и отношение к роли ИТ за десять лет изменилось, и государство уже по-другому смотрит на деятельность CIO. Сейчас CIO беспокоятся о том, как с помощью технологий реорганизовать бизнес. Сегодня разговоры про ИТ в основном ведутся в ключе инноваций и их применения на благо бизнеса, а не о том, как CIO построить взаимодействие с другими руководителями. Первым инновациями занялся Евгений Колесников, он и теперь остается для многих CIO своеобразным центром информационной поддержки происходящего на рынке инноваций.

АК: Естественно, темы приходят и уходят. На сегодняшний день темы десятилетней давности, конечно, в большинстве своем уже неактуальны. Мир очень быстро меняется, а мы стараемся отслеживать изменения в нашей отрасли. Новые темы, волнующие сообщество, появляются и развиваются постоянно. Например, пять лет назад появилось понятие «клауд», а сейчас облачные решения уже часть нашей жизни. Сегодня свежий тренд — промышленный «Интернет вещей», и я проведу на конгрессе секцию, посвященную ему. Посмотрим, что будет с этим трендом через три года: станет он реальностью, как облака, или останется темой обсуждений.

img

Что вам особенно запомнилось в прошлых конгрессах?

АК: На один из конгрессов мы пригласили ветеранов ИТ. Пришли люди в преклонном возрасте, которые в 1960–70-е годы поднимали индустрию отечественных информационных технологий — конечно, это современное название, тогда все называлось иначе. Этот визит был крайне трогательным, и их выступления запомнились каждому. А на другом конгрессе мне очень понравилось выступление живых ежей, ведь ёж — символ «Подмосковных вечеров», и высшая награда Клуба называется «Хрустальный Ёж». Ёжики были очень милые и забавные, катали яблоки, показывали трюки — классно было.

ПП: «Подмосковные вечера» — квинтэссенция клубной жизни. Мне запомнились первые мероприятия, связанные с регатами. Сейчас на рынке такая тема довольно популярна, а тогда мы были едва ли не первыми, кто ездил на какие-либо соревнования, все эти яхты, паруса... Для меня это одно из самых ярких воспоминаний. У меня дома много работ с ежегодной фотовыставки.

Павел, ведь ты традиционно ведешь одну из секций на «Подмосковных вечерах».

ПП: Скажем так, традиция появилась потому, что никто другой не может вести эту секцию. Я вообще-то считаю неправильным, когда человек собрал клуб «имени себя», сидит на всех заседаниях за трибуной, сам себе грамоты вручает... Я старался, чтобы разные люди участвовали в подготовке мероприятий, в результате мне оставалось самое сложное. Традиционно моя секция проводится в последний день, когда все уже хотят разъехаться. Интересно получилось, когда мы начали запускать ежегодную анкету, а на моей секции обсуждать результаты с участниками. Мы ведь как-то обсуждали, сбываются ли прогнозы год от года — а на мой взгляд, самые интересные прогнозы делают сами ИТ-директора. Как правило, сбываются самые необычные вещи, к примеру, несколько лет назад CIO не верили в победу аутсорсинга, и сейчас инсорсинг, а не аутсорсинг рулит ИТ крупных предприятий.

Раз уж мы заговорили о прогнозах, в каком направлении, на ваш взгляд, развиваются информационные технологии в России?

АК: В последние годы все особенно быстро меняется. Сейчас очень трудно представить пятилетний горизонт планирования. Еще пару лет назад в России не было Uber, а сейчас термин «уберизация» или «диджитализация» бизнеса является актуальным. И многие компании стараются применить этот подход в реальной практике. Мы весь год наблюдаем за трендами, стремительно влетающими в нашу жизнь, аккумулируем свои впечатления — и выносим их на конгресс. Или наоборот, взять хотя бы тему безопасности — это исключение из правила, тема, которая обсуждалась, наверное, на каждом нашем мероприятии. А на сегодняшний день вопросы безопасности совсем не те, что тогда. Изменились типы угроз, риски, в нашу жизнь постоянно приходят новые вещи, подключенные к Интернету, поток данных растет, и старый тренд обретает новое понимание.

Что касается всего сообщества и его взаимоотношений с правительством, на мой взгляд, государство достаточно далеко от информационного общества. Сегодня, когда необходимо замещать зарубежные продукты, правительство основной фокус усилий сосредотачивает на поддержке отечественных разработчиков. Но не потребителей — и в этом ошибка. Мне кажется, имеет смысл обратить серьезное внимание на создание спроса, и тогда разработчикам не потребуется помощь. Все станет на свои места, и будет сформирован жизнеспособный рынок. На таких мероприятиях, как «Подмосковные вечера», рынок получает информацию о запросах потребителей и может адекватно реагировать, подстраиваясь под эти запросы. Круг замыкается.

ПП: Технологии в России развиваются так же, как и во всем мире. Всем хочется доступности, безопасности, чтобы бизнес развивался, но никто не хочет сильно рисковать. И ситуация с международными отношениями тоже давит на развитие... Сейчас очень часто разговаривают об импортозамещении, уже достаточно много продуктов появилось, но эта история длится уже третий год. Само слово «импортозамещение» прозвучало из уст Президента России, если я правильно помню, в декабре 2014 года, и мне уже тогда очень понравилось, что тренд открывает для участников нашего рынка огромные возможности. На эту тему сломано уже немало копий, но государство потребляет 80% ИТ в стране, и его бюджеты по большому счету и есть бюджеты российского рынка ИТ. Когда западники начали ограничивать доступ к своим продуктам, а наше правительство постановило переходить на отечественные решения — это не могло не повлиять на рынок.

Все-таки российские вендоры обладают другим менталитетом, нежели зарубежные.

ПП: Естественно. Это менталитет людей, которым крупные корпорации в жесткой конкуренции оставили крошечный кусочек рынка — как они еще могут себя ощущать? Закон кормовой базы — основной закон природы. Начнем кормить — вырастут.

АК: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Ограничили нам доступ к зарубежным технологиям — приходится выживать самим. А на самом деле нужно не выживать, а опережать. Интеллектуальный потенциал у нас колоссальный, и не только интеллектуальный. Взять хоть сельское хозяйство — за три года кризиса мы стали первыми в мире по поставкам пшеницы, причем с большим отрывом. Такой же прогресс можно показать и в информационных технологиях, собрав собственный пул качественных продуктов — все дело в организации процесса. Ограничения западных вендоров выводят нас из привычной среды, понятной, хотя и дорогой. Меняя западные продукты на отечественные, мы видим, что эффективность выше, стоимость ниже, а создать привычный интерфейс — процесс недолгий.

Как сейчас развиваются отношения с отечественными вендорами? Я понимаю, что здесь первую скрипку играет «1С»...

ПП: «1С», по большому счету, крупнейший игрок, и развивать с ним отношения — занятие медитативное. Он дружит с тем, с кем хочет. Интересны становятся те, кто еще недавно был незаметен на рынке. Я в очередной раз приведу в пример компанию CDC, уже двадцать лет выпускающая продукт мирового уровня, о котором никто не знает. Впервые мы с этим столкнулись, когда два года назад на наших мероприятиях по мобильности все в один голос повторяли, что на рынке нет SDK. А я в это время встречаюсь с Хуссейном Аз-Зари, который мне говорит, что у них лучший SDK на рынке. А никто из CIO об этом даже не слышал. Конечно, мы активно начали продвигать и помогать. Самое главное — познакомить людей с продуктом, свести интересующие стороны, организовать человеческое общение. На это и направлена большая часть мероприятий 4CIO.

АК: Конечно, нельзя всех стричь под одну гребенку. Есть очень яркие свежие проекты и решения, а есть и традиционные отечественные вендоры. В массе своей рынок российских продуктов пока незрелый. Здесь большая разница между бизнесом западных и отечественных вендоров. Нашим компаниям предстоит еще переосмыслить понятия «прайс-лист», «маркетинг», «продажи», «поддержка», «PR» и так далее. Переосмыслить и сделать все, чтобы потребитель был спокоен и уверен в сотрудничестве с ними. Таких компаний пока мало, но я прекрасно понимаю, что все зависит от уровня доходов вендора. Когда уровень доходов растет, при грамотном руководстве эти вещи появляются практически моментально. После работы на оборонзаказах (а многие отечественные вендоры занимались именно этим) выход на открытый рынок чреват непониманием того, что здесь законы рынка, а не госзаказа.

Почему вы по-прежнему встречаетесь, если сегодня можно провести любую встречу или конференцию, не вставая с кресла? Сейчас же все уходят в онлайн.

АК: Онлайн — это прекрасно, и в повседневной жизни я тоже пользуюсь мессенджерами, почтой, прочими приложениями. Но все-таки нужно видеть друг друга, смотреть в глаза, наблюдать реакции, эмоции. Даже обычное рукопожатие дорогого стоит. А когда мы собираемся вместе и что-то обсуждаем, есть определенная аура, и ее не передашь по проводам.

ПП: Ничто не заменит живого общения. Технологии коммуникаций расширяют наши возможности, но общение лицом к лицу — самый полный, комфортный и эффективный обмен информацией. Когда я жил в Перми, мне даже при наличии широкого канала связи и полного арсенала средств коммуникации жутко не хватало живых встреч.

В одной из наших бесед я указала на то, что активность мероприятий спадает, а вы мне парировали, что их не становится меньше, просто их меньше освещают.

ПП: Я не могу говорить про другие клубы, но в том, что касается клуба 4CIO — он работает постоянно, без перерыва. Помимо прочего, опыт прошедших лет говорит, что крупных, массовых мероприятий, таких как «Подмосковные вечера», должно быть не больше двух в году. Людям неинтересно слушать все обо всем, их интересуют собственные проблемы — поэтому мы переключились на узкоспециализированные, отраслевые мероприятия. Алексей скажет точнее, но мне кажется, подобных мероприятий мы проводим порядка тридцати-сорока в год. Они различаются по формату, есть чисто деловые, есть связанные с отдыхом и общением.

Это именно то, что проводит ваш клуб, я правильно понимаю?

АК: Мероприятия не высасываются из пальца, а организуются по необходимости, по запросам членов сообщества. Кого-то волнует какой-то вопрос. Он приходит к нам и говорит: «Давайте обсудим проблему, поделимся с коллегами опытом, сделаем какие-то выводы». Мы организуем мероприятия именно по таким запросам. Или к нам приходят компании — например, в мае мы провели конференцию для ИТ-службы СИБУРа. И количество клубных мероприятий не уменьшается, просто вектор смещается на их полезность и интересность тематики.

ПП: Конечно. Несколько серий заказных мероприятий, много еще чего. Клуб в первую очередь предназначен для того, чтобы яркие идеи получали широкую огласку в сообществе. Сейчас у нас новый совет, у него новый председатель — Дмитрий Алтухов, с огромным количеством идей, и клуб активно претворяет их в жизнь.

Вы поддерживаете отношения с другими клубами?

ПП: Наверное, все-таки с людьми, а не с клубами. Мы очень разные — московские и региональные CIO, и у каждого сообщества свои интересы, проблемы и злободневные вопросы. То, что актуально у нас, может быть полной бессмыслицей у них. Здесь, опять же, лучше скажет Алексей.

АК: Мы серьезно разнесены географически, ведь Москва все-таки, как ни крути, финансовый центр страны. Ездить друг к другу — не наездишься. Мы, конечно, знаем друг про друга, общаемся в соцсетях, читаем новости, но на какой-то постоянной основе не встречаемся.

То есть конгресс рассчитан в первую очередь на CIO московских компаний?

ПП: Я бы не стал утверждать столь однозначно, все-таки мы не привязаны к географии. Конгресс — для ключевых руководителей крупных компаний, в основном всероссийского и транснационального масштаба, занятых в обеспечении функции информационных технологий. Вне зависимости от того, где люди живут. Просто Москва — крупнейший город в России, и большинство офисов этих компаний сосредоточены здесь.

АК: Разумеется, конгресс открыт для всех — приезжайте, нет проблем! Есть и специальные условия для иногородних ИТ-директоров. Каждый выбирает для себя.

CIO свойственно время от времени мигрировать, и новой должностью не обязательно оказывается место ИТ-директора. Бывают и те, кто переходит на другую сторону рынка. Они продолжают появляться на конгрессе?

ПП: Конечно! Сообщество ведь состоит из людей, а не из компаний. Яркий пример — Александр Жилин сегодня работает в Microsoft, в прошлом сотрудник управляющего офиса 4CIO, а еще раньше — CIO.

АК: Кто как. Для кого тематика актуальна, кто просто хочет повидаться с товарищами — безусловно, приезжают. Живой пример — Николай Прянишников. Работал в Microsoft, перешел в World Class, приедет на юбилейный конгресс, причем не просто поиграть в футбол (а играет он прекрасно), но, возможно, выступит на какой-нибудь секции. Важно стремление человека — если ему нужно, он приезжает. Если интересы совсем изменились — то зачем ему это? :)

А вообще вы помогаете ИТ-директорам с трудоустройством? Сейчас ведь такое время, многие ищут новую работу.

ПП: Я думаю, что помогаем не столько мы, сколько вовлеченность в общение. Те, кто постоянно вращается в сообществе, быстро расширяют круг общения, благодаря чему легче устраиваются на работу.

АК: Согласен, важно быть в среде, чтобы помогать собственному трудоустройству. Чем больше общаешься, тем больше у тебя шансов устроиться. Конечно, HR постоянно где-то рядом — на этом конгрессе будет даже целая секция, посвященная HR.

Расскажите еще про традиции клуба — регаты, еще что-то...

ПП: Регаты — это уже скорее не клубная традиция, за время нашего общения многие получили права на управление катерами и яхтами, и теперь собираемся для обмена впечатлениями. Опять же, несмотря на наличие разнообразных трипадвайзеров, хочется все-таки получать информацию о местах отдыха от знакомых. Постоянные мероприятия — футбол, фотоконкурс, вечерние встречи первого дня. Мне очень нравится формат воскресного вечера, когда приезжают только те, кто готов отдать это время отдыха своим друзьям и коллегам. Мне особенно дорог вечер караоке с Теймуром Штернлибом, выступлениями на барабанах Сергея Кирющина и гитарой Дмитрия Иншакова.

АК: Неизменным на всех конгрессах остается ежегодный футбольный матч. За девять лет счет между командами клуба и партнеров — 5:4 в пользу команды клуба. У партнеров в этом году есть шанс сравнять счет — или позволить сопернику вырваться вперед.

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 09/2016], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

19.11.2019 — 20.11.2019
MarTech Expo 2019

Москва, DigitalLoft

20.11.2019
BIS-2019

Санкт-Петербург, отель «Holiday Inn Московские ворота»,

28.11.2019
Второй Северо-Западный Форум CISCO

Санкт-Петербург, Гранд Отель Европа

28.11.2019
Dell Technologies Forum

Санкт-Петербург, Отель "Введенский", П.С., Большой пр.,37