Российское ПО в квадрате и «в Кубе»

Логотип компании
Российское ПО в квадрате и «в Кубе»
Главным препятствием на пути миграции в облако является сегодня уже не безопасность, а недостаточная кастомизируемость облачных сервисов по сравнению с традиционными системами
В начале июня компания «1С» отвезла своих партнеров на Кубу, на семинар «Продвижение решений в корпоративный сектор рынка и крупные государственные учреждения». Чтобы в спокойной, а Куба по праву считается одним из наиболее безопасных мест отдыха в Карибском регионе, и в то же время революционной обстановке обсудить планы по развитию программной платформы, инструментов разработки, мобильных приложений, облачных сервисов, а также выход на новый для российского вендора сегмент рынка, где до сих пор царствовали одни только иностранные IT-корпорации. 

В правдивости слухов о невероятной безопасности кубинского отдыха Борис Нуралиев убедился лично, когда на его глазах у девушки, вышедшей из автобуса выпить пино-коладу в каком-то очень живописном месте, вырвали из рук сумочку. В мгновение ока была организована погоня, сравнимая по масштабу с небольшой военной операцией, а по энтузиазму ее участников – с бархатной, но все же революцией. Наглый воришка был пойман, сумочка возвращена владелице, а случай занесен в Книгу рекордов Кубы, где подобного туроператоры, по их словам, не наблюдали уже много лет, если не десятилетий.

Российское ПО в квадрате и «в Кубе». Рис. 1

На кубинском семинаре «1С» у слушателей имелась редкая возможность послушать доклады и неформально пообщаться сразу с двумя Нуралиевыми – Борисом, который отвечает в компании за бизнес, и Сергеем, несущим на своих плечах бремя совершенствования программной платформы из восьми миллионов строк кода.

Ни для кого не секрет, что фирма «1С» является крупнейшим российским разработчиком систем автоматизации предприятий. Так же как и тот факт, что крупнейшие внедрения в стране остаются по-прежнему уделом иностранных корпораций. Но это пока. Предпосылок для изменения ситуации две. Одна пришла «сверху» вместе с новомодным словом «импортозамещение». Вторая – снизу, от самого разработчика, который вывел на рынок (теперь об этом можно говорить всерьез) полноценную и конкурентоспособную ERP-систему.

Последней на кубинском семинаре было уделено особое внимание. В отличие от импортозамещения, которое, как полагает Борис Нуралиев, имеет для российских разработчиков и их партнеров и негативную сторону. 

Импорто-заместители 

«Держитесь, вас теперь импортом будут замещать», – пошутил над руководителем «1С» один из знакомых. И в этой шутке, как признает сам Борис Нуралиев, есть немалая доля горькой правды. «Говорят: надо поддержать отечественного производителя, и тут же выясняется, что никто не знает, кто же это такой», – посетовал глава «1С». Ему есть от чего недоумевать – «1С» может считаться в российской действительности эталоном. Мало того, компания обеспечивает работой порядка 300 тыс. разработчиков, пишущих приложения на отечественной программной платформе. Их среднюю зарплату Борис Нуралиев сравнил с доходами руководителя подразделения средней (по российским меркам) компании или даже владельца небольшого частного предприятия. 

Российское ПО в квадрате и «в Кубе». Рис. 2

При определении государственной принадлежности ИT-компании и ее решений сам Борис Нуралиев предлагает идти от противного и, если уж двигаться в плане замещения чего-то заграничного чем-то отечественным, отсеять иностранные компании и поддержать остальные. Для порядка он даже предложил желающим получить российский статус написать официальное «признание» в том, что компания считает себя местной. «Вряд ли Microsoft где-либо официально объявит себя российским разработчиком», – объяснил Борис Нуралиев целесообразность такого шага. 

Но главная опасность импортозамещения не в том, что в России по незнанию поддержат (как это и было принято) иностранцев. А в том, что те уже начали помогать себе сами. «Если поддержка отечественных производителей сейчас видна только на словах, то активность иностранцев уже выражается делами. ИТ-рынок и прежде не был совсем мягким, но таких жестких действий, как на табачном, здесь пока не было. Однако ситуация становится более сложной, а рынок – более жестким. И если кто-то думает, что теперь вместо SAP все кинутся “1С” покупать, то надеяться на это не стоит. Люди много лет учились и выучили, что иностранная программа – это Mercedes, а отечественная – “Жигули”. Меня, правда, такое сравнение убивает. Почему “Жигули”? Почему не автомат Калашникова?» – предостерег россиян от излишнего оптимизма неунывающий Борис Нуралиев. 

Свой среди чужих

Возвращаясь к российской ERP-системе, можно уже сказать, что решение от «1С» – это всерьез и надолго. Почему? Не только потому, что выпущенную в прошлом году пилотную версию переработали в ERP 2.0, где, признав недочеты, собрав отзывы пользователей, переделали много всего, в том числе функционал бюджетирования, вызывавший, по данным самих разработчиков, наибольшие нарекания. Самое важное, что «1С» занялась тем, что она умеет лучше всего – выстраиванием канала. На этот раз – для продвижения своих «тяжелых» решений. 

Разработчик понимает, что конкурировать в ERP-сегменте придется в первую очередь с SAP, поэтому необходимо показывать как минимум такой же, как у германских компаний, уровень качества внедрения и последующей поддержки. В итоге для крупных клиентов обязательной становится особая техподдержка на уровне ИТС КОРП. Но и брать за нее будут «по-взрослому» – 15% от розничной цены проданных лицензий в год. А не 25 тыс. рублей вне зависимости от масштабов предприятия, как это было прежде. 

Очевидно, что далеко не все партнеры «1С» способны потянуть крупные проекты. Кому-то не хватит опыта, кому-то – финансовых возможностей. Замдиректора «1С» по работе с корпоративными клиентами Марина Слесаренко призналась, что не советует партнерам браться за проект с бюджетом в тридцать и более процентов от годового оборота внедренца. Между тем попадаются горячие головы, которые конкурируют за контракты стоимостью в 70% годового оборота и более. Это прямой риск банкротства подрядчика. Чтобы отделить компетентных поставщиков крупных решений от прочих партнеров, «1С» увеличивает список требований к первым и объединяет партнерские центры компетенции под зонтиком «1С: Центр ERP». 

Российское ПО в квадрате и «в Кубе». Рис. 3

Новые успехи старого бренда

Такого рода усилия постепенно должны привести к тому, что «1С», давно уже обогнавшая иностранных конкурентов по количеству ежегодно создаваемых у заказчиков автоматизированных рабочих мест, догонит крупных ИТ-вендоров и по финансовым масштабам проектов. Для этого, естественно, нужны заказчики из стратегических индустрий. Их на Кубу приехало сразу несколько: от мирных «Росатома» и «Трансмашхолдинга» до представителей военной промышленности в лице ИТ-специалистов холдинга «Мотовилихинские заводы». 

В Мотовилиху, как признался Борис Нуралиев, он ездил сам перед внедрением. Руководители предприятий такого уровня, по его словам, должны посмотреть в глаза владельцу компании-разработчика, прежде чем затевать серьезный проект по переводу производства на новую платформу. 

Всего же ERP-систему от «1С» приобрели уже около 70 предприятий. Официальных отчетов об успешных внедрениях – 20. Для решения, которому меньше года от роду, не так мало. Но вендор надеется до конца текущего года довести число завершенных (и подтвержденных заказчиком) успешных проектов до 100. 

Борису Нуралиеву не раз намекали, что можно было бы для системы представительского класса («1С ERP») создать новый бренд. Но он уверен, что торговой марки «1С» хватит за глаза на все продукты. А сомневающимся напомнил, что трехлучевая звезда Mercedes сияет и не машинах представительского класса (то есть того самого, на который претендует «1С ERP»), и на автомобилях попроще (классов а, b, с). «Мы не очень большая фирма, – поскромничал Борис Нуралиев, – нам нужно один бренд укреплять».

Государство накрывается облаком

Еще одним стратегическим направлением развития «1С» становятся облачные сервисы. Драйвером здесь выступило государство – после успешного пилотного проекта в Зеленограде вести бухгалтерию в облаке «1С» планируют около двух тысяч столичных учреждений. Это порядка 3,5 тыс. облачных рабочих мест при общем штате организаций-заказчиков в 230 тыс. человек. 

По словам Бориса Нуралиева, главным препятствием на пути миграции в облако является сегодня уже не безопасность, а недостаточная кастомизируемость облачных сервисов по сравнению с традиционными системами. Сергей Нуралиев согласен с наличием подобной проблемы, по его словам, над ее решением бьются все известные IT-вендоры, поскольку глобальный тренд к постепенному переносу IT-инфраструктуры в облака никто не отменял. 

Компании «1С», как законодателю мод в российской электронной бухгалтерии, не хочется мириться с тем, что в нашей стране рынок аутсорсинга бухгалтерских функций ничтожен. В США, по данным Бориса Нуралиева, на внешнее бухгалтерское обслуживание приходится 0,3% от ВВП, а в России – 0,01%. В итоге партнеры «1С», оказывающие услугу внешнего бухгалтерского обслуживания, заработали за 2013 год около $3 млн, притом что поставщики обычной «1С Бухгалтерии» – в сто с лишним раз больше. Однако канал развивается. Вендор начинал с 12 компаний-партнеров, занимающихся аутсорсингом бухгалтерии, а на сегодняшний день к ним присоединились около сотни фрранчайзи. 

Корпоративная мобильность – где деньги лежат?

Мобильные приложения – еще один сегмент, который, по мнению экспертов «1С», ни в коем случае нельзя сегодня упускать из виду. Несмотря на то что программы для планшетов и смартфонов еще не стали в корпоративном сегменте (в отличие от консьюмерского) мейнстримом, за них заказчики уже готовы платить. 

Борис Нуралиев отметил одну неприятную для разработчиков особенность продвижения мобильных продуктов – их низкую цену: «Коробка с обычным приложением может стоить $20 или даже $200, а мобильные приложения в магазинах – один-два-три доллара. И тиражи здесь не больше, чем у компьютерных решений». Как зарабатывать в таких условиях, должен понять и создатель продукта, и разработчик программной платформы. В «1С» пока приняли условия, которые в компании называют временными. Если тираж поставкки меньше 50 экземпляров, то для разработчика это будет бесплатно, а начиная с 51-го экземпляра вендор хочет получать 10% от отпускной цены, но не менее 30 рублей. Отдельные условия для тех, кто анонсирует свое решение как полностью бесплатное. Здесь требуется выложить код в открытом доступе и доказать, что поставщик приложения не зарабатывает на сопутствующих сервисах. В противном случае «1С» резонно потребует каких-то отчислений. 

Российское ПО в квадрате и «в Кубе». Рис. 4

Сергей Нуралиев рассказал о новых инструментах для обычной и мобильной разработки. Для программистов создали «1С Enterprise Development Tools», основанный на Eclipse. «По сути, это написанный с нуля инструмент разработки для текущих приложений», – пояснил Сергей Нуралиев. То есть приложения будут те же, а инструмент для их написания подготовлен совершенно иной, более удобный и современный. Но и старый, напомним, никуда не делся. 

Что же касается средств мобильной разработки, то их сделали такими, чтобы создавать приложения для iOS и Android мог любой «1С»-программист средней руки, без необходимости проходить переобучение. Таким образом, потенциальная армия мобильных разработчиков в количестве 300 тыс. у «1С» уже есть – дело за спросом на подобные услуги.

Опубликовано 18.07.2014

Похожие статьи