На стыке стихий или на перепутье дорог?
Олег Седов | 24.12.2012
В начале декабря в Кирове прошла межрегиональная конференция «ИТ на стыке трех стихий: бизнеса, государства и общества». По самым скромным оценкам мероприятие привлекло более 140 участников, в том
числе руководителей компаний и директоров по ИТ, чиновников федерального, регионального и муниципального уровня.
Правда, начало конференции было отнюдь не радужным. Прямо перед открытием пленарного заседания погас свет (авария на подстанции оставила четверть города без электроэнергии). Хотя, благодаря
грамотно спроектированной инфраструктуре и системе бесперебойного питания здания, локальная сеть, проекторы и микрофоны еще продолжали работать. И тогда организаторы встречи приняли смелое решение
– несмотря ни на что, открыть конференцию.
Начало получилось эффектное, с долей юмора вспоминал потом член клуба ИТ-директоров, CIO компании «Автомотор» Алексей Яковлев «В большинстве случаев в подобной ситуации, что называется, “избушку на
клюшку, и все в сад”, а тут вся работа продолжилась. Я был приятно удивлен».
Со словами: «Это, наверное, очень знаково – говорить о проблемах информационного общества при свечах», – открыл заседание заместитель председателя правительства области Алексей Кузнецов. Но
вернувшись к серьезным вопросам а именно причинам препятствующим информационному развитию региона Кузнецов назвал неравномерное внедрение ИТ в городах и сельской глубинке, в крупных и мелких
компаниях, а также низкую компьютерную грамотность отдельных категорий населения.
Алексей Федоров, глава департамента информационных технологий и связи, отметил первостепенные задачи внедрения информационных технологий в повседневную жизнь общества. Так, в 2012 году реализуется
проект по созданию единой защищенной сети областных и муниципальных органов исполнительной власти в целях расширения межведомственного электронного взаимодействия. Внедрение системы электронного
юридически значимого документооборота позволит создать корневой и районные удостоверяющие центры по выдаче электронной цифровой подписи. Но какое место в процессе информатизации области и края
отводится членам кировского CIO-клуба?

Во время кофе-паузы удалось спокойно (благо вопрос со светом разрешился) переговорить с организаторами конференции – членами инициативной группы клуба ИТ-директоров. Они и пояснили свою позицию,
которая мне показалась весьма убедительной. Дело в том, что, поскольку рынок труда в Кирове весьма ограничен, профессиональный и творческий потенциал многих ИТ-директоров здесь значительно выше,
чем требует того их нынешнее должностное положение, и работать в этих узких рамках им становится скучно. Большинство из них уже достигли предела карьерного роста, а опыт и энергия не позволяют
сидеть сложа руки в ожидании пенсии. Крайне редки примеры, и не только в Кирове, когда ИТ-директор вырос до финансового директора. А вот общественная работа дает многим CIO возможность реализовать
свои опыт и компетенции на благо родного края, поэтому они с готовностью поддержали профессиональное движение, направленное на усиление роли ИТ-сообщества в принятии государственных решений,
связанных с развитием ИТ-потенциала Кировской области. Но подобная инициатива хороша, только когда налажен конструктивный диалог с властью. Иначе, в формате монолога, это будет разговор
профессионального сообщества с самим собой.
О том, каким видят эффективный формат взаимодействия с ИТ-сообществом региональные власти, мы говорим с главой департамента информационных технологий и связи Кировской области Алексеем Федоровым.

Позиция членов Кировского клуба ИТ-директоров в отношении профессионального взаимодействия с региональной властью нам ясна. А как власть намерена строить взаимодействие с членами клуба
ИТ-директоров?
Надо признать, что в огромном потоке больших и малых дел, решаемых в недрах бюрократической машины, большое количество полезных ИТ-практик остается незамеченным. А живое общение с представителями
профессионального сообщества как поставщиками новых идей позволит сформировать совсем иной взгляд на многие проблемы. Другими словами, это хороший барометр, показывающий, насколько правильно мы
строим свою работу. К тому же это еще и активный канал обратной связи, который даст нам возможность чувствовать время, слышать его ИТ-пульс.
Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшней конференции?
Я склонен очень высоко оценить уровень большинства представленных сегодня докладов. Обозначено немало проблем, прозвучало много интересных предложений, которые предстоит обсудить более глубоко в
практическом аспекте. Для меня это очень важно, так как с самого начала предполагалось, что общение с ИТ-директорами должно служить катализатором правильности политики власти в отношении развития
ИТ-отрасли в нашем регионе.
А каковы сегодня ИТ-приоритеты в Кировской области?
В первую очередь стоит задача создания модели управления отраслью.
Зачем? Будет бизнес – будет и отрасль.
В кулуарах многих мероприятий, в том числе сегодняшней встречи, не раз всплывала тема слабого нормативно-правового регулирования в области инфраструктуры данных, что порождает массу проблем. Кроме
того, и это мое глубокое убеждение, необходимо движение к архитектуре открытости региональной власти. В первую очередь необходимо изменить парадигму управления. Так, если мы говорим о внедрении
концепции открытого правительства, то это прежде всего парадигма эффективной обратной связи. То есть нужно слышать мнения граждан и бизнеса, в частности ИТ-сообщества. Сейчас власть чаще всего их
не слышит. А ведь на дворе двадцать первый век, и если сегодня что-то замолчать, не раскрыть какую-то информацию, то любой желающий выйдет на зарубежные информационные ресурсы и получит все
сведения по интересующей его теме. Конечно, эту информацию можно потом назвать сомнительной или даже фальшивкой, запретить доступ к этим ресурсам. Но, повторяю, в двадцать первом веке что-то
запрещать уже не получается. Так что надо не запрещать, а, наоборот, создавать все условия для развития информационного общества. Те же принципы должны быть заложены и в концепцию электронного
правительства. Когда человек почувствует, что ему удобно пользоваться электронными госуслугами, он будет это делать без всяких законов.
Сегодня много говорилось о необходимости повышать престиж чиновника. И меня это откровенно удивило. Мне кажется, стране нужна прежде всего эффективная экономика, а без информационных технологий
добиться этого невозможно. Но для ИТ нужны специалисты. Вот о чем надо говорить, а не о подготовке чиновников.
Я, пожалуй, с вами соглашусь. Сегодня действительно идет перекос не в ту сторону. На днях мы обсуждали эту проблему с ректором Вятского университета. У нас практически подорвана система
образования, и на этом фоне нет преемственности в образовании. Есть старшее поколение преподавателей, и есть молодежь. Преподавателей среднего возраста, имеющих солидный багаж практического опыта,
в вузах по существу нет. Казалось бы, этот пробел может закрыть костяк CIO-клуба. Вузы заинтересованы в этом, и такие примеры есть. Эта тема обсуждалась нами не раз.
Однако не мотивирует ли такой подход студентов к тому, чтобы они, получив знания, уезжали из региона?
Согласен, подобный риск есть. Но продолжать готовить специалистов по старинке тоже нельзя. Выход, наверное, в том, чтобы дать студентам, молодым специалистам возможность реализовать себя дома, в
своем регионе, раскрыть свои таланты не на второстепенных ролях, а на более значимых позициях. А для этого необходимо, чтобы они были востребованы прежде всего местным бизнесом.
Вопрос обновления компетенций для ИТ-отрасли стоит очень остро. На ваш взгляд, каких компетенций в первую очередь не хватает госструктурам в вопросах ИТ?
Наш департамент был создан не с чистого листа, а путем привлечения специалистов госуправления из других департаментов. Но дело в том, что они не из ИТ, и в этом главная проблема. У нас мало людей,
способных глобально, стратегическим взглядом оценить проблему, представить архитектуру построения сложных ИТ-систем. Сегодня в госуправлении острый дефицит специалистов со знаниями телекома и
информационной безопасности. Оплата труда этих специалистов в коммерческих структурах намного превышает наши возможности. Поэтому нам приходится принимать молодых людей с горящими глазами, и уже
внутри департамента, непосредственно в ходе работы они приобретают недостающие знания, нарабатывают практики и опыт. С другой стороны, тот, кого интересуют только деньги, к нам не придет, что
отсекает случайных людей. Мотивировать мы можем только одним – интересом к профессии.
Сегодня много говорили о реинжиниринге административных регламентов. Что это значит, с вашей точки зрения?
Если мы оценим наши традиционные регламенты с точки зрения выстраивания именно под информационные ресурсы и технологии, то они должны будут приобрести совершенно иной вид. Но очень мешает, что все,
кто их пишет и утверждает, живут все еще вчерашним днем. И, возможно, вовсе не из-за какого-то злого умысла, а просто в силу недостатка компетенций. Они не понимают, что такое реинжиниринг в
рамках ИТ, и зачастую конструктивный диалог с ними не получается.
Что же может изменить их позицию?
Мне сегодня понравилась остроумная метафора в одном из докладов на конференции, что «можно дернуть за ниточку KPI чиновника, и будет видно на что он влияет». Без соответствующей ИТ-системы получить
необходимый уровень прозрачности деятельности каждого сотрудника не удастся. Вот таким образом и надо выстраивать внутреннюю политику, чтобы у каждого чиновника был понятный KPI. Возьмем, к
примеру, сокращение времени на административную процедуру. В условиях, когда у большинства госслужащих вообще никаких прозрачных оценок деятельности нет, любые критерии могут быть удачей. Пока же
критерий у чиновника один – он должен понравиться своему начальнику. Мы все время говорим о необходимости экономии и сокращения расходов. Но мы не говорим о том, что нужно деньги тратить более
эффективно.
Но беда в том, что при смене руководства все прежние начинания обычно замораживаются, а потом, при новом руководителе, все начинается заново. Нет в госструктурах преемственности.
Причина в отсутствии системности. Если бы она была, никто не мог бы с проложенных рельсов свернуть. Вот и получается, что каждый новый чиновник выстраивает краткосрочную стратегию под себя. Поэтому
мне более важен и симпатичен диалог с профессионалами. Даже несмотря на то, что это требует от меня постоянно тянуться до их уровня. Но иначе я просто не смогу соответствовать уровню решаемых нами
задач.
Поделиться:
Также по теме
Мысли вслух
Как бизнес и учебные заведения адаптируют образование к новым реалиям экономики?
Попробуйте представить ощущения, когда ты занимаешься, вроде бы, прорывными вещами, а тебе объясняют "это, парень, тенденция вчерашнего дня".
Возникает понятное желание поразбираться, иногда на это нужны несколько лет.
Возникает понятное желание поразбираться, иногда на это нужны несколько лет.
Как культура поведения удаленных пользователей влияет на кибербезопасность организации
Компании сообщают
Мероприятия
Конференции по спутниковым коммуникациям #SpaceCom Digital Russia 2021
Москва
Бесплатно
11.02.2021
12:00
Magic People IT Channel Awards 2020: о людях, создающих дополнительную ценность
ОНЛАЙН
Бесплатно
15.02.2021