Не хочу учиться, или МВА для ИТ-директора

Логотип компании
Не хочу учиться, или МВА для ИТ-директора
Коль скоро зрелые мужи и дамы решили истратить кучу своих далеко не свободных вечеров или отпусков на образование, возникает вопрос о том, что может их к этому подвигнуть.
Утро, будильник, сонные взрослые ползают по квартире. Завтрак уже на столе, а дите еще в кровати.
— Вставай, молодой человек, в школу опоздаешь!
— Я хочу спать…
— Ты сам виноват. Вчера, когда ты не хотел ложиться спать, я рассказывал, как голова будет болеть и звать к себе кровать…


Из таких постоянных разговоров на тему соблюдения режима становится ясно: в школу не хочется, причем, дело не в домашнем задании, которое я лично проверял. Просто мальчик не понимает, зачем ему это надо…

Почему я с этого начал? Да потому, что лишь немногие из нас могут сказать, что с радостью бежали в школу. Может быть, только уже в старших классах, когда появлялась настоящая дружба и сердце разила первая стрела Амура…  Однако потом ВУЗ, и снова непонятно, зачем половина предметов, например нудная линейная алгебра, которая читается впрок, и только к третьему курсу становится понятно, в каких, уже специальных, курсах могут потребоваться эти знания. Социология, преподавательница — чаровница пенсионного возраста, журналист и креативщица... Она «зажигала» аудиторию, и мы весело проводили время лекций, но польза?! Она отчасти стала понятна лет через десять, когда в амплуа ИТ-директора пришлось осмысливать тот человеческий материал, который представляют подчиненные.

Дальше? Дальше коммуникативные проблемы с собственником, ощущение, что его мозги работают не так, как у нас, в ИТ-тусовке, и, наверное, первое осознанное решение о необходимости получать специальное «директорское» образование. Тут — о чудо! — собственник, хитрый лис, от которого и до, и после пришлось натерпеться всяких подстав, проявил широту и размах, заслав на практически «гендиректорский» курс. Собственно, я собирался написать статью о том, зачем ИТ-директору МВА, но пришел к выводу, что важнее поговорить об образовании вообще.

Стереотипы

Рефлексы, рефлексы, ой, пошли условные рефлексы… Вот это и есть первый образовательный опыт еще даже не людей — просто живых организмов. Или нет, гораздо раньше появилась ДНК. Видимо, эволюция без накопления знаний невозможна, учиться придется все равно, вопрос в том, чему, как и когда. Такой вот далеко не праздный вопрос.

Вообще с эффективностью и целеполаганием в образовании беда. Причины банальны. Большинство людей, подчас весьма успешных, не может толком объяснить, что и почему они делают в этой жизни. Зачем им эта машина, которая на 5% лучше другой, а стоит в 2-3 раза дороже. Почему они выбрали эту профессию. Почему, зарабатывая вагон денег, они испытывают недосып, невроз, страх потерять все это и не получают простого удовольствия от жизни. Зачем относить эти тысячи «уе» на МВА-программу, когда ни времени, ни желания регулярно посещать лекции и всерьез что-то изучать нет?  Увы, все банально. В подобных ситуациях нередко срабатывают стереотипы. Вот некоторые из них.

Понт — словечко жаргонное, но наиболее меткое. В тусовке, в кругу общения и в СМИ создан стереотип успеха, который включает в себя ряд фетишей. В частности, им может оказаться образование. На протяжении истории нашей страны сначала дореволюционный инженер был небожителем, потом такими стали ученые доктора и кандидаты наук, потом академики... Очевидно, что в данном конкретном случае страна с плановой экономикой имела перспективный социальный заказ, и через СМИ и директивы образовательным учреждениями провоцировала производство кадров, которые ей потребуются. Сейчас мировые фетиши создаются, в основном, по другую сторону океана, в Пентагоне или офисах крупных корпораций, и лоббируют интересы своих создателей по удешевлению ресурсов и расширению рынков.

Халява — возможность пройти обучение за счет компании. Например, компания большая, и в ней не очень-то отслеживают, кто, что и зачем делает. В подобной ситуации можно на личных договоренностях «протолкнуть» оплату обучения, не объясняя, какой прок от этого компании. Сам обучаемый действует по принципу: надо брать, пока дают.

Принуждение — ситуация принудительной отправки персонала на дополнительное обучение, потому что так решили высоколобые из службы по персоналу или такая мания у «отца» компании. Я не имею ввиду случаи, требующие дополнительного обучения по производственной необходимости, а именно доведенную до идиотизма ситуацию, когда, например, машинописи обучают всех ИТ-специалистов. Подобное стало реже встречаться после кризиса, но находятся иногда у людей «лишние деньги».

Долой стереотипы! Топ-менеджер, как человек уже образованный, руководитель и лицо обладающее некоторой свободой в компании, решая вопрос о собственном образовании, прежде всего должен руководствоваться принципом целесообразности.

Неверные ожидания

Итак, коль скоро зрелые мужи и дамы решили истратить кучу своих далеко не свободных вечеров или отпусков на образование, возникает вопрос о том, что может их к этому подвигнуть. Следует заметить, что приведенные выше случаи относятся к мотивам надуманным. Правда, когда речь идет об ИТ-директорах, то я относительно спокоен, поскольку профессия развивает критическое мышление, и вряд ли они так просто поддадутся на понт или польстятся на халяву. Вместе с тем существуют менее явные поводы, которые на первый взгляд могут выглядеть разумными, но при ближайшем рассмотрении оказываются несостоятельными.

Расширение базы знакомств. Практика показывает, что это не самое оптимальное решение. Для этого существуют разного рода клубы, спортивные секции и даже школы танцев. Совместите приятное с полезным, и не будете, забивая на учебу, мешать тем, кому это действительно надо... Применительно к МВА правило «айда за связями» уже не работает: там такие же «айда», как и вы. Друг другу вы будете нужны постольку– поскольку.

Изменение собственной доходной базы. В данном случае истинные цели подменяются суррогатом в виде дополнительного образования. Новые доходы приносит изменение условий труда. Если это, в свою очередь, требует получения дополнительных знаний через дополнительное образование, то так и надо цель формулировать.

Расширение горизонтов или создание новых возможностей. Ситуация спорная. Сказать, что горизонты не расширяются через дополнительное образование, было бы неверно. Однозначно расширяются. Но действие опять же опосредованное, и если нет ответа на вопрос, зачем учиться, то и не будет понятно, чему учиться. Относительно же поиска новых идей и впечатлений, то место учебы — не самое подходящее для этого место.

Когда нужно МВА

После такого обилия негатива напрашивается вопрос, а можно ли сказать что-либо хорошее? Разумеется, да.
Прежде всего, уместно говорить о ликвидации «уязвимых мест», т.е. когда отсутствие каких-либо знаний делает вас в вашей профессиональной деятельности неконкурентоспособным. Начинать всегда следует с этого, поскольку прежде чем перейти в наступление, стоит перегруппировать тылы. Случай, когда постоянный образовательный процесс является частью поддержки профессиональных навыков в актуальном состоянии, я не рассматриваю. Не везде происходит столь частое обновление знаний, как и ИТ.

Кроме того, дополнительное образование требуется для реализации новой личной стратегии. Однако тут следует не ставить телегу впереди лошади. В противном случае можно начать рассматривать образование как саму новую стратегию, а не как средство ее достижения.

Ну и, наконец, никто не отменял закон перехода количества в качество. Личное развитие может привести к тому, что дальнейшее движение будет возможно только в сторону коренной смены жизненного уклада и сферы деятельности. Это потребует большого образовательного процесса. Главное, опять-таки, чтобы преобразования определяли потребность в образовании, а не наоборот. Применительно к МВА это означает, например, уход ИТ-специалиста в департамент развития или даже на пост директора предприятия.

Когда же все эти условия соблюдены, и мы уверены в зрелости своих ожиданий от образовательного процесса, можно говорить о назревшей потребности в обучении. Что ждет на этом пути?

Модели обучения

Немецкая модель. Большой объем учебных материалов для выполнения домашнего задания. Положительные эффекты данной модели — выработка навыков переработки больших объемов информации. Обратная сторона медали — заполнение головы большим количеством теории в отсутствие развитых прикладных навыков ее применения. Вряд ли состоявшемуся ИТ-менеджеру требуется развитие интеллектуальной  выносливости или навыков работы с информацией. Применительно к МВА: программы, построенные по такому принципу, встречаются, и их авторы гордятся строгим режимом и объемностью курсов. Только одно там не объясняют — какая польза будет от этого в дальнейшем.

Английская модель. По сути, коммуникативная модель, ориентированная больше на общение в широком смысле. Выстраивать отношения, заводить знакомства, изучать людей. Слава богу, мне не довелось видеть МВА подобного рода. Данная модель скорее годится для программ, ориентированных на развитие предпринимательских навыков. Соответственно, если ВУЗ предлагает МВА, построенное по принципу английского клуба, то, наверное, стоит обойти таких «специалистов» стороной. В конце концов, есть специальные агентства, которые по запросу подскажут, в какой клуб вступить или на какой фитнес записаться, чтобы неформально познакомиться с нужными людьми.

Американская модель. Столпы нашего образования часто смеются над «тупыми америкосами». Они действительно в своей массе плохо образованы, но объясняется это следующей парадигмой. Общество не проводит пятилетний план, индустриализацию и т.п. У общества нет необходимости закрыть кадровый голод хоть кем-нибудь. В обществе конкуренция. Образование — это не ритуал, а инструмент, и, как всякий инструмент, его покупает тот, кому он нужен для работы. Такой подход в МВА мне кажется наиболее правильным, поскольку сам данный диплом призван отвечать той же задаче. Соответственно, и учебный блок должен состоять из модулей, дающих определенную свободу выбора.

***
Процесс образования — это всегда клубок противоречий. И, в отличие от ребенка, проблему с балансом полезного и бесполезного каждый зрелый индивидуум волен решать сам. Именно это подвигло меня несколько абстрагироваться от прикладной задачи МВА для ИТ-директора и порассуждать о вещах более общих.




Опубликовано 31.01.2011