УправлениеИТ Директор

С гармонией по жизни: о том, как на нас влияет работа

Марианна Крель | 04.02.2011

С гармонией по жизни: о том, как на нас влияет работа

Один мой знакомый ИТ-директор говорит: если человек работает меньше 16 часов в день, то он не лоялен к компании. Довольно часто разговоры о работе и карьере сводятся к тому, каким набором знаний и сертификатов должен обладать соискатель для повышения своей стоимости на рынке труда. И почему-то мало кто задумывается о том, как меняет человека работа, которую он выполняет.

На работе каждый из нас проводит значительную часть своей жизни. Один мой знакомый ИТ-директор говорит: если человек работает меньше 16 часов в день, то он не лоялен к компании. Это, конечно, шутка, в которой, как обычно, только доля шутки. Если представить, сколько времени мы ежедневно посвящаем выполнению тех или иных профессиональных задач и добавить количество отработанных дней (лет), то нельзя не задуматься о том, как выполнение этих задач влияет на каждого из нас, как на личность.

Собственно, именно об этом и хотелось бы поговорить: о том, как мы меняемся или должны меняться вместе с работой, почему бывают срывы на ровном месте, и что со всем этим делать.

Откуда берутся срывы

Стрессы, усталость, выгорание или, наоборот, эйфория, радость, удовлетворение — все это способна подарить работа на разных этапах жизни. А еще могут произойти рост и развитие. Или деградация. Все зависит от специфики задачи и от характера и склонностей данного конкретного человека. Одному специалисту дай коды писать весь день, и он найдет в этом творчество, будет гордиться красотой и простотой найденного алгоритма. Другому поручи коды писать весь день, и он зачахнет от рутины.

Совершенно естественно: когда делаешь работу, которая «по сердцу», то и складно получается, и сил будто не уменьшается, и усталость какая-то легкая, радостная.  И наоборот, когда через силу делаешь, когда не лежит душа к работе, то еще только подумал о том, что надо сделать, а уже устал. И сил не напасешься: уходят, как вода в песок.
Многие в наше время работают не потому, что хотели именно этой работой заниматься, а потому, что «здесь удобно, стабильно платят, и вообще не до жиру». Хорошо, если вид деятельности совпадает с тем, к чему человек склонен по характеру. А если нет? Тогда получается, что человек работает под постоянным внешним и внутренним давлением. Душа не лежит к работе, вдохновения нет, а значит, усилием воли человек заставляет себя смириться. И тут начинается прессинг: должен соответствовать, должен побороть себя и с высоко поднятой головой (или хотя бы без матов вслух) оправдать оказанное доверие и выполнить поставленную задачу. Только почему-то ощущение от такой работы как в том фильме: «Эй, пацак, где твой цак? Одень и улыбайся!». И глухое раздражение, которое в какой-то момент прорывается или в виде сердечных приступов-инфарктов, или в виде «вот мое заявление, и горите вы тут синим пламенем!». А окружающие недоумевают: чего это он (или она) вдруг? Все же хорошо было. Нет, не было хорошо. Было плохо. Просто не много и не сразу, а как в китайской пытке, когда на голову привязанному человеку капает вода. Монотонно и постоянно. Кап-кап-кап… Голову не убрать, не увернуться. Кап-кап-кап… Говорят, через сутки люди под такой пыткой теряют разум. А тут вроде никто не пытает, но почему-то хочется или грушу в офисе повесить, или бейсбольную биту взять и каааак…

Откуда берутся такие настроения?  Как их увидеть и что с ними делать? Ответ одновременно сложен и прост: быть внимательным к себе, осознавать, что с вами происходит и быть честным с самим собой.

Галопом по жизни

Со мною вот что происходит…
Е. Евтушенко

Мы учимся всю жизнь, каждый день. Новые знания, навыки, инструменты. Технические сначала, финансовые и другие — потом. Навыки вести переговоры, делать презентации, на скорость выполнять работу, заниматься спортом, читать мысли начальника и при этом улыбаться. Мы учимся узнавать и решать проблемы, общаться с людьми, а с собой поговорить часто забываем. Или боимся. Потому что опыта нет. Страшно. Или просто времени нет. Работа-дела-дом-магазины-телевизор-поспать-интернет-дела-работа-работа-работа… Столько важных-преважных дел!
Тайм-менеджмент кричит изо всех книжек: научитесь делать за 24 часа столько, сколько обычно делают за 59! Повысьте свою эффективность! Помогите начальству сэкономить на зарплате, работайте за двоих по цене одного! Правда, никто не говорит, что организм обмануть не получится, и устанет он за 24 часа, как за 59, а не наоборот. Но это уже совсем другая история. А так везде марафон на выживание. Слова громкие в праздники, медали шоколадные за лояльность. И быстрей-быстрей-быстрей! «Бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит».

Чем выше человек взошел по карьерной лестнице, тем больше давление: кроме профессиональных знаний еще стиль, имидж, смешать ПИАР со скиПИдАРом и в небольших дозах, но каждый день всем. И во всей этой безумной гонке мало кто замечает, как на него самого влияет то, что он делает. Не замечает, как сам меняется, стремясь соответствовать. Забывает узнавать, что происходит у близких. Услышать самого себя. Все на бегу, все в кредит, порой даже семья и отношения с друзьями. Как будто черновик жизни пишется, а начисто можно будет потом. И так каждый день. Много-много важных дел, которые вошли в привычку, делаются на автомате без включения мозга и осознанности, и из-за которых не успеваешь жить. Не верите? Вспомните, пожалуйста, свой день сегодня. Каждую минутку. Что вы думали, как себя чувствовали. Получилось? Поздравляю! Вы — счастливое исключение из правила.
И если ваша работа вам по душе, то все хорошо. По крайней мере, без лишнего давления и стресса. А если нет? Лично вам нравится то, чем вы занимаетесь? А чем бы вы хотели заниматься?

Человек почти всегда живет либо в мыслях о прошлом, либо в мыслях  о будущем. «Здесь и сейчас» очень мало кто осознает. Работает, неосознанно решает какие-то задачи каждый день, вырабатывает у себя привычки, которые потом формируют судьбу.

Через не хочу

Посеешь привычку — пожнешь характер,
посеешь характер — пожнешь судьбу.
Народная мудрость

Те, кому по работе приходится сталкиваться с управлением людьми, знают, что при постановке задачи важно учитывать две вещи: специфику задачи и черты характера, наиболее подходящие для выполнения именно такой задачи. Причин для поиска максимального соответствия между задачей и исполнителем две: во-первых, человек более качественно и легко выполняет работу, к которой у него склонности; во-вторых, когда человек вынужден делать то, что ему неприятно или не нравится, он прикладывает гораздо больше усилий (надо заставить себя и еще сдержать неудовольствие), что приводит к быстрой усталости и быстрому же выгоранию. Причем, человек может не осознавать сам, почему у него уходит уйма сил на, казалось бы, простую задачу. Или человек может не обладать нужными для выполнения задачи навыками. А выбора как бы и нет, работа такая: начинает учиться новому, привыкает делать, особенно если использует новые навыки каждый день… И характер самого человека меняется. а вслед за характером меняется и жизнь.

Все вышесказанное не отменяет необходимость развиваться и получать новые навыки. Только развиваться лучше в том, что нравится и интересно, а не просто «партия сказала: НАДО». Тогда будет гармония между характером  и делом. Человек вообще субстанция очень сложная и противоречивая. Представьте себе: душа, дух и тело в качестве основы, затем сознательный и бессознательный разум, чувства и рефлексы, а сверху еще характер, привычки и склонности. И весь этот коктейль замешивался в каком-то социуме с некими собственными и приобретенными ценностями, комплексами, желаниями, планами и мечтами. Все это вместе, если работать над собой, становится личностью, и в большей или меньшей степени меняется под воздействием внешних обстоятельств, внутренних размышлений и переживаний, то есть, в ходе приобретения жизненного опыта.
Какое отношение личность имеет к работе, спросите вы? Самое непосредственное. Потому что эта самая личность работу и выполняет (должна выполнять). Во всяком случае, для выполнения работы и успешного карьерного роста личность учится, приобретает разные полезные навыки и знания. А потом полученные знания применяет с учетом собственного характера и особенностей.
Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни решал задачу, от одной мысли о которой скулы начинало сводить от скуки или страха. Причем, для каждого из нас эти задачи разные.

С места в карьеру

Ну вот, исчезла дрожь в руках
Теперь наверх…
В. С. Высоцкий

Карьерный рост связан с необходимостью соответствовать требованиям не только по уровню технических знаний. Естественнее всего будет получаться работа, к которой есть склонности по характеру. Даже выполнение механических операций требует определенного склада характера у исполнителя. Что уж тут говорить о более высококвалифицированной работе.

Множество задач, которые выполняются на разных этапах карьеры, можно представить в виде четырех основных последовательных этапов, где название специально составлено из двух слов: первое – склад характера, второе — специализация:
•    Технарь-технарь;
•    Технарь-менеджер;
•    Менеджер-технарь;
•    Менеджер-менеджер.

Каждому из этих этапов соответствует определенный набор «типичных» черт характера, позволяющих человеку быть на этом этапе успешным. А теперь посмотрим, как движется и меняется человек, проходя последовательно через эти этапы карьерной лестницы.

Забегаю вперед, скажу, что изменение черт характера в ходе карьерного роста — это не хорошо и не плохо. Это данность. Нормальный процесс. Важно его осознавать, потому что работа — не единственное, что есть в жизни человека, и изменение черт характера может и будет влиять и на другие сферы тоже, вызывая массу вопросов и недоумений. Если же человек не меняется, а усилием воли заставляет себя соответствовать внешним требованиям, то его раздражение и недовольство (причины которого, возможно, им и не осознаются) будут разрушать и его собственную психику, и психику окружающих на работе и дома людей.
Вот и получается ситуация, что человек, продвигаясь по карьерной лестнице, вынужден меняться в соответствии с теми задачами, которые он выполняет. Или уходить в ту область деятельности, где задачи наилучшим образом соответствуют его характеру.

Основные этапы карьеры «технарь-технарь»

Описание

Это этап индивидуального творчества, когда можно копаться в железках или писать код, приходить в офис к обеду в свитере, а не к девяти утра в костюме

Типичный характер

На данном этапе — интраверт, поскольку человек работает автономно (не путать с изоляцией), не должен никем управлять, а с «вверенными ему железками» (в данном случае это образ собирательный) он и так умеет обращаться

Задачи этапа

Техническая реализация поставленных задач. Минимум вынужденных коммуникаций

Сложности этапа

Техническая подготовка и квалификация специалиста. Практика показывает, что между собой технари прекрасно ладят, а со всеми другими (которые не разбираются «в железках») предпочитают особо не общаться, дабы не утруждаться (чего стоят многочисленные эпитеты в адрес пользователей, которые и «юзеры», и «юзвери», и другие разнообразные представители животного мира). Для понимания остальных людей и перевода с их языка на технический есть начальник.

 

Пример

Пришел в компанию человек, работает какое-то время технарем, а потом его, как часто бывает, повышают, и дают ему в подчинение (или управление) команду. Хорошо, если при этом учат, как быть менеджером, или склонности характера учитывают.  А то бывает, что просто больше некого назначить. И человек начинает меняться.

Бывает и так, что человек остается на этом этапе всю жизнь: вот нравится ему работать руками, и все тут. Не хочет он людьми управлять. И слава Богу. Живет такой человек в гармонии с собой и радуется.


Основные этапы карьеры «технарь-менеджер»

Описание

Этап, на котором начинается коллективное творчество, когда надо уметь понимать каждого из участников команды, ставить задачи и общаться с руководством. Это первый переломный момент, когда перед вчерашним технарем возникает дилемма: сделать самому (как просто и привычно) или научить других

Типичный характер

Интраверт, умеющий коммуницировать. На данном этапе человек должен уметь договариваться и выражать свои мысли. Он уже не может позволить себе только «птичий» язык, поскольку должен общаться с окружающими понятным для всех образом. Кроме того, задача управления командой подразумевает наличие или развитие организаторских способностей

Задачи этапа

Менеджер (наряду с выполнением поставленных задач) должен помогать людям расти. А там, где есть общение с людьми, появляется необходимость разбираться в психологии, уметь слушать, анализировать поведение, понимать причины поступков и — что самое сложное — мотивировать людей. Именно на этом этапе начинают проявляться стили руководства новоиспеченного менеджера: коучинговый, авторитарный, смешанный и так далее. Здесь выясняется, командный он игрок или только сам за себя

Сложности этапа

Технические знания все еще важны, но роль менеджера, пусть и небольшой команды, требует навыков общения, умения излагать мысли и отстаивать свою позицию. Если человек по натуре интраверт или технарь, он будет вынужден меняться или уходить, так как ему необходимость становиться более коммуникабельным, ориентированным на бизнес и внешний мир (людей) вместо техники. Если на предыдущем этапе у технаря есть свобода творчества и возможность самому (в рамках своей области ответственности) выбирать способ решения поставленной задачи, то у менеджера должен быть ответ на вопросы «почему так, а не этак?» или «а зачем?». Вопрос «зачем», естественно, является для технаря оскорбительным, потому что для него техника самоценна и не требует обоснования и странных слов типа «возврат инвестиций», «сроки окупаемости» и т.д.

Пример

Если  назначенный на роль менеджера человек склонен по характеру отвечать за других людей и находить с ними контакт, то сложностей и внутренних противоречий не будет. На этом этапе часто фиксируется карьерный рост технарей-менеджеров: в «управленцы» они идти не хотят, и остаются «на стыке» между техникой и управлением.


Основные этапы карьеры «менеджер-технарь»

Типичный характер

Экстраверт или коммуникабельный интраверт

Задачи этапа

Выстраивать взаимоотношения не только с соседними командами, но и с руководством компании, отстаивать свои интересы, уметь принимать решения и вести людей за собой

Сложности этапа

Если для человека общение с людьми — задача, выполняемая «из-под палки», то давление и напряженность будут только расти

Пример

Человек в роли менеджера-технаря вынужден учиться общаться не только со своей командой. И если по характеру человек не склонен разбираться в том, как правильно ставить задачи, защищать свою точку зрения или мотивировать людей, то ему будет тяжело. А поскольку каждый человек естественным образом стремится создать себе комфортные условия для работы, то менеджер-технарь, вынужденный делать то, что противоречит его характеру, будет либо на всех раздражаться, выплескивая агрессию на давление и вынужденные изменения, либо замкнется в привычной для себя манере поведения с людьми, как с железками: кнопку нажал и работает, чего к ним подходить, пока не ломаются.


Основные этапы карьеры «менеджер-менеджер»

Описание

Чем выше по карьерной лестнице, тем больше общения с людьми. Это само по себе тяжелое занятие, если не получать от этого искреннее удовольствие. А когда общение вынужденное, то напряжение ощущают все. И оно не добавляет легкости в душе и удовлетворения от работы

Типичный характер

Либо от интраверта не остается и следа, и перед нами уже новая личность с другими чертами характера, либо человек настолько загнан в рамки, заданные должностью, что с минуты на минуту сорвется


Работа по душе: почему это так важно

Вижу цель, не вижу препятствий, верю в себя.

Свои сильные и слабые стороны каждый человек так или иначе о себе знает. Если же не знает, то может всегда начать разбираться сам, со специалистами или при помощи друзей. Что с этим знанием делать, каждый тоже решает сам. Важно осознавать, какие стороны являются вашими по характеру, а какие вам менее или совсем не свойственны. Благодаря именно этим особенностям наверняка вам удается легко справляться с тем, что у других людей получается не так легко. Это не хорошо и не плохо само по себе. Это просто ваша особенность в контексте выполнения конкретной задачи. Есть и те задачи, где нужны другие особенности характера, которых у вас нет в достаточной мере. И если вам попадается такая задача, уже вы скрипите зубами и делаете ее. Или не делаете. Это тоже не важно. Есть люди, которые по характеру продавцы, даже если занимаются другой работой. Есть те, кто по характеру менеджеры или организаторы. Есть те, которые по характеру технари, даже если закончили филфак.
==============================================
Непридуманная история

В книге по управлению персоналом есть такая история: одна компания искала начальника склада. Долго и упорно. Писались требования к кандидатам, описывались должностные инструкции, но как-то все не получалось. Не найти было подходящего человека, чтобы порядок был. И тогда придумали такой ход: всех, приходивших на собеседование, пропускали через один и тот же сценарий. Соискателю говорили: «Простите, вы знаете, шеф задерживается, приедет через 40 минут. Вы не могли бы ему чай купить? Магазин в 10 минутах ходьбы. Простите за неудобства, вот деньги на чай, 34 рубля 50 копеек. Шефу будет очень приятно!». Надо сказать, что в том магазине чая за такие деньги не было. Был только более дорогой. А дальше смотрели, что соискатель делал. Если приходил без чая, не брали. Если приходил с чаем, но доплачивал из своего кармана, не брали. Суть задачи была в том, что нужный чай был в следующем магазине, который был чуть дальше. И его надо было найти. Как-то раз пришла на собеседование женщина, которую отправили по привычному маршруту. Она вернулась с чаем, со сдачей, со списком окрестных  магазинов, в которых можно было купить такой же чай, и устроила выволочку секретарше: «Что вы меня не в тот магазин отправили?». Уже много лет она работает в этой компании. Ее ненавидят сотрудники склада, потому что у нее в делах полный порядок и прозрачность. Директор счастлив, дама при деле и тоже счастлива. Потому что на этой работе все ее особенности характера проявились, как очень сильные достоинства. Когда я узнала эту историю, то пересмотрела требования к тем людям, которых набираю в свою команду. И результат превзошел все ожидания.
А теперь представьте, что на ту работу (на склад) взяли скромного и тихого человека. И начали на него давить, требуя быть «стервой в брюках». Человек изо дня в день должен будет всех заставлять маршировать по подоконнику.
========================================================

Часто люди попадают в ловушку, когда путают четыре важные стороны своей жизни:
•    то, каким человек является на самом деле (внутри себя);
•    то, каким он хочет стать;
•    то, каким он хочет выглядеть в глазах окружающих;
•    то, каким его воспринимают в итоге окружающие.

Если вспомнить, что у каждого из нас еще и целый набор часто противоречивых ролей, которые мы играем (сын, отец, муж, начальник, подчиненный, коллега, друг, и все это в одном «флаконе»), и к каждой роли окружающие предъявляют свои требования, то коктейль получается «прекрасный». Даже если человек изначально не был склонен к такому поведению, к которому его подталкивают на работе (и быстро не займется тем, что ему ближе по характеру), то по сложившейся (на работе же) привычке он и дома начнет так себя вести, чтобы избавиться от противоречивости поведения. Потому что невозможно быть на работе одним, а дома другим. Нормальный человек долго не сможет. Психика не выдержит. А если будет стараться сдерживаться, то это приведет неврозам и срывам.

Важно, чтобы работа соответствовала, или хотя бы не противоречила, типу характера, иначе человек очень быстро выгорит, сам того не заметив. И важно перед выбором новой работы (или периодически просто для профилактики) спрашивать себя: какие черты характера нужны для того, чтобы быть успешным на этой работе? Являюсь ли я таким? Готов ли я стать таким не усилием воли, а реально измениться? Как изменится моя жизнь с такими изменениями меня (это иллюзия считать, что жизнь не изменится)? Хочу ли я этих изменений?

Замечу, что отрицательный ответ на последний из этих вопросов заставил меня в какой-то момент отказаться от направления деятельности, которое казалось мне перспективным и заманчивым. Потому что, конечно, хорошо, когда «все побежали, и я побежал», но только потом некому будет сказать: «Эй! Мне сюда не надо было!». Только себе. Радости вам и осознанности каждый миг!

Об авторах

Марианна Крель

Марианна Крель

Руководитель. Консультант. Тренер. Executive coach. Эксперт Центра Подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Член экспертного совета журнала IT Manager


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
Почему бы при «смартовании» цели не подумать о некоторой геймификации?
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Конференция «Российское ПО – драйвер развития цифровой образовательной среды»
Москва, ул. Радио, д. 10А (здание Московского государственного областного университета)
Бесплатно
20.04.2021
10:00–17:30
Онлайн-конференция «Открытые дни Directum»
ОНЛАЙН
Бесплатно
21.04.2021 — 22.04.2021
10:00–13:30
Blockchain Life 2021
Москва, Music Media Dome
2 390 руб
21.04.2021 — 22.04.2021
08:00–20:00