Зависимость по-новому

Логотип компании
Зависимость по-новому
Сейчас можно за скромные деньги разработать то, что раньше обошлось бы в миллионы
Если ИТ-служба всегда зависела от бизнеса на 100%, то обратная зависимость бизнеса от ИТ служит постоянным поводом для дискуссий. Как сегодня меняется вектор их взаимоотношений? Об этом рассуждает заместитель генерального директора ФГУП «Почта России», председатель совета клуба 4CIO Сергей Кирюшин.

Сергей, что вы понимаете под взаимной зависимостью бизнеса и ИТ?

Об этом уже много сказано – и о растущем влияния ИТ на бизнес, и о жизни  ИТ в целом, но актуальность темы не уменьшается. Да, такие технологические прорывы, как Интернет, случаются не каждый день, тем не менее в последнее время мы все чаще видим появление новых технологических трендов, например наметившийся в последнее время бум на мобильные устройства, проникшие в самые неожиданные отрасли бизнеса. Ну и, конечно же, все больше влияния на бизнес продолжает оказывать Интернет, растет влияние социальных сетей и пр. Все более важное место в бизнесе занимают аналитические системы, способные обрабатывать большие объемы информации. И на этом фоне ускоряются процессы изменения бизнеса, быстрее находят применение новые идеи. Все это говорит о том, что влияние ИТ на бизнес увеличивается, и бизнесу важно уделять больше внимания развитию своих систем и процессов, если он хочет оставаться конкурентным и соответствовать требованиям рынка, которые, как известно, имеют обыкновение постоянно меняться. С другой стороны, все рынки живут по устоявшимся правилам. Есть отрасли, например банки, телеком, авиация - очень зависимые от ИТ,  и эта зависимость только усиливается. Вместе с тем, существует большое количество компаний, которым масштабная автоматизация, в частности внедрение решений класса ERP, просто противопоказана, например небольшие сбытовые компании или компании сферы R&D. Тем не менее даже эти организации вынуждены повышать внимание к ИТ. Плюс все больше корпоративного интереса представлено в социальных сетях. Несмотря на то, что усилия компаний, затрачиваемые на это присутствие, трудно оценить, как и трудно спрогнозировать их эффективность, тем не менее это очевидный тренд, мимо которого пройти уже невозможно.

Для бизнеса ИТ-зависимость – благо или тяжкий крест?

Если брать абстрактный бизнес, то для него главная цель сводится к извлечению максимальной прибыли. Поэтому с точки зрения краткосрочной перспективы необходимость увеличения инвестиций и усилий в автоматизацию снижает финансовые ожидания компаний. Но если тренд угадан правильно и процессы выстраиваются верно, в разумные сроки и за разумные деньги, то это создает дополнительные конкурентные преимущества, позволяющие рассчитывать на значительную прибыль в будущем. В целом количество денег и продукции в экономике всегда ограничено и перераспределяется между всеми игроками; и за счет инноваций и ИТ процесс перераспределения благ постоянно ускоряется... Можно утверждать, что ИТ способствуют инвестициям и более стремительному развитию бизнеса и экономики.

А для ИТ чем оборачивается эта зависимость? Ведь в данном случае ожидания бизнеса от ИТ становятся запредельно высокими. Как соответствовать этому вызову?

Думаю, для ИТ востребованность и даже требовательность со стороны бизнеса - однозначно положительный тренд. Потому что это дает возможность реализации профессиональных знаний, наработок и пр., которые накоплены у ИТ-руководителя, вендора и интегратора. Счастье для ИТ-руководителя, когда его деятельность востребована и со стороны руководства, и со стороны акционеров, и со стороны общества. Другое дело, если бизнес что-то недопонимает и его ожидания оказываются завышенными, – тогда необходим диалог, в ходе которого следует постараться управлять обоюдными ожиданиями.

Многие годы ИТ призывали говорить с бизнесом на языке бизнеса. Но сегодня речь идет о том, что бизнес все более ИТ-зависим. Нет ли в этом противоречия? Может, настало время бизнесу глубже погрузиться в ИТ?

Это еще один тренд современности, который обсуждается, как правило, в кругу вопросов риторического характера, в частности юмористическая интерпретация: «CIO = Career is Over?». Развитие комплексных систем, решений и стандартов сильно упрощает понимание ИТ, в результате последние переходят из разряда экзотики в разряд утилитарных потребительских вещей. Мы же сегодня не задумываемся, как, например, пользоваться розеткой для бытовых приборов. А ведь было время, когда подключением практически любого электроприбора занимались исключительно специалисты …

Мне кажется, пример с розеткой не очень удачен. Ну хотя бы потому, что я в это не верю. У электричества не больше трех-пяти параметров, которыми можно описать его характеристики и свойства. А в ИТ-системах их великое множество, и почти всегда они уникальны.

Это не совсем так. Сейчас появляется все больше интегрированных, комплексных решений, которые позволяют сохранять все больше гибкости при настройке. Появляется все больше различных программных модулей, в том числе СПО, легко встраиваемых в приложения. Все это уже сильно упростило жизнь разработчикам и другим ИТ-специалистам. Понимаю, что это никогда не приблизит ИТ к сервису из розетки, и тем не менее появление стандартов существенно сказалось на упрощении и удешевлении решаемых задач. Кроме того, растет понимание, что сейчас компании проще перестроить свои бизнес-процессы в рамках существующих ограничений и регламентов, нежели создавать систему «под себя». И таких примеров, когда приоритет отдается стандартным решениям, все больше. Или возьмем другой пример – аутсорсинг. Когда например вместо построения собственной сложной и затратной инфраструктуры можно купить облачный сервис. Это еще не «ИТ из розетки», но тем не менее существенно упрощает жизнь ИТ-директора по выстраиванию оптимальных корпоративных ИТ-систем.

Но мы отвлеклись от диалога с бизнесом. На мой взгляд, если бизнес становится все более ИТ-зависим, не вникая при этом в тонкости ИТ, то они для него вместо актива становятся пассивом.

Дело в том, что бизнес не мыслит категориями транзакций или вычислительных мощностей. Бизнес мыслит в первую очередь категориями информации. Поэтому он и ставит задачу, что ему нужна определенная информация для определенных целей. И CIO должен понимать эти задачи и уметь работать с информацией, он должен обеспечить ее наполнение и доступность. Мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда не столько бизнес погружен в ИТ, сколько CIO все больше углубляется в бизнес и в результате начинает хуже понимать своих сотрудников. С другой стороны, есть немало генеральных директоров, которые, может быть, и не сильно разбираются в технических нюансах ИТ, но прекрасно осведомлены в тонкостях своих бизнес-процессов и принципах работы информационных систем. В конечном счете всё в бизнесе очень сильно зависит от правильной организации, от бизнес-среды и принятой в компании бизнес-культуры. В идеале генеральный директор должен отвечать за бизнес, а в технических и технологических вопросах – опираться на мнение CIO. Для этого у CIO должен быть авторитет в среде бизнеса, который не появляется извне, а формируется длительное время, усилиями всей его команды. В свою очередь CIO, стремясь к максимальному «погружению» во все технологические аспекты работы компании, также должен опираться на специалистов соответствующего уровня, мнению и оценкам которых он может доверять. Так, если CIO, под началом которого работает больше сотни человек, все еще разбирается в программных кодах, то он, скорее всего, еще не CIO. Всегда и во всем нужно доходить до разумного предела и разумно расставлять приоритеты, ведь в сутках всего 24 часа….

Сейчас модно применять процессы управления всем и всеми: инновациями, отношениями с клиентами и пр. А как выстроить управление отношениями ИТ с бизнесом?

Ну в этом принципиально ничего нового нет. Для разделения и повышения ответственности существует множество стандартов: CobiT, ITSM/ITIL. И эти практики все более распространяются, становясь все более популярными. Как ни странно, но это позволяет не отделять бизнес от ИТ, а, наоборот, более тесно и эффективно взаимодействовать. Потому что становится понятно: на чьей стороне ответственность и как двигаться к достижению цели.  Вместе с тем есть немало примеров, когда абсолютно правильные процессы и практики не находят широкого применения. К сожалению, мы видим определенный тренд, и не только в России, но и во всем мире, когда эффективность не возводится в принцип главного критерия в бизнесе и обществе. И если люди просто играют в прикладные задачи, то это имитация бизнеса, которая не приведет к желаемому результату. Любой проект нужно начинать только тогда, когда всем его участникам понятно, кто, в какие сроки, с какой долей ответственности, что и главное зачем делает. Если этого нет, то весьма вероятно, что проект потерпит фиаско, минимум из-за того, что ожидания от него у всех участников будут разные…

До появления мобильных устройств у ИТ-систем была репутация больших, сложных и долгих. Мобильные устройства позволили очень быстро установить приложения, способные удовлетворять  потребности бизнеса. Количество их сегодня огромно и продолжает расти. Следует ли из этого, что бизнес становится менее зависим от ИТ?

Есть разные ИТ-системы и разные решения для бизнеса. Еще до эры мобильных решений появление стандартов очень сильно перевернуло представление об ИТ. Сейчас можно за скромные деньги разработать то, что раньше обошлось бы в миллионы. А свободное ПО и вовсе вносит революцию в корпоративную среду. Но все эти решения все равно пока сохраняют дистанцию с тяжелыми корпоративными системами уровня больших предприятий. Пока этот разрыв все еще существен, чтобы говорить об отказе от собственных ИТ-подразделений, но я думаю, он будет сокращаться.

Как в условиях обозначенных вами тенденций трансформируется роль ИТ-директора?

Очевидно, что в условиях ускоряющегося развития ИТ-рынка CIO становится сложнее сохранять свою роль в компании при отсутствии активной и продуктивной деятельности. CIO начинает жить в более конкурентной среде. Если раньше стандартом для него была в первую очередь внутренняя разработка и поэтому сохранялась зависимость от своей команды разработчиков, то сейчас на рынке много профессиональных команд и проектных решений. Но как только речь заходит о сквозных процессах – встают большие задачи по их интеграции, поддержке, согласованному развитию систем и пр. И от этого мы еще нескоро сможем отказаться. Информационные технологии играют все более значимую роль в бизнесе и это приводит к информационно емкому бизнесу, –это тот самый тренд, который трудно игнорировать – ему надо соответствовать. И это задача не только для руководителя ИТ-подразделения, но и для руководителя бизнеса. Это общая задача для всей компании.

Опубликовано 02.10.2012