УправлениеГоссектор

«IT Диалог 2015». Итоги форума

Ольга Попова | 23.07.2015

«IT Диалог 2015». Итоги форума

25-26 июня в Константиновском дворце Санкт-Петербурга прошел Второй Всероссийский форум «IT Диалог 2015», организованный Комитетом по информатизации и связи города при поддержке Минкомсвязи России

25-26 июня в Константиновском дворце Санкт-Петербурга прошел Второй Всероссийский форум «IT Диалог 2015», организованный Комитетом по информатизации и связи города при поддержке Минкомсвязи России. Более 200 его участников представляли практически все регионы нашей страны: от Вологды до Крыма и от Хабаровска до Кавказа. Одним из организаторов мероприятия стал журнал IT-Manager, подготовивший к этому событию специальный выпуск: на страницах издания выступили руководители профильных министерств и ведомств.

Приветствуя собравшихся, заместитель министра связи и массовых коммуникации Российской Федерации Алексей Козырев выразил уверенность, что их время будет потрачено с пользой: «Форум “IT Диалог” в Санкт-Петербурге становится традиционным. Его отличает поистине царский прием – мы с вами находимся во дворце, являющемся резиденций президента России. С другой стороны, это форум практический. Мы будем обсуждать конкретные вопросы, связанные с внедрением ИТ в госсекторе». Тему продолжил председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов, обозначив цели и задачи встречи: «В первую очередь – это живой обмен опытом, который не заменишь ничем, а во-вторых – это неформальное общение, возможность узнать, что действительно стоит за каждым реализованным проектом».

img

  В своем докладе Алексей Козырев напомнил, что в мае 2012 года президент России своим указом определил целевой показатель на 2018 год по доле граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронном виде. А чтобы правильно управлять процессом внедрения таких услуг, нужно научиться измерять прогресс. «Результаты рассчитываются на основе социологических опросов. По этим расчетам, примерно 70% пользователей Интернета уже пользуются электронными услугами. Государственные сервисы проникли в интернет-аудиторию примерно так же, как и коммерческие. А сейчас перед нами стоит задача привлечь к этому и остальные клиентские группы. Мы планируем на правительственной комиссии разложить план 2015–2018 годов для каждого субъекта и каждого федерального органа власти, предоставляющего такие услуги. Достижение показателей будет измеряться Росстатом ежегодно».

Со своей стороны Минкомсвязь обещает предоставить регионам необходимые материалы для продвижения. В частности, методику, которую можно использовать для популяризации госуслуг среди населения: она включает в себя анкетирование граждан с целью выявить степень их вовлеченности в пользование сервисами. А задача территориальных органов – организовать масштабную кампанию по информированию граждан о способах получения электронных услуг. «Цель – чтобы по итогам 2015 года 40% граждан указали, что они пользуются этими сервисами», – подчеркнул Алексей Козырев.

Доклад Ивана Громова был посвящен городским проблемам и их практическому решению. В частности, в Петербурге есть физические ограничения по прокладке линий связи. «В трубах “Водоканала” на верхней точке мы закрепляем кабель-канал, куда можно поместить волокно, с тем чтобы не тащить его через крыши зданий, – поведал он. – К сожалению, кабельная канализация, которая используется операторами связи, заполнена уже на 100%. Центральная часть города недоступна для введения новых полос. Сейчас совместно с “Водоканалом” разрабатываются нормативные документы, которые позволят использовать новую технологию. Таким образом мы освобождаем крыши наших домов от линий связи и увеличиваем пропускную способность внутренней корпоративной сети, используемой государственными и муниципальными органами».

img

«Как донести до жителей города, что у них есть огромное количество удобных сервисов? – продолжил Иван Громов. – Мы воспользовались опытом Татарстана, где активизировать взрослое население удалось через детей. С помощью определенных матриц дети вовлекали родителей в использование государственных услуг, а в качестве поощрения школьникам начислялись баллы, которые можно было обменять на призы. Конечно, можно сделать супермашину, и она будет стоять у тебя в гараже и о ней никто не узнает. Но наша задача – рассказать наибольшему количеству людей о том, что они могут получить с помощью государственных электронных услуг».

В пленарной части также прозвучали короткие приветствия, но уже от партнеров форума – компаний Huawei, Microsoft, «Ростелеком». А анонсы секций представляли сами модераторы, призывая гостей отдать предпочтение их программам.

После перерыва публика разошлась по трем секциям: «Россия инновационная», «Россия защищенная» и «Россия объединенная».

img

«Россия инновационная»

На этом поле главы профильных региональных ведомств обсуждали свои проекты предоставления электронных услуг населению. Один из них – «Мобильная Вологодчина». «Мы стараемся использовать все технологии, которые помогают достучаться до жителей региона. Наш проект предполагает подключение к нему в том числе и бизнес-приложений, созданных, к примеру, для туристической отрасли в нашей области», – рассказал председатель Комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области Андрей Никуличев. По его словам, проект включает в себя пять мобильных приложений: в одном представлены городские и муниципальные новости, с помощью другого можно оценить работу органов власти, третье позволяет задать вопрос губернатору и получить ответ в установленный срок. Еще одно приложение – это своего рода афиша, информирующая граждан о культурных мероприятиях: выставках, концертах, спектаклях и т. д. «В мобильном приложении портала представлены не все, а самые востребованные в нашем регионе услуги», – пояснил глава ведомства.

img

Верхние строчки в инновационном рейтинге регионов уверенно держит Калужская область. «За год процент подключенных к Интернету домохозяйств в нашей области вырос с 52 до 65%. Это хороший темп. Из миллиона жителей 200 тысяч зарегистрированы на едином портале государственных услуг, за год рост практически в три раза, – рассказал министр развития информационного общества области Дмитрий Разумовский. – Портал “Доступный регион”, который мы сделали по заказу Министерства труда и социальной защиты, агрегирует все данные об объектах инфраструктуры с возможностью построить определенный маршрут, получить паспорт доступности конкретного объекта. Ведется активная работа с малым бизнесом области». Особая гордость калужан – инвестиционный портал. Он включен в стандарт Агентства стратегических инициатив и в прошлом году получил золото от международного медийного агентства Horizon Interactive Awards как лучшее решение в государственном секторе. Дмитрий Разумовский добавил, что портал является собственной разработкой калужских специалистов из ИКТ-кластера.

img

Ленинградскую область представил на форуме председатель Комитета по телекоммуникациям и информатизации Андрей Шорников. Особое место в своем докладе он уделил обновленному порталу: «Основные принципы нашей работы – разумная централизация и координация действий. Мы централизовали все органы государственной власти региона, с тем чтобы совместно использовать общие базовые информационные ресурсы. Сейчас стоит задача их развития. Создан внятный, удобный региональный портал. Наиболее востребованные услуги переведены в электронный вид. Все они лежат в плоскости социального блока: получение пособий, выплат, субсидий и т. д.».

img

Председатель Комитета инновационных и информационных технологий Новгородской области Владимир Карпунин отметил, что на территории области вопросы перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении услуг в той или иной степени решают все органы исполнительной власти и местного самоуправления. Во втором квартале 2015 года здесь запущен новый региональный портал госуслуг, в полной мере отвечающий современным требованиям. Кроме того, в 2016-2017 годах комитет продолжит проект «Электронный гражданин», направленный на обучение новгородцев компьютерным технологиям, в том числе для получения услуг в электронной форме.

img

Министр информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергей Кучин заметил, что набор задач в области ИТ для всех регионов один и тот же, но возможности при этом разные. И эти различия приводят к тому, что решения, разработанные для одного субъекта, вряд ли можно реализовать в другом. «Поэтому нужно идти к типизации процесса. Тогда разработчики смогут сделать решения под эти процессы. И есть хорошие примеры, такие как “Реестр государственных и муниципальных услуг”, в рамках которого был стандартизирован процесс описания услуг на региональных порталах, на федеральном портале, передача информации в федеральный сегмент. Это очень упростило нам работу», – подчеркнул министр.

img

Заместитель министра транспорта и связи Чеченской Республики Турпалали Алсултанов рассказал о взаимодействии ведомства с Северной столицей. «Нашим министерством реализуется целый ряд проектов, направленных на развитие информационного общества. Один из них – подсистема автоматизированной системы “Управление” республики, созданная совместно с коллегами из Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга. Мы подключили к нему практически все министерства и ведомства, органы местного самоуправления. И теперь сбор, анализ, хранение мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития субъекта находятся в этой подсистеме. Далее мы планируем использовать наш региональный сегмент в единой ГАС “Управление» РФ”».

img

Помимо представителей региональных ведомств, на секции выступили руководитель дирекции по проектному управлению в государственном секторе Павел Шестопалов, первый заместитель председателя Комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области Сергей Демочко, начальник информационного отдела ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» Александр Рябушко, а также партнеры форума – представители компаний Huawei, «Ростелеком», Microcoft, Lenovo, НР, ЕМС.

«Россия защищенная»

Открыли заседание выступления регуляторов. Специалист питерского ФСТЭК рассказал о защите АСУ ТП и сделал обзор объектов в Северо-Западном федеральном округе. Но наибольший интерес, по мнению модератора секции Алексея Лукацкого, вызвала серия вопросов и ответов по новым приказам ФСТЭК – № 17, 21 и 31, которые, в отличие от предыдущих, обеспечивают свободу выбора для владельцев защищаемых систем.

img

Представитель Управления ФСБ по СЗФО рассказал о криптографии и ее использовании в госорганах, защите персональных данных, показал статистику классических нарушений в области применения СКЗИ, выявляемых при проверках. На вопрос, что делать, если все VPN работают на базе BSD или Linux и нарушитель может иметь доступ к среде функционирования, а значит, по 378-му приказу, СКЗИ должна быть сертифицирована по классу КА, ответ был простой: подходить творчески к формированию модели нарушителя/угроз. По словам Алексея Лукацкого, это предложение от представителей ФСБ звучит уже не впервые, так что стоит к нему прислушаться. Тем более что многие госструктуры уже доказали его действенность на практике. Ряд рекомендаций по контролю распространения персональных данных в Интернете предложил представитель управления Роскомнадзора.

img

Следом за регуляторами свои презентации представили Санкт-Петербург и Ленинградская область, Хабаровский край и Республика Коми. Так, Андрей Лихолетов поделился опытом автоматизации задач ИБ в Комитете по информатизации и связи Петербурга: не найдя на рынке удовлетворяющего требованиям продукта, в отделе защиты информации прибегли к заказной разработке данного решения, и не проиграли. Замминистра информационных технологий и связи Хабаровского края Кирилл Берман рассказал об обеспечении защиты при доступе к системе электронного документооборота: предоставлении дифференцированного доступа как к открытой, так и к закрытой части СЭД с использованием Web-интерфейса или отдельного приложения.

img

Что такое электронная личность? Какие следы оставляют чиновники в соцсетях, блогах, на страницах СМИ и почтовых серверах, в онлайн-магазинах и даже на игровых серверах и чем это грозит их репутации? На эти интригующие вопросы ответил замдиректора по безопасности ГАУ Республики Коми «Центр информационных технологий Дмитрий Едомский.

Подробный отчет об этой секции опубликовал в своем блоге ее модератор Алексей Лукацкий (http://lukatsky.blogspot.ru/).

«Россия объединенная»

Как вы уже поняли, в рамках этой секции разговор шел о «Безопасном городе». О том, как реализуется концепция аппаратно-программного комплекса на берегах Невы, рассказал заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Андрей Соколов. Касаясь системы видеонаблюдения, он отметил, что использование встроенного CDN (система дистрибуции контента) позволяет создать распределенную архитектуру, которая дает экономию канала связи от района до ЦОД, снижает нагрузку на сеть, обеспечивает локальное хранение архивных видеозаписей в мини-ЦОДах и оптимизирует доставку видеоизображений конечным пользователям.

img

Детали проекта прокомментировал первый заместитель начальника Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу Владимир Бирючков: «Мы провели тестовые испытания и к концу года надеемся систему полностью развернуть. Помимо телерадиоканалов, будем контролировать каналы «Пассажир ТВ». Это мониторы, которые находятся в пассажирском транспорте, их около сорока тысяч. Соответственно в ЦУКС (Центр управления в кризисных ситуациях. – О. П.) будет поступать информация для обеспечения безопасности жителей нашего города».

Директор ГУП «АТС Смольного» Феликс Касаткин подчеркнул, что его ведомство является постоянным участником всех инфраструктурных проектов города, балансодержателем и оператором единой городской сети передачи данных ЕМТС. На ее базе строится, в частности, и «Система 112», и система видеонаблюдения. Кроме того, АТС Смольного отвечает за 25% городских видеокамер, в том числе их обслуживание. «В Санкт-Петербурге проделана очень большая работа по реализации проекта АПК “Безопасный город”, и все компоненты комплекса уже имеются», – добавил Феликс Касаткин.

Заместитель министра развития информационного общества РФ Андрей Проскурнин рассказал о подходах к реализации проекта «Безопасный город» на территории Калужской области. Так, «Системой 112» здесь планируют в июле охватить 90% населения, в октябре ввести в эксплуатацию резервный центр обработки вызовов в Обнинске, а уже в ноябре выйти на государственные приемные испытания.

img

Ну и на десерт о столице. По словам начальника отдела видеонаблюдения департамента информационных технологий Москвы Дмитрия Головина, в рамках госконтрактов в городе установлено 130 тыс. камер. Речь шла о принципах сервисной модели видеонаблюдения, едином центре хранения и обработки данных и способах увеличения объемов видеоданных за счет интеграции существующих систем.

Малые форматы и молодые инноваторы

Логическим продолжением разговора на секциях стали круглые столы. Обсуждались вопросы функционирования электронного документооборота в органах власти, ИТ-решения для государственного планирования, в частности в области территориального развития регионов, ход внедрения «Системы-112».

На второй день в отеле «Балтийская звезда» (входит в комплекс дворца) собрались круглые столы «Пятилетка с 210-ФЗ: итоги и планы развития электронного правительства в регионах» и «Геоинформационные системы и использование результатов космической деятельности».

img

Заключительным аккордом программы стало награждение победителей студенческого хакатона в сфере предоставления госуслуг – Code4Piter. Ценные призы вручали заместитель министра связи и массовых коммуникации РФ Алексей Козырев и председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов.

В кулуарах встречи я поинтересовалась мнением участников о нынешнем «IT Диалоге». В общих чертах оно таково: форум продемонстрировал высокий потенциал российских регионов в части внедрения инновационных проектов, заинтересованность и готовность министерств и ведомств активно участвовать в обсуждении ключевых вопросов развития национальной информатизации.

img
Андрей Проскурнин

Электронные госуслуги

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 07/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
Почему бы при «смартовании» цели не подумать о некоторой геймификации?
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают