На встречных курсах

Логотип компании
На встречных курсах
В конце мая в городе на Неве состоялся форум «Университет будущего», организованный Санкт-Петербургским государственным университетом и Санкт-Петербургским клубом ИТ-директоров SPb CIO Club.
В конце мая в городе на Неве состоялся форум «Университет будущего», организованный Санкт-Петербургским государственным университетом и Санкт-Петербургским клубом ИТ-директоров SPb CIO Club. В рамках этого форума редакция журнала IT MANAGER при поддержке Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга провела круглый стол «Формирование кадрового резерва в области ИКТ», посвященный проблемам подготовки молодых ИТ-специалистов для российского рынка.

Образовательный уровень технических специалистов в России стремительно деградирует, и бизнесу становится все труднее находить на рынке молодых и компетентных ИТ-профессионалов. На открытии круглого стола его модератор Юрий Шойдин, член правления СоДИТ, отметил, что тема подготовки кадров для отрасли информационных и коммуникационных технологий крайне актуальна: она все чаще поднимается на встречах ИТ-директоров и из локальной отраслевой проблемы бизнеса и профильных образовательных учреждений де-факто превращается в задачу государственного масштаба. 
На встречных курсах. Рис. 1
Выступая с приветственным словом, Роман Панков, заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, подчеркнул, что тема круглого стола имеет большое значение для экономического, интеллектуального и научно-технического развития города. «На протяжении многих лет наш Комитет сотрудничает с высшими учебными заведениями как Санкт-Петербурга, так и других регионов, и привлекает их на регулярной основе к участию в международных проектах и общеевропейских образовательных программах в области ИКТ. Также Комитет содействует прохождению практики учащихся», — сообщил Роман Панков. По его оценке, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века, однако развитие этой отрасли возможно только при наличии достаточного кадрового ресурса высококвалифицированных технических специалистов.
За последнее десятилетие высокие темпы развития информационных технологий в России стали предпосылкой трансформации профессий. Выступая на конференции «Университет будущего», Кирилл Корнильев, генеральный директор компании IBM в Восточной Европе и Азии, отметил, что согласно исследованию IBM, восемь из десяти профессий, самых востребованных по итогам 2010 года, еще попросту не существовало в 2004-м. «На Западе тенденция трансформации профессий под влиянием развития информационных технологий более заметна. 
На встречных курсах. Рис. 2
Если сравнить представленные на рынке ИТ-специальности, к примеру, в Австралии и в России, то получается, что мы повторяем их путь развития лишь частично, а в чем-то идем своим путем», — считает Сергей Доценко, проректор по научной работе СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича. Он отметил, что в России существует высшее профессиональное образование в области телекоммуникаций и ИТ и поддержка этих направлений — вполне очевидная для государства задача, а вот, как наиболее эффективно решать данную задачу, — вопрос, крайне важный для обсуждения.

Специалист специалисту рознь

В начале дискуссии ее участники определили, о подготовке каких именно ИТ-специалистов пойдет речь на круглом столе.
На встречных курсах. Рис. 3
Олег Вайнберг, генеральный директор компании BV-Group, отметил, что в последние годы наиболее востребованными направлениями обучения, связанными с информационными технологиями, является комбинация «ИТ для не-айтишников». «Финансисты и маркетологи наивно полагают, что если они будут уверенно осваивать и использовать информационные технологии, смогут обходиться без ИТ-специалистов. Между тем для меня ИТ-профессионалы это прежде всего люди с профильным высшим образованием, понимающие, как ходят потоки информации и как устроены современные ИТ-системы», — объяснил Олег Вайнберг.
На встречных курсах. Рис. 4
Андрей Терехов, профессор, заведующий кафедрой Системного программирования Математико-механического факультета СПбГУ, подчеркнул, что, поднимая вопрос об образовании ИТ-специалистов, говорить нужно именно о профессионалах с высшим образованием. Поскольку если системные администраторы могут быть простыми техниками и иметь за плечами лишь среднее профессиональное образование, то, к примеру, программисты нуждаются в высшем техническом образовании. «Еще в 1984 году была издана книга одного известного американского автора под названием «Программирование без программистов». Тогда многие отечественные инженеры были возмущены этой мыслью, но впоследствии пришло понимание, что в сфере ИТ действительно есть области, в которых ручное программирование не требуется. Во многих современных ИТ-системах 90% кода может быть сгенерировано автоматически, если есть какие-то модели его генерации. Но для этого необходимы соответствующие ИТ-инструменты, которые как раз и создаются профессиональными системными программистами со специальным высшим образованием», — убежден Андрей Терехов.
На встречных курсах. Рис. 5
По оценке Алексея Боровкова, проректора по перспективным проектам Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ), на рынке прежде всего востребованы ИТ-специалисты, которые владеют информационными технологиями, разбираются в ИТ-инфраструктуре и умеют применять свои знания для решения таких задач, как цифровое проектирование и компьютерный инжиниринг с целью создания конкурентоспособной продукции в кратчайшие сроки. «В этом случае ИТ играют роль инструмента — как перо или ручка с чернилами с помощью которой мастер может написать шедевр. Но для того чтобы создать шедевр, ИТ-специалист должен быть конкурентоспособен, причем не в масштабах города или страны, а на мировой арене», — констатирует Алексей Боровков. 

Постановка проблемы

Переходя к обсуждению качества ИТ-образования, представители бизнеса выразили неудовлетворение уровнем подготовки молодых выпускников технических вузов. 
На встречных курсах. Рис. 6
«Складывается впечатление, что высшие учебные заведения занимаются подготовкой кадров сами по себе, не следуя никаким стандартам. То есть у них есть некие собственные планы, и они делают то, что им удобно, исходя из имеющегося у них материала. Например, я неоднократно сталкивался с тем, что в основе базовой программы ИТ-образования в большинстве вузов используются очень простые и схематичные ИТ-продукты», — сообщил Сергей Бугрин, глава представительства Red Hat в России. Впрочем, он оговорился, что в последнее время ситуация стала изменяться в лучшую сторону: в частности, высшие учебные заведения все чаще оглядываются на рынок и стараются готовить ИТ-специалистов более тщательно, с учетом реальных рыночных потребностей. Но этот процесс, по словам Сергея Бугрина, развивается медленнее, чем того бы хотелось, поэтому найти качественных ИТ-специалистов из числа молодежи, способных решать насущные бизнес-задачи, очень трудно. «Исходя из моего опыта, наиболее лояльными и быстро развивающимися сотрудниками становятся те, кого берешь к себе «на борт» как интернов. На мой взгляд, бизнес должен ставить задачи перед вузами и в сотрудничестве с ними выращивать ИТ-специалистов, которые требуются рынку», — убежден Сергей Бугрин.
На встречных курсах. Рис. 7
«Бизнес выдвигает ряд требований, но не все вузы готовы к ним. Хотелось, чтобы институты и университеты почаще и побольше обращали внимание на кадровый спрос на рынке, тем более что эта информация открыта и собрать соответствующую статистику очень просто», — дополнил менеджер департамента по работе с государственными учреждениями компании Cisco Юрий Панов.

Представители вузов отметили, что программы высшего образования ИТ-специалистов в России построены на базе международных стандартов с корректировкой под отечественную действительность. «Первые международные стандарты в области ИТ-образования появились еще в начале 90-х, но преподавать по ним в отечественных вузах по ряду объективных причин было невозможно. Однако в российском законодательстве об университетах четко прописано, что крупнейшие университеты страны, МГУ и СПбГУ, могут создавать собственные образовательные стандарты и обязаны распространять их по другим вузам. Образовательные стандарты, разработанные СПбГУ, уже используется более чем в 40 высших учебных заведениях страны, поэтому говорить о том, что в России нет образовательных стандартов, некорректно», — отметил Андрей Терехов. 
На встречных курсах. Рис. 8
По мнению Дмитрия Гриневича, директора по развитию бизнеса компании «Тринити», ИТ-индустрия должна постоянно придумывать что-то новое, для того чтобы сохранить за собой статус инновационной отрасли. А потому нужны высококлассные ИТ-специалисты, имеющие не только некие стандартизированные знания, но и опыт практической работы. Таких экспертов на отечественном рынке практически нет: ведь чтобы получить соответствующий опыт, нужно проработать в ИТ-индустрии определенное количество лет. Дмитрий Гриневич подчеркнул, что по его мнению невозможно стать экспертом, просто закончив профильный вуз: все приходит только в процессе работы. Поэтому высшие учебные заведения должны давать студентам базовые знания, максимально близкие к реальным, практическим задачам бизнеса, с тем, чтобы выпускники могли сразу применить эти знания в работе для получения насущного опыта, но зачастую вузы не располагают необходимыми для этого материальной базой и составом преподавателей. 

Инвестиции в талант

Участники круглого стола сошлись во мнении, что одной из ключевых проблем отечественной системы высшего технического образования является недостаточный объем практических знаний и опыта, передаваемых в процессе обучения студентам. 
На встречных курсах. Рис. 9
По мнению Ирины Иващук, руководителя направления ИБ «Бюро экспертных решений», это прежде всего связано с тем, что в отечественной системе образования произошел разрыв между профессорами, преподающими фундаментальные знания, и педагогами, владеющими современными практическими предметами. «Профессоров в вузах по-прежнему много, а вот хороших преподавателей-практиков почти нет, и нет продуманной системы их аттестации. В результате многие современные преподаватели владеют лишь теорией, в отрыве от ее практического применения, и к тому же не умеют заинтересовать своими знаниями студентов», — отметила Ирина Иващук.
На встречных курсах. Рис. 10
Юрий Захаров, первый заместитель директора ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр», высказал предположение, что проблема нехватки практического опыта у студентов связана с введением системы двухуровневой подготовки и, в частности, бакалавриата, благодаря чему появилось много выпускников, которые что-то знают, но ничего не умеют. «Раньше инженеры, доучившиеся до уровня специалиста, имели определенный практический багаж навыков. У нынешних бакалавров этот багаж отсутствует, и бизнесу приходится его восполнять», — поясняет Юрий Захаров. По его словам, ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» принимает на работу студентов 4–5 курсов: фактически это аналог медицинской интернатуры, когда после окончания вуза молодой специалист продолжает обучаться на практике, работая под контролем и чутким руководством более опытных старших коллег. «Недостаток этой модели в том, что по завершении периода активного практического развития молодых специалистов мы часто теряем их, поскольку они уходят в другие компании с более конкурентными зарплатами», — констатирует Юрий Захаров. 

Прививка самостоятельности

Впрочем, недостаток практических знаний у студентов во многом является следствием их пассивной натуры — к такому выводу пришли участники круглого стола. 
На встречных курсах. Рис. 11
«Компания IBM много работает с молодыми специалистами и активно инвестирует в их развитие. Я лично каждый год веду практику для студентов. Много ребят мы пригласить к себе одновременно не можем, поскольку в Санкт-Петербурге у нас небольшой офис. Но как вы думаете, много ли студентов просится к нам на практику? Ни одного. У нас есть налаженные контакты с определенными вузами, откуда мы сами активно приглашаем ребят на практику», — рассказал в своем выступлении Владимир Быков, директор офиса IBM в Санкт-Петербурге. По его мнению, основная сложность заключается в том, что современные студенты не предрасположены к самостоятельной творческой работе — не к исполнению прямых указаний, а к креативу и импровизации, а между тем именно креативность является одним из основных требований к современным специалистам. «Быть креативным — значит выходить за рамки стандартов, а для этого нужно иметь огромное желание развиваться. Чтобы стимулировать это желание нужно, на мой взгляд, развивать проектный подход в обучении, подразумевающий активную самостоятельную работу. Разумеется, делать это должны вузы, но мы как компания, заинтересованная в правильном развитии студентов, готовы в этом активно помогать», — подчеркнул Владимир Быков. 

По словам Олега Вайнберга (BV-Group), приходя из школы в институты, дети остаются детьми, то есть они продолжают делать то, что им говорят и учиться тому, чему их учат. Поэтому в итоге институты выпускают больших детей, которые не способны самостоятельно принимать решения. «Чтобы превратиться в хороших специалистов, они прежде всего должны стать взрослыми. А для этого необходимо, чтобы они сами научились делать выбор и были как можно более самостоятельными и независимыми», — убежден Олег Вайнберг. Для этого, по его мнению, вузы должны дать студентам как можно больше возможностей самостоятельно выбирать, что им делать и чему учиться — например, по образцу западных высших учебных заведений, где студенты уже давно самостоятельно формируют свою учебную программу.

Резюмируя все обсужденные в ходе круглого стола модели сотрудничества вузов и бизнеса, Сергей Доценко, проректор по научной работе СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича, выразил уверенность в том, что есть как минимум два эффективных пути повышения качества подготовки выпускников. Первый — развитие образовательных инициатив представителями бизнеса, по примеру крупных ИТ-компаний, таких как Cisco, IBM, Intel, и некоторых других зарубежных вендоров. Второй путь — активное участие в проектах НИОКР для бизнеса преподавательского состава вузов с привлечением студентов. Этого можно добиться, например, созданием в вузах совместно с представителями бизнеса базовых, специализированных кафедр, привязанных к тем или иным предприятиям. Такие кафедры могут выполнять проектные задачи для сотрудничающих с ними предприятий и попутно поставлять им молодые кадры. «Вузы прежде всего существуют для формирования кругозора у своих выпускников — в этом их основная задача. И поэтому не стоит рассчитывать на то, что они самостоятельно, без поддержки бизнеса, смогут правильно выбирать, чему учить студентов», — отметил Сергей Доценко.

Опубликовано 28.06.2013