Профиль региональных компетенций

Логотип компании
Профиль региональных компетенций
Впервые дискуссионный формат в рамках II CIO-конгресса «Семь Холмов», организованного клубом ИТ-директоров Кировской области, стал не экспериментом, а основной формой проведения большинства секций мероприятия.
Впервые дискуссионный формат в рамках II CIO-конгресса «Семь Холмов», организованного клубом ИТ-директоров Кировской области, стал не экспериментом, а основной формой проведения большинства секций мероприятия.

По достоверным сведениям, а их источником в данном случае являются регистрационные списки, в общей сложности во II CIO-конгрессе по информационным технологиям «Семь Холмов» приняло участие 139 человек. Главной темой мероприятия стали взаимоотношения CIO с бизнесом, с поставщиками решений и услуг, интеграторами, вендорами Дискуссионный формат был неслучайно выбран организаторами: по их замыслу, именно стилистика ринга с секундантами, гонгом, судьей и, конечно же, «бойцами» должна была создавать атмосферу для откровенного диалога «без цензуры».

Профиль региональных компетенций. Рис. 1

Тема бойцовского ринга, посвященная вопросам взаимоотношений CIO и бизнеса сюрпризов, не преподнесла. Очевидно, что бизнес становится все боле и более зависимым от ИТ. Но при этом язык и мотивация со стороны ИТ остается непонятными для бизнеса. Попытки ИТ вести диалог с бизнесом на языке бизнеса не принесли за последние 10–15 лет желанных результатов. Бизнес так и не смог научиться понимать тонкости и приоритеты в изложении ИТ. Поэтому очень скоро в ходе дискуссии участники пришли к тому, что если бизнес действительно так зависим от ИТ, то, наверное, неплохо бы и бизнесу узнать все тонкости ИТ. В противном случае ИТ из бизнес-актива, способного предоставить определенные конкурентные преимущества, превращается в ИТ-пассив, а отношения CIO с бизнесом начинают напоминать отношения супругов, которые давно женаты, но при этом спят в разных постелях.

Круглый стол «Связь как бизнес и связь для бизнеса» также не стал неожиданностью и в очередной раз доказал, что время противостояния потребителей услуг связи и операторов, предоставляющих эти услуги, прошло. Очевидно, что бизнес изменился благодаря воздействию потребителя. Вольно или невольно, но трансформация произошла, и операторы вынуждены подстраиваться под ожидания своих абонентов, даже несмотря на укрупнение игроков местного телекоммуникационного рынка. В результате высокая конкуренция, благодаря которой услуги стали доступными для всех категорий потребителей, привела к тому, что исчез предмет дискуссии.

Профиль региональных компетенций. Рис. 2

По мнению участников конгресса, и провайдеры, и абоненты находятся по одну сторону баррикад. Нет причин для противостояния, есть частные технические моменты плюс бесконечная мечта получить все, и желательно бесплатно. Оператор связи не воспринимается более как сатрап, выкручивающий руки стонущему под пятой олигархии скромному владельцу нового гаджета, да и сам владелец наравне с ИТ-директором не сильно заинтересован в новых услугах, до той поры пока их не обернут в красивую маркетинговую оболочку и не раскрутят в медиасреде до состояния must have. Кулуарные слухи и подводные течения в среде операторов связи не интересны никому, кроме самих операторов, отчасти благодаря специфики связистов, а также потому, что «связной» бизнес в глазах потребителя как бы и не совсем ИТ-бизнес, а скорее коммунальные услуги. Операторы в очередной раз доказали высокий уровень подготовки руководящих кадров вкупе с харизматичностью и умением красноречиво отвечать на провокационные вопросы в русле корпоративной этики, а участники круглого стола четко обозначили отсутствие идеологического противостояния с гостями на сцене — до поры, пока в точке подключения обеспечиваются заявленные характеристики предоставления услуги.

День второй на «Семи Холмах»

Дискуссия с участием партнеров «Взаимоотношения поставщика и CIO: как сделать так, чтобы все у нас было и нам за это ничего не было» открыла второй день конференции. Говорили о наболевшем... В результате вместо положенного часа мероприятие растянулось на полтора и позволило выявить очень глубокие корни часто непростых взаимоотношений CIO с интеграторами, поставщиками решений и услуг.

Профиль региональных компетенций. Рис. 3

Дело в том, что в результате экономического кризиса в структурах столичных интеграторов в 2008–09 гг. произошли вынужденные оптимизации затрат. Именно тогда ИТ-рынок продемонстрировал рекордное падение, просев на 40%. Сокращали в первую очередь тех, кто является не центром прибыли для компании, а скорее — косвенных затрат, то есть технический персонал, имеющий фиксированную зарплату, которую ему придется платить, несмотря ни на что. Но при этом сохраняли продавцов как центр прибыли. В отличие от технических специалистов их проще перевести на проценты от прибыли, тем самым сократив риски компании.
Те, кто был активно вовлечен в проекты, имели больший шанс уйти к заказчикам. Если раньше это стоило дорого, то в кризис рынок труда просел, как многие другие рынки, и заказчики смогли решить свои кадровые проблемы качественными специалистами за умеренные деньги, что прежде было сделать крайне сложно. Безусловно, были и те, кто остался работать у интегратора на «тяжелых» проектах, или ключевые специалисты с уникальными компетенциями, потеря которых могла привести к утрате части бизнеса. Но это скорее исключение из общей тенденции того времени.
Однако современная Москва не состоит только из москвичей. Многие из уволенных специалистов были вынуждены в кризис вернуться домой, что в результате привело к усилению компетенций регионального бизнеса, то есть сместились центры компетенций. Если раньше ключевые системные интеграторы полностью решали комплекс задач своими силами, то сейчас основная команда у них состоит из продавцов. Это и есть тот самый центр прибыли.

По мере привыкания бизнеса к кризисным условиям, пришло понимание, что нет смысла возвращать экспертизу в Москву, где сохранилась очень высокая практика и опыт выигрывания крупных тендеров, большинство из которых все равно проходит в столице. Гораздо выгоднее и продуктивней иметь партнерские отношения с локальными компаниями, усилившими на местах свою компетенцию и способными решать задачи самостоятельно. Для них это постоянный доход и осознанный отказ от участия в конкурсах, проводимых в далекой Москве. Очевидно, что для уникальных, «тяжелых» проектов все равно придется приглашать специалистов высокого уровня из Москвы. Но, во-первых, на проектах 80% — это рутина, которую дорогие специалисты делать не будут, да и не разумно их использовать в таких целях. А во-вторых, количество подобных проектов сейчас существенно сократилось.

Косвенным подтверждением данной тенденции является то, что крупный интегратор, получив заказ, перенаправляет его региональным партнерам для подготовки сметы. Экспертиза даже на уровне пресейла передает проект компании, которой в дальнейшем предстоит его поддержка. В результате — конкуренция вердоров, высокая экспертиза проекта, обоснованные цены и отсутствие необходимости держать своих специалистов на местах.

Пределы теории

Но это скорее только в теории региональные компетенции решают проблемы на местах. На практике столичные компании со временем захотят выйти на местный рынок и повысить доходность от собственных проектов. Пока этого не наблюдается. Пока выгоднее и проще иметь в филиале несколько продавцов, ведущих проекты и их коммерческую составляющую, чем вводить в штат инженера, который однозначно попадает в затраты. И пока региональная экспертиза опирается на практики, полученные локальными специалистами на столичных проектах. Скорее всего, этих компетенций им хватит на три-четыре года, а учитывая вялые темпы экономики — на четыре-пять лет. А что потом? Массового механизма обновления компетенций на местах еще никто не придумал. Поэтому при отсутствии внятной мотивации и системы обновления знаний приток компетенций будет происходить циклично и, вероятно, извне.

С другой стороны, серьезную угрозу для роста и поддержания экспертизы представляет тот факт, что проектов физически становится меньше. Заказчики выбирают более грамотные решения с более длительным сроком жизни. Если раньше серверную или хранилище данных планировали на три-четыре года, а потом меняли, то сейчас решение планируется на пять-семь лет. В Москве эта тенденция менее заметна. и в столице срок службы CIO все еще укладывается в два-три года, после чего он переходит на новое место, а на смену ему приходит новый ИТ-директор. В регионах ситуация иная, так как рынок вакансий для CIO много скромнее.

Кроме того, за последние несколько лет средний возраст ИТ-директора заметно повысился — с кризисного 2008-го примерно на три-четыре года. Это значит, что приток в профессию перспективных лидеров существенно сократился. Позиция ИТ-директора стала предполагать более высокую ответственность со стороны ИТ за те бюджеты и решения, которые ему приходится принимать. В результате кризиса от ИТ начали требовать обоснование своей полезности, и не только с точки зрения затрат, но и возврата совершенных инвестиций. Соответственно, бизнес начинает оценивать ИТ в иных терминах и более жестких критериях, поэтому «новенькие» и пошли в другие области деятельности на более понятные позиции и должности.

Можно инвестировать некую сумму в ИТ и повысить рентабельность бизнеса. Но можно сделать те же инвестиции в другие отделы или другие профильные подразделения и получить примерно туже эффективность. Иными словами, ИТ приходится участвовать во внутренней конкуренции за бюджеты. А генеральный директор становится инвестором своего предприятия. Хорошо, когда денег хватает на всех. Но такие ситуации редки и все больше напоминают мало научную фантастику.

Эти и другие откровения и признания удалось получить именно благодаря дискуссионному формату, который доминировал на конгрессе, там самым полностью подтвердив свою состоятельность. Что же касается мнения самих участников конгресса, то второй день оказался не менее, а кое в чем и более интересным, чем первый. Но главная ценность подобных региональных мероприятий не только в этом.

Профиль региональных компетенций. Рис. 4

Не будет большим откровением утверждать, что столица государства российского, будь-то Москва или Санкт-Петербург, никогда доподлинно не знала, чем живут регионы. Слишком велики просторы и слишком широки трактовки очевидцев. Справедливости ради над заметить, что и регионы не всегда адекватно понимают, что же происходит в столице. Поэтому подобные встречи на площадках региональных CIO клубов — уникальная возможность быть ближе и лучше понимать друг друга!

Опубликовано 28.06.2013

Похожие статьи